Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации
1.1 Аспекты подходы к созданию промышленных кластеров в РФ
1.2 Теоретические аспекты создания промышленных кластеров
Глава 2. Анализ мирового опыта создания промышленных округов(кластеров)
2.1 Характеристика конкурентспособности кластерного подхода к промышленной политике в Финляндии
2.2 Проблемы кластеризации и кластерной политики на примере сравнения кластеров РФ и США
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что в последние десятилетия кластерная модель завоевывает приоритетные позиции в большинстве стран мира. Благодаря многообещающим результатам, которые достигнуты в связи с изменением конфигурации производственных взаимоотношений, привнесенных кластеризацией национальных экономик, в корне изменился характер конкурентоспособности.
Кластерная политика в индустриально-развитых странах развертывается последние 20-25 лет в связи с ограничением потенциала конкурентоспособности крупных интегрированных компаний на динамичных глобальных рынках. Потребовалось мобилизовать новые ресурсы малых и средних предприятий, территории - для обеспечения национальной конкурентоспособности. Первые масштабные программы кластерной политики реализовывались в разных странах в различные периоды: США - 70-80-е годы; Австрия, Великобритания, Япония - 90-е годы; Финляндия, Франция - 1995 г.; Венгрия - 1996 г.; Словения - 1999-2003 гг. Кластеры позволили мобилизовать новый ресурс - ресурс сетевой организации территорий, который становится базой конкурентоспособности в глобальной экономике. Например, национальная конкурентоспособность США в основном обеспечивается 24 группами кластеров (318 территориальных кластеров), в Италии - 200 «промышленными округами», в Дании - 29 ведущими кластерами и др.
Изучение международного опыта кластеризации показало, что к числу государств, имеющих уровень кластеризации экономики 65-70% и более относятся страны Западной Европы, Северной Америки, а также Япония, Индия и некоторые страны арабского мира.
Объектом исследования – мировой и российский опыт по созданию промышленных кластеров.
Предметом исследования в данной курсовой работе является мировой опты в сфере промышленной политики и в частности в сфере создания промышленных кластеров.
Целью данной работы является изучение международной сущности промышленной политики и в частности создания промышленных кластеров.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к созданию сущность промышленных кластеров;
- проанализировать аспекты подходы к созданию промышленных кластеров в РФ
- охарактеризовать мировой опыт создания промышленных округов(кластеров)
Для написания данной курсовой работы использовались научные и практические труды современных отечественных и зарубежных экономистов: Артемов А., Брыкин А., Шумаев В., Бегарь В. В., Бозе Э., Васильев В.П., Винслав Ю., Цветков В. и другие.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования выводов и предложений в создании промышленных кластеров в РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации
1.1 Аспекты подходы к созданию промышленных кластеров в РФ
Правительство Российской Федерации в последние годы уделяет большое внимание созданию и функционированию в стране промышленных и инновационных кластеров, развитие которых должно сыграть серьёзную роль в экономическом прогрессе страны, укреплении её промышленного потенциала. [8, С. 35]
Согласно современной экономической теории и практике, территориальные кластеры играют важную роль в экономическом развитии ведущих стран и регионов Западной Европы, в особенности тех регионов, где кластеры (или промышленные округа) начали оформляться 4050 лет назад и в дальнейшем получили законодательную базу. Развитие кластеров, как показывает опыт, ведёт к повышению производительности труда, формированию новых компаний и созданию рабочих мест и одновременно содействует росту инновационного потенциала территорий, что исключительно важно для экономического развития регионов России. [11, С. 171]
Как отмечают российские учёные Ю. В. Вертакова, Ю.С. Положенцева и М. Ю. Хлынин, «анализ мировой и отечественной практики вертикальной и горизонтальной интеграции промышленных предприятии показывает, что одним из перспективных направлении развития кооперации промышленных предприятий является их объединение в кластеры. При этом понимание кластера основано на формировании особой организации экономических процессов между его элементами. [3, С. 47]
На наш взгляд, такое описание промышленных кластеров является технократическим и не в полной мере отражает их суть как социально-экономических систем «Рассматривая промышленный кластер с системных позиций, - продолжают авторы, - мы понимаем его как множество элементов, взаимодействующих друг с другом и с внешней средой, объединяемых наличием близких свойств. У промышленных предприятий, расположенных на одной территории, много общих потребностей и возможностей взаимодействия друг с другом и с другими экономическими субъектами, что способствует кластерообразованию». [4]
Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса, эффективному взаимодействию участников кластера с учётом их близкого территориального расположения. Активная деятельность предприятий в рамках кластера открывает путь к внедрению инноваций, современных технологий, позволяет добиваться снижения издержек производства (благодаря специализации предприятий и их кооперации).
Развитие кластеров, кроме того, является достаточно эффективным механизмом привлечения в отдельный регион прямых иностранных инвестиций, активизации внешнеэкономической деятельности входящих в кластер предприятий, что особенно важно для регионов, уже наладивших прямые кооперационные связи с зарубежными партнёрами. [12, С. 23]
Активное развитие кластеров должно обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий на российском и международном рынках, содействовать повышению степени переработки сырья, импортозамещению и росту локализации сборочных производств, а также интенсификации механизмов государственного партнёрства. [16, С. 82]
Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положенцева и М. Ю. Хлынин дают следующую, достаточно развёрнутую дефиницию промышленного кластера: «Под промышленным кластером понимается взаимосвязанная совокупность сконцентрированных преимущественно по территориальному признаку промышленных предприятий и связанных с ними долгосрочными кооперационными связями других экономических субъектов, характеризующихся общностью экономических интересов, реализация которых позволяет повышать эффективность развития промышленных предприятий за счёт внутрисистемного усиления локализованных конкурентных преимуществ и концентрации производства и капитала на определённой территории. [3, С. 48]
В развитии социально-экономических систем важное место занимают промышленные кластеры, так как взаимодействие их участников приводит к улучшению качества производимой продукции, работ и услуг в условиях усиливающейся конкуренции. Это достигается за счёт многостороннего и многоуровневого взаимодействия промышленных предприятий, мобилизации потенциала всех участников кластерного объединения. Уникальные компетенции, возникающие вследствие интеграции, создают предпосылки к формированию дополнительных конкурентных преимуществ». [5, С. 63]
К настоящему времени использование кластерного подхода начинает занимать одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На федеральном уровне формируются механизмы, позволяющие обеспечить стимулирование и поддержку развития территориальных кластеров.
Среди основных направлений производственной и исследовательской деятельности инновационных территориальных кластеров - информационные, аэрокосмические, медицинские, а также биотехнологии, новые материалы, радиационные технологии, нефтехимия и судостроение. [7, С. 56]
Основными документами, регулирующими процедуру создания и функционирования кластеров являются:
- Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» [1]
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства».
В целях государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемой в рамках реализации этого постановления, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующих региональных программах. Данный механизм создаёт возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Федерации для реализации широкого спектра кластерных проектов;
Закон от 22 июля 2005 г. № 116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
Закон от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р «О комплексной программе "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий"».
Благоприятные возможности для развития кластерных проектов появляются при использовании потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно- производственного и портового типа, а также технопарков. Дополнительные возможности поддержки развития кластеров предоставлены субъектам Федерации в рамках создания зон территориального развития; [14]
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», Правительству Российской Федерации поручено предусмотреть увязку государственных программ Российской Федерации: «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с формируемыми проектами инновационных территориальных кластеров.
Государственная поддержка территориальных кластеров носит адресный характер и предоставляется территориальным кластерам, в которых сосредоточен значительный потенциал в научно-технической и производственной сферах и которые могут обеспечить существенный вклад в развитие экономики соответствующих регионов, завоевание или укрепление лидирующих позиций на российском и зарубежных рынках продукции и услуг. [11, С. 167]
Основными направлениями поддержки развития территориальных кластеров являются следующие:
содействие реализации программ развития территориальных кластеров;
предоставление методической поддержки развитию территориальных кластеров;
реализация мер по совершенствованию системы государственного регулирования и снижению административных барьеров для развития территориальных кластеров. [18, С. 408]
Содействие реализации программ развития территориальных кластеров осуществляется в форме предоставления субсидий, проводимого на конкурсной основе.
Предоставление субсидий осуществляется при условии совместного финансирования со стороны субъектов Российской Федерации и привлечения средств из внебюджетных источников с учётом уровня бюджетной обеспеченности регионов.
В рамках предоставления финансовой поддержки программам развития кластеров приоритетом является поддержка проектов, способствующих повышению конкурентоспособности значительного количества участников кластера. [20, С. 129]
Эта поддержка предусматривает обеспечение взаимосвязи кластеров со стратегиями развития отдельных отраслей, государственными программами Российской Федерации и её субъектов, федеральными и ведомственными целевыми программами, схемами территориального развития. [13, С. 37]
В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 государственные органы осуществляют поддержку создания и обеспечения деятельности центров кластерного развития, основной целью деятельности которых является создание условий для эффективного взаимодействия предприятий - участников территориальных кластеров, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, инвесторов в интересах развития территориального кластера, обеспечения реализации совместных кластерных проектов.
В практике производственной деятельности кластеры получили наибольшее развитие в целом ряде западноевропейских стран, в частности в Италии. Итальянский опыт создания кластеров (в итальянской реальности - промышленных округов) имеет серьёзное значение для российской экономики. [4]