Файл: Основы проектирования программ. Этапы создания программного обеспечения (ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
Безусловно, начинается оно с возникших потребностей пользователя. Каждая компания имеет свою специфику работы и нуждается в индивидуальном подходе. Специально произведенная разработка программ, позволит значительно сэкономить время сотрудникам фирмы на обработке отдельной информации и внесении дополнительных данных. Это могут быть складские программы, программы для произведения сложных вычислений или элементарной записи телефонов клиентов для регулярной рассылки рекламной информации. Воспользовавшись услугами хорошего ПО, можно не только сэкономить время, но и деньги с заработной платы и налогов уже не требующегося сотрудника. ПО, в данном случае, оказывает услугу не только по экономии, но и избавляет работодателя от такого понятия как«человеческий фактор». Система не спит, не ест, не курит, не требует отпуск и не пьет чай — она всегда на месте и готова трудиться во благо предприятия. Если она вышла из строя, достаточно пригласить к ней программиста, и спустя пару часов система снова готова усердно работать. Чтобы воспользоваться услугами этой прекрасной барышни, достаточно найти сайт программного обеспечения и набрать номер телефона. Люди работающие в этой сфере точно знают что нужно клиенту и как добиться его абсолютного удовлетворения. Вам детально расскажут о всех возможностях и наверняка поведают много нового о современном ПО, ведь новшества внедряются ежесекундно[6;15].
Чтобы полностью удовлетворить все потребности заказчика предоставляя услуги по программному обеспечению, необходимо изучить особенности деятельности кампании для которой создается ПО. Важно узнать требования и пожелания непосредственных будущих пользователей программы, вникнуть в суть работы и понять ее досконально. Благодаря такому тщательному подходу, программист сможет не только создать представляемую вами версию программы, но и предложить ее в усовершенствованном варианте. Значимый плюс опытных мастеров программирования, что они уже не однажды сталкивались с проблемами и запросами аналогичными вашим и знают «каксделать лучше». Далее проводится предварительное планирование работ. Определив их, устанавливаются сроки по выполнению и определяются необходимые ресурсы для осуществления поставленных задач. На основании известных данных исчисляется общая стоимость работ по разработке программного обеспечения.
Проектирование ПО
На данной стадии разработки автоматизированной системы составляются технические задания и создаются спецификации, излагаются планы по проведению работ в документальном виде. Проводится анализ составленного плана работ. Какие процессы и вычисления должны быть видимыми, а какие могут производиться скрыто. К каким данным необходим доступ для внесения корректировок, а какие могут производиться только автоматически и даже нуждаются в этом. Кроме того, в зависимости от сложности создаваемой программы, могут применяться различные методы проектирования. Если программа не слишком сложна, то для нее вполне подойдет «ручное» проектирование. Если же система является продуктом сложным, то без автоматизации, даже на данном этапе — не обойтись. В основном, проектированию подвергается архитектура ПО, устройство его компонентов и пользовательские интерфейсы. Чтобы наглядно описать предполагаемую систему, используют при проектировании ER-диаграммы, блок-схемы, DFD-диаграммы, UML-диаграммы и макеты[7;124].
Что включает в себя создание программного обеспечения
1. Создание дизайна.
Нельзя не согласиться, что дизайн ПО, так же значим как и сама разработка базы данных. Современные системы позволяют создавать разнообразные виды форм, цветов и изображений. Проводя целый день перед монитором компьютера, важно, чтобы постоянно мелькающие перед глазами оттенки не раздражали и не портили зрение. Чтобы пользоваться программой было приятно не только с точки зрения получения удовлетворительного результата своей деятельности, но и просто благодаря комфортному и продуманному интерфейсу. Многим по вкусу придется создание индивидуального стиля, но данная услуга имеет дополнительную стоимость. Для рабочих программ, в основном используются шаблоны подогнанные под специфику программы заказчика. После окончательно созданного дизайна, мы получаем графические макеты, визуальные формы и тщательно продуманный интерфейс готовый к утверждению.
2. Кодирование ПО.
Само по себе понятие кода, представляет собой набор знаков или символов предназначенных для записи или передачи конкретных, заранее обусловленных понятий. Как известно, видимое на мониторе изображение это лишь передаваемый визуальный объект, на самом деле программы пишутся и состоят из цепочек чисел, букв, символов и значимых пробелов. Чтобы немного приблизится к понятию, достаточно нажать на правую кнопку мыши и выбрать«просмотр кода элемента». Именно так или приблизительно так, выглядят страницы сайтов и программ в момент своего появления на свет. Вот именно такую работу программиста, подразумевает под собой понятие «КодированиеПО». Задача практически невыполнимая для рядового обывателя, но интересная и простая для мастера своего дела. Нужно ли говорить, что опыт при выполнении подобной задачи дело далеко не последнее.
3. Тестирование программного обеспечения.
После того как был разработан проект программы, утвержден дизайн и создан программный код, система нуждается в тщательном тестировании. При проведении тестирования преследуется две цели:
— демонстрация программы заказчику для окончательного ее утверждения;
— проверка программы на наличие ошибок, или как их называют в народе«багов».
Баг — это сбой системы из-за маленького недочета в коде программы. При этом, в независимости от масштабов ошибки — вплоть до отсутствия лишь одного символа, может выходить полностью ошибочный результат. Именно потому тестирование является важным этапом разработки программной системы.
При проверке программы на наличие ошибок, необходимо быть очень внимательными всем пользователям, поскольку скрываться они могут в самых заповедных зонах. Конечно, если основной результат будет не верным, это будет не сложно определить. Гораздо труднее найти мелкие недочеты, которые приводят к эффекту «накопительного» свойства. Если производя вычисления или записывая информацию программа будет совершать регулярно одну незначительную ошибку, которая на первый взгляд не играет особой роли или невидима в принципе, итогом может стать полный крах системы или отсутствие части ожидаемых функций по формированию отчетов и прочего. На этот случай, существует сопровождение разработанного ПО, программистами создателями.
4. Документирование ПО в процессе разработки.
Документирование ПО — это совокупность данных и документов по воплощаемому проекту. На первый взгляд действие может показаться пережитком бюрократического наследия, но на самом деле это весьма полезная вещь по множеству причин.
4.1. Чем полезно документирование:
4.1.1. Над каждой программой зачастую работает большое количество специалистов, которые постоянно нуждаются в получении информации о производимых действиях коллегами. Документирование обеспечивает доступ любому специалисту к требующимся сведениям в любой момент времени. Запись документации всегда производится на одном понятном языке всем участникам проекта. В случае появления нового человека в группе специалистов, он легко ознакомится со всеми уже произведенными операциями и сможет быстро втянуться в работу.
4.1.2. В случае появления ошибки на определенном участке системы, будет гораздо удобней, если этот участок будет иметь свое название. Так можно быстро донести до коллег информацию и она будет мгновенно принята к сведению. Одним словом, «раздел № 26», звучит намного понятней, чем «вчеранедоделанная Ваней часть системы».
4.1.3. Ведя документацию, можно строго разграничить между специалистами их зоны влияния, тем самым возложив на каждого ответственность за свой, вполне конкретный участок работы. Это не допустит напрасных поисков виноватых в отдельных ситуациях и человека который обязан устранить данную ошибку или произвести работу.
4.1.4. Четко проведенные границы функциональности системы при ее проектировании, гораздо проще сберечь документируя весь процесс разработки технологий. Уже начав работу над созданием программы, нет места внезапно всплывшим пожеланиям заказчика. Изначально заложенная основа может быть просто не рассчитана на отдельные возможности.
4.2. Рекомендации по документированию программного обеспечения:
4.2.1. Краткость — сестра таланта. В случае с документированием процесса создания ПО, эта истина приходится как нельзя кстати. Данные документы должны содержать сухую и лаконичную информацию, не отвлекая и не раздражая объемностью занятых людей. Текст должен хорошо восприниматься и быть понятным.
4.2.2. Документирование проекта представляет собой логичную схему, в которой не должно быть не связанных документов. Если на глаза попадается документ не связанный с прочими документами какой-либо ссылкой, он может быть удален безвозвратно и без сожалений.
4.2.3. Затраты труда специалистов на отдельные участки системы, следует рассчитывать основываясь на описанные атомарные задачи. Невозможно определить скольких усилий стоило программисту Анатолию, разработать функционал подсистемы ввода данных. А в описании атомарных задач все точно, причем чем мельче задача — тем точнее агрегированная оценка.
4.2.4. Обязательно формирование списков оповещения всех участников проекта. В случае возникновения необходимости доработки какого-либо участка системы, все сотрудники участвующие в ее создании должны быть немедленно уведомлены. Несвоевременно полученная информация может быть причиной напрасно потраченного времени и труда многими специалистами.
Исходя из вышесказанного, можно понять почему на пункт документирование было потрачено столько слов. Документирование — это не просто бюрократическая волокита, это способ передать накопленные знания коллегам-разработчикам.
2.3 Поддержка программного обеспечения
Любое ПО нуждается в поддержке программистов. Необходимо оно не только на стадии освоения и удаления вылезающих багов. На протяжении всего времени пользования системой требуется специалист, знающий о «подводныхкамнях» и особенностях вашей программы. Нет выбора поддержки лучше, чем сопровождение самой компанией-создателем вашего ПО. Поддержка, включает в себя два вида услуг: внедрение и сопровождение. Рассмотрим, что представляет собой каждое из них в отдельности.
1. Внедрение ПО.
Выполнен договор, разработка программного обеспечения окончена успешно. Что следует за этим? Радостное пользование новым ПО сотрудниками организации. Чтобы пользование на самом деле было радостным и приятным, необходимо обучить работников. Важно разъяснить каждому, как и что делать нужно, а как и что ни в коем случае нельзя. На первых порах внедрения, сами разработчики с настороженностью пользуются своим детищем и просят сообщать обо всех странных внезапно объявившихся процессах. Фактически, первые недели между работниками компании-заказчика и фирмы-исполнителя, налаживаются партнерские взаимоотношения. Пройдя процесс успешного обучения пользователем и избавившись от сомнений появления возможных недочетов разработчиком, их общение в скором времени сойдет на нет. Но и окончательно вычеркивать из своей жизни существование программиста не стоит. Людям свойственно ошибаться, может произойти сбой из-за механической поломки или по другим причинам — именно в таком случае снова на пороге появится программист. Последняя ситуация как раз относится к следующему пункту статьи — сопровождение.
2. Сопровождение ПО.
Сопровождение программного обеспечения, это значимая доля дохода компаний занимающихся ПО. Особенно, если созданный организацией успешно продукт, был востребован еще несколькими фирмами, а компания как создатель, лучше всего может проследить за его функциональностью. Зачастую разработчики программного обеспечения оставляют возможность совершать доработки с целью его совершенствования. Современный бизнес не стоит на месте, а вместе с бизнесом должна развиваться и система контролирующая и анализирующая его. Сопровождать фирма может не только свое персонально разработанное ПО, но и устаревшее наследие программных комплексов организаций.
Если предприятие уже давно существует, и имеет свои базы данных, системное обеспечение и прочее нуждающееся в поддержке и сопровождении специалистами интеллектуальное имущество, компании по разработке ПО с радостью предоставят свои услуги.
2.1. Кого могут заинтересовать услуги по сопровождению ПО?
2.1.1. В первую очередь, это организации воспользовавшиеся услугой создания нового программного обеспечения. Самое правильное решение, это не дожидаясь возникновения сложностей, сразу заручиться поддержкой специалистов. Контроль за качеством работы системы, позволит существовать ей успешно долгие годы и вовремя получить возможность произвести обновления или внесения изменений согласно последним новшествам IT технологий.