Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов (на примере «Ритм Блюз Кафе»).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом в ресторанном бизнесе
1.1. Система управления персоналом
1.2. Персонал как ключевой фактор управления ресторанным бизнесом
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в Ритм Блюз кафе
2.1. Краткая характеристика Ритм Блюз кафе
2.2. Организация системы управления персоналом Ритм Блюз кафе
Глава 3. Основные направления совершенствования системы управления персоналом в Ритм Блюз кафе
Процедуры и операции, используемые в процессе управления знаниями персонала, включают: идентификацию знаний; распространение знаний; накопление знаний; развитие знаний; приобретение знаний; нахождение знаний[23].
Из-за несбалансированности экономики, различных экономических систем спонтанно срабатывает явление самоорганизации или синергизма в управлении персоналом. Эффект синергизма в управлении персоналом возникает при обострении конкуренции за клиента, вследствие этого привлекается большое количество знаний, практического опыта, и налаживания информационных связей между сотрудниками[24]. Синергетический эффект максимально проявляется при психологической совместимости работников ресторана[25]. Признаки синергетического эффекта в управлении персоналом:
— благоприятный социально-психологический климат в коллективе;
— высокий уровень технологий и трудовой дисциплины;
— рост числа предложений сотрудников по улучшению работы ресторана;
— повышение производительности труда, лояльности сотрудников по отношению к руководству.
Развитие теории и практики управления персоналом показывает, что прежде альтернативные и противоположные подходы к решению проблемы взаимодействия персонала в настоящее время обобщены и систематизированы в комплексную технологию сплочения профессиональной команды — командный менеджмент. Значение технологий командообразования в развитии ресторанного бизнеса особенно важно, потому что развитие деловых способностей сотрудников в ходе их обучения, расширения объема их знаний, приобретения навыков групповой работы способствует созданию слаженной команды, в которой сотрудники дополняют друг друга при четко определенной роли каждого из них. Сама команда обучается действовать, осознанно подчиняясь общей стратегии ресторанного менеджмента[26].
Команды в ресторанном бизнесе рассматриваются как группы сотрудников, участвующих в непрерывном производственно-технологическом процессе[27]. В типологии классификации команд заложен индикатор рода деятельности, которой призвана заниматься команда:
— подготовка рекомендаций проектных групп по аудиту, качеству или безопасности;
— присутствие конструктивного начала и разработка итоговой формулировки для внедрения рекомендаций;
— сконцентрированность на производительности команды;
— идентифицирование команды с поставленными перед ними конкретными целями, отличающими от целей фирмы в целом[28].
В структуре ресторана выделяют:
— вертикальные (функциональные) команды, включающие линейного руководителя и его формальных подчиненных[29]. В некоторых случаях команда может включать в себя три-четыре уровня иерархии в рамках одной сферы ответственности ресторанного менеджмента;
— горизонтальные команды состоят из руководителей и специалистов примерно одного и того же уровня, но из разных служб и подразделений ресторана. Специальная группа включает в состав сотрудников различных отделов и служб и является многофункциональной командой, которой поручено совместное выполнение определенных действий[30];
— специализированные (ситуационные) команды, не входящие в формальную структуру ресторана и работающие над важными проектами[31].
В таблице 2 представлены составляющие компоненты по формированию команд в ресторанном бизнесе.
Таблица 2
Компоненты команд в ресторане[32]
Компонент |
Характеристика |
Причины формирования команд |
Удовлетворение потребностей клиентов и реализация интересов фирмы и персонала. Решение стратегических, операционных и тактических задач ресторана. Усиление партисипативного влияния |
Факторы |
Команда функционирует слаженно, как единый организм, а ответственность несет коллективно. Сотрудники постоянно совершенствуют квалификацию по универсальным знаниям и навыкам. Все члены команды имеют равные права, участвуют в планировании, контроле деятельности коллектива и каждого сотрудника. Управление командой осуществляется коллегиально |
Требования |
Оптимизация сотрудников команды, распределение должностных обязанностей. Формирование состава команды с учетом знаний, опыта, компетенций персонала. Учет и контроль затрат на формирование команд |
Критерии эффективности |
Повышение удовлетворенностью трудом. Улучшение качества обслуживания клиентов и бизнес-процессов, через реинжиниринг, контроллинг. Повышение мотивированности персонала ресторана. Увеличение объемов информации, знаний и возможностей в принятии решений, появление чувства значимости, доверия и поддержки команды. Повышение эффективности деятельности ресторана и конкурентоспособности предоставляемых услуг и сервиса. Повышение удовлетворенности клиентов качеством сервиса, усиление их лояльности. Интенсификация развития персонала через развитие сплоченности, проявление синер- |
Командообразующими методами в ресторанах являются специальные тренинги, семинарские занятия, проекты, тимбилдинг[33].
Выводы
Управление персоналом – это комплекс методов воздействия на работников организации с целью достижения ее успеха и эффективного функционирования.
Важность эффективного управления персоналом ресторана обусловлена тем, что, как показывают исследования, что 20-30% роста производительности труда в ресторане обеспечиваются более продуктивной работой персонала. А в жесткой конкурентной борьбе они зачастую могут оказаться решающими для выживания ресторана через завоевание и поддержку лояльности гостей.
Наиболее действенными инновационными подходами в управлении персоналом ресторана являются: экологизация; управление знаниями; синергетический менеджмент; командный менеджмент; гендерный менеджмент; сетевой менеджмент; корпоративное управление человеческим капиталом. Все перечисленные подходы в управлении персоналом ресторана тесно связаны между собой и базируются: во-первых, на личности менеджера; во-вторых, на восприятии подчиненного как личности; в-третьих, на использовании синергетического эффекта от сплочения персонала в команде и объединения взаимодействий персонала ресторана.
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в Ритм Блюз кафе
2.1. Краткая характеристика Ритм Блюз кафе
Ритм Блюз кафе можно идентифицировать как промежуточное звено. В вечернее время кафе работает как ресторан.
История Ритм Блюз кафе начинается в 1997 г., когда в Москве еще не было клубов и ресторанов, где регулярно играла живая рок-музыка, и Стас Намин решил создать в Москве первый музыкальный клуб с рок-н-ролльным дизайном и «живой» музыкой. Так родился проект московского клуба – «Ритм-Блюз Кафе», который уже через несколько лет получил международную репутацию и стал одним из самых известных в Москве. В партнерстве с А.Макаревичем и В.Меладзе С.Намин в мае 1998 г. официально открыли первый в стране музыкальный клуб-ресторан «Ритм Блюз кафе». Это место стало уникальным и даже единственным в мире: профессиональные художники арт-студии Центра Стаса Намина – это и Юрий Балашов, и Шура Холоденко, и Ася Николаева – покрыли фасад здания огромной фреской. На выполненном в жанре масляной живописи коллаже – портреты более чем сорока мировых и российских звезд рок-музыки. Многие из них – Роллинг Стоунс, Ринго Стар, Брайен Мей, Статус Кво, Депеш Мод, Чик Корея, Жан Клод Понти, Рик Уэйкмен – посетив «Ритм Блюз кафе», оставили на фасаде клуба свои автографы. Редкие фотографии с не менее уникальными автографами, также украшают внутренний интерьер клуба (достопримечательностями клуба также являются бар на втором этаже внутри розового старинного лимузина, а также украшающее стену первого этажа единственное в России древо развития отечественной рок-музыки с фотографиями всех существовавших и существующих в стране рок-ансамблей). Именно в Ритм-Блюз Кафе проходило официальное открытие музыкального канала MTV в России, after-party первого фестиваля Максидром и другие важные музыкальные события[34].
Сегодня Ритм Блюз кафе – это одно из немногих мест в Москве, где можно услышать очень качественную живую музыку, вкусно поесть и провести время в демократической обстановке духа 70-х в самом центре города.
Управленческая структура Ритм Блюз кафе относиться к линейно-функциональному виду. Ее характерной особенностью является то, что все полномочия находятся в руках линейного руководителя, возглавляющего вверенный ему коллектив. Руководству при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.
Структура управления Ритм Блюз кафе представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура управления персоналом Ритм Блюз кафе[35]
2.2. Организация системы управления персоналом Ритм Блюз кафе
В Ритм Блюз кафе должность менеджера по персоналу не предусмотрена. Все основные функции управления персоналом распределены между руководством кафе.
Соотношение разных категорий работников в их общей численности
характеризует структуру кадров предприятия. Анализ такой структуры произведем посредством расчета удельного веса каждой категории работников в их общей численности. Обеспеченность трудовыми ресурсами Ритм Блюз кафе характеризуется данными, приведенными в аналитической таблице 3.
Таблица 3
Анализ численности кадров Ритм Блюз кафе[36]
Отклонения |
|||||||
Работники |
2014 год |
2014 год |
2015 год |
Абсолютное |
% |
||
2014/ 2014 |
2015/ 2014 |
2014/ 2014 |
2015/ 2014 |
||||
Производственные |
12 |
13 |
16 |
1 |
3 |
8,33 |
23,08 |
Вспомогательные |
8 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
- |
Управленческий персонал и служащие |
7 |
8 |
8 |
1 |
- |
14,29 |
- |
ИТОГО |
27 |
29 |
32 |
2 |
3 |
7,41 |
10,34 |
На основании таблицы 3 видно, что численность персонала Ритм Блюз кафе увеличилась за 3 года на 18,5%. Увеличение численности управленческого персонала и специалистов произошло на 1 работника в 2014 г. Численность производственных рабочих возросла за три года на 4 чел. (за счет приема поваров и кухонных работников). Вспомогательный персонал увеличился на 1 работника.
Структура персонала по уровню образования приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Структура персонала по уровню образования[37]
Проведенный анализ выявил, что в Ритм Блюз кафе большая часть персонала имеет общее среднее образование. Состав работающих кафе по категориям обусловлен спецификой деятельности предприятий общественного питания, существенную часть составляют рабочие.
Возрастная структура персонала кафе приведена на рисунке 4. В Ритм Блюз кафе большую часть (26%) персонала составляют сотрудники в возрасте 25-29 лет, которые в дальнейшем могут учиться и получить образование по специальности.
Рисунок 4 - Структура персонала по уровню образования[38]
Структура персонала по стажу работы в данном кафе приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 - Структура персонала по стажу работы в кафе[39]
Проведенный анализ выявил, что в Ритм Блюз кафе стаж работы
характеризует стабильность трудового коллектива, большая часть (56%) персонала составляют сотрудники, проработавшие на данном предприятии от 5 до 9 лет.
Структура персонала по половому признаку представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Структура персонала по полу[40]
В Ритм Блюз кафе преобладает женский труд (75%), однако в производстве занято 50% женщин (12 человек) и 50% мужчин (4 человека).
В таблице 4 проанализирована текучесть кадров на предприятии.
Таблица 4
Анализ текучести кадров в Ритм Блюз кафе[41]
Показатели |
2014 |
2014 год |
2015 год |
Отклонение, +/- |
|
2014/ 2014 |
2014/ 2015 |
||||
Коэффициент текучести |
18,5 |
10,3 |
6,25 |
-8,20 |
-4,05 |
Коэффициент обновления |
25,9 |
17,2 |
12,5 |
-8,70 |
-4,70 |
Коэффициент выбытия |
3,7 |
3,4 |
3,12 |
-0,30 |
-0,28 |