Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что в последние десятилетия кластерная модель завоевывает приоритетные позиции в большинстве стран мира. Благодаря многообещающим результатам, кото­рые достигнуты в связи с изменением конфигурации производственных взаи­моотношений, привнесенных кластеризацией национальных экономик, в кор­не изменился характер конкурентоспособности.

Кластерная политика в индустриально-развитых странах развертывается последние 20-25 лет в связи с ограничением потенциала конкурентоспособно­сти крупных интегрированных компаний на динамичных глобальных рынках. Потребовалось мобилизовать новые ресурсы малых и средних предприятий, территории - для обеспечения национальной конкурентоспособности. Первые масштабные программы кластерной политики реализовывались в разных странах в различные периоды: США - 70-80-е годы; Австрия, Великобрита­ния, Япония - 90-е годы; Финляндия, Франция - 1995 г.; Венгрия - 1996 г.; Словения - 1999-2003 гг. Кластеры позволили мобилизовать новый ресурс - ресурс сетевой организации территорий, который становится базой конкурен­тоспособности в глобальной экономике. Например, национальная конкурен­тоспособность США в основном обеспечивается 24 группами кластеров (318 территориальных кластеров), в Италии - 200 «промышленными округами», в Дании - 29 ведущими кластерами и др.

Изучение международного опыта кластеризации показало, что к числу го­сударств, имеющих уровень кластеризации экономики 65-70% и более отно­сятся страны Западной Европы, Северной Америки, а также Япония, Индия и некоторые страны арабского мира.

Объектом исследования – мировой и российский опыт по созданию промышленных кластеров.

Предметом исследования в данной курсовой работе является мировой опты в сфере промышленной политики и в частности в сфере создания промышленных кластеров.

Целью данной работы является изучение международной сущности промышленной политики и в частности создания промышленных кластеров.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические подходы к созданию сущность промышленных кластеров;

- проанализировать аспекты подходы к созданию промышленных кластеров в РФ

- охарактеризовать мировой опыт создания промышленных округов(кластеров)

Для написания данной курсовой работы использовались научные и практические труды современных отечественных и зарубежных экономистов: Артемов А., Брыкин А., Шумаев В., Бегарь В. В., Бозе Э., Васильев В.П., Винслав Ю., Цветков В. и другие.


Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования выводов и предложений в создании промышленных кластеров в РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации

1.1 Аспекты подходы к созданию промышленных кластеров в РФ

Правительство Российской Феде­рации в последние годы уделя­ет большое внимание созданию и функционированию в стране про­мышленных и инновационных кла­стеров, развитие которых должно сыграть серьёзную роль в экономи­ческом прогрессе страны, укрепле­нии её промышленного потенциала. [8, С. 35]

Согласно современной экономи­ческой теории и практике, террито­риальные кластеры играют важную роль в экономическом развитии ве­дущих стран и регионов Западной Европы, в особенности тех регионов, где кластеры (или промышленные округа) начали оформляться 40­50 лет назад и в дальнейшем получи­ли законодательную базу. Развитие кластеров, как показывает опыт, ве­дёт к повышению производительно­сти труда, формированию новых компаний и созданию рабочих мест и одновременно содействует росту инновационного потенциала терри­торий, что исключительно важно для экономического развития регионов России. [11, С. 171]

Как отмечают российские учёные Ю. В. Вертакова, Ю.С. Положенцева и М. Ю. Хлынин, «анализ мировой и отечествен­ной практики вертикальной и горизонтальной интеграции промышленных предприятии пока­зывает, что одним из перспективных направ­лении развития кооперации промышленных предприятий является их объединение в клас­теры. При этом понимание кластера основа­но на формировании особой организации эко­номических процессов между его элемента­ми. [3, С. 47]

На наш взгляд, такое описание промыш­ленных кластеров является технократическим и не в полной мере отражает их суть как соци­ально-экономических систем «Рассматри­вая промышленный кластер с системных по­зиций, - продолжают авторы, - мы понима­ем его как множество элементов, взаимодей­ствующих друг с другом и с внешней средой, объединяемых наличием близких свойств. У промышленных предприятий, расположенных на одной территории, много общих потребно­стей и возможностей взаимодействия друг с другом и с другими экономическими субъек­тами, что способствует кластерообразованию». [4]


Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспо­собности бизнеса, эффективному взаимодействию участников класте­ра с учётом их близкого территори­ального расположения. Активная де­ятельность предприятий в рамках кластера открывает путь к внедре­нию инноваций, современных техно­логий, позволяет добиваться сниже­ния издержек производства (благо­даря специализации предприятий и их кооперации).

Развитие кластеров, кроме того, является достаточно эффективным механизмом привлечения в отдель­ный регион прямых иностранных инвестиций, активизации внешне­экономической деятельности входя­щих в кластер предприятий, что осо­бенно важно для регионов, уже нала­дивших прямые кооперационные связи с зарубежными партнёрами. [12, С. 23]

Активное развитие кластеров дол­жно обеспечить оптимизацию поло­жения отечественных предприятий на российском и международном рынках, содействовать повышению степени переработки сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также ин­тенсификации механизмов государственного партнёрства. [16, С. 82]

Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положенцева и М. Ю. Хлынин дают следующую, достаточно развёрнутую дефиницию промышленного кластера: «Под промышленным кластером понимается взаимосвязанная совокупность сконцентрированных преимущественно по территориальному признаку промышленных предприятий и связанных с ними долгосрочны­ми кооперационными связями других эконо­мических субъектов, характеризующихся об­щностью экономических интересов, реализа­ция которых позволяет повышать эффектив­ность развития промышленных предприятий за счёт внутрисистемного усиления локализован­ных конкурентных преимуществ и концентра­ции производства и капитала на определённой территории. [3, С. 48]

В развитии социально-экономических сис­тем важное место занимают промышленные кластеры, так как взаимодействие их участни­ков приводит к улучшению качества произво­димой продукции, работ и услуг в условиях усиливающейся конкуренции. Это достигает­ся за счёт многостороннего и многоуровне­вого взаимодействия промышленных предпри­ятий, мобилизации потенциала всех участни­ков кластерного объединения. Уникальные компетенции, возникающие вследствие интег­рации, создают предпосылки к формирова­нию дополнительных конкурентных преиму­ществ». [5, С. 63]

К настоящему времени использо­вание кластерного подхода начина­ет занимать одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономичес­кого развития ряда субъектов Рос­сийской Федерации и муниципаль­ных образований.


На федеральном уровне формиру­ются механизмы, позволяющие обес­печить стимулирование и поддерж­ку развития территориальных клас­теров.

Среди основных направлений производственной и исследователь­ской деятельности инно­вационных территориальных клас­теров - информационные, аэрокос­мические, медицинские, а также биотехнологии, новые материалы, радиационные технологии, нефтехи­мия и судостроение. [7, С. 56]

Основными документами, регулирующи­ми процедуру создания и функционирования кластеров являются:

- Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» [1]

- Постановление Правительства Российс­кой Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства».

В целях государственной поддержки ма­лого и среднего предпринимательства, осуще­ствляемой в рамках реализации этого поста­новления, на конкурсной основе осуществля­ется предоставление субсидий субъектам Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующих регио­нальных программах. Данный механизм со­здаёт возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъ­ектов Федерации для реализации широкого спектра кластерных проектов;

Закон от 22 июля 2005 г. № 116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

Закон от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Россий­ской Федерации и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российс­кой Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р «О комплексной программе "Создание в Рос­сийской Федерации технопарков в сфере вы­соких технологий"».

Благоприятные возможности для развития кластерных проектов появляются при исполь­зовании потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно- производственного и портового типа, а также технопар­ков. Дополнительные возможности поддерж­ки развития кластеров предоставлены субъек­там Федерации в рамках создания зон терри­ториального развития; [14]

Постановление Правительства Россий­ской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предо­ставления субсидий из федерального бюдже­та бюджетам субъектов Российской Федера­ции на реализацию мероприятий, предусмот­ренных программами развития пилотных ин­новационных территориальных кластеров».

В соответствии с Указом Президента Рос­сийской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономи­ческой политике», Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть увязку государственных программ Россий­ской Федерации: «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Разви­тие фармацевтической и медицинской про­мышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие сельского хо­зяйства и регулирования рынков сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия» с формируемыми проектами ин­новационных территориальных кластеров.


Государственная поддержка тер­риториальных кластеров носит ад­ресный характер и предоставляется территориальным кластерам, в кото­рых сосредоточен значительный по­тенциал в научно-технической и про­изводственной сферах и которые мо­гут обеспечить существенный вклад в развитие экономики соответствую­щих регионов, завоевание или укреп­ление лидирующих позиций на рос­сийском и зарубежных рынках про­дукции и услуг. [11, С. 167]

Основными направлениями под­держки развития территориальных кластеров являются следующие:

содействие реализации про­грамм развития территориальных кластеров;

предоставление методической поддержки развитию территориаль­ных кластеров;

реализация мер по совершен­ствованию системы государственно­го регулирования и снижению адми­нистративных барьеров для разви­тия территориальных кластеров. [18, С. 408]

Содействие реализации про­грамм развития территориальных кластеров осуществляется в форме предоставления субсидий, проводи­мого на конкурсной основе.

Предоставление субсидий осуще­ствляется при условии совместного финансирования со стороны субъектов Россий­ской Федерации и привлечения средств из внебюджетных источни­ков с учётом уровня бюджетной обес­печенности регионов.

В рамках предоставления финан­совой поддержки программам разви­тия кластеров приоритетом являет­ся поддержка проектов, способству­ющих повышению конкурентоспо­собности значительного количества участников кластера. [20, С. 129]

Эта поддержка предусматривает обеспечение взаимосвязи кластеров со стратегиями развития отдельных отраслей, государственными программами Российской Федерации и её субъек­тов, федеральными и ведомственны­ми целевыми программами, схемами территориального развития. [13, С. 37]

В рамках реализации Постанов­ления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 государственные органы осуществ­ляют поддержку создания и обеспе­чения деятельности центров клас­терного развития, основной целью деятельности которых является со­здание условий для эффективного взаимодействия предприятий - уча­стников территориальных класте­ров, учреждений образования и на­уки, некоммерческих и обществен­ных организаций, органов госу­дарственной власти и местного само­управления, инвесторов в интересах развития территориального класте­ра, обеспечения реализации совмес­тных кластерных проектов.

В практике производственной де­ятельности кластеры получили наи­большее развитие в целом ряде за­падноевропейских стран, в частно­сти в Италии. Итальянский опыт со­здания кластеров (в итальянской ре­альности - промышленных округов) имеет серьёзное значение для рос­сийской экономики. [4]