Файл: Кадровая стратегия современной организации (Глава 1. Теоретические аспекты кадрового потенциала организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты кадрового потенциала организации
1.1 Понятие «кадровый потенциал организации»
1.2 Обзор инновационных методов, применяемых для развития кадрового потенциала компании
2.1. Задачи кадровой службы на предприятии ООО «Натура Сиберика»
2.2. Влияние кадровой службы на реализацию кадровой стратегии организации ООО «Натура Сиберика»
Современная информационная система по управлению персоналом представляет собой технологический комплекс, который автоматизирует работу с персоналом. Охватывая все уровни работы, она направлена для оптимизации рабочих процессов и для оперативного развития кадрового потенциала организации. Данная система активно взаимодействует с другими системами управления, которые направлены на финансовое обеспечение компании, а также помогает в решении производственных вопросов, с использованием в работе данных сотрудников.
Сочетание лучших методологических методов и возможностей современных информационных систем позволяют успешно решать такие задачи, как:
- доступ к данным, который становится быстрым и полным;
- информационное обоснование принятых решений, обеспеченное полным информационным анализом;
- оптимизация работы каждого члена коллектива, что позволит сделать большой шаг вперед к достижению стратегических задач компании;
- контроль за развитием и профессиональным ростом, обучение всего персонала;
- гибкое управление эффективной мотивацией персонала;
- эффективное планирование как стратегических, так и оперативных изменений в организации компании с параллельным формированием необходимых для этого бюджетов[8].
При использовании информационных систем управления у компании появляется значительное преимущество за счет того, про происходит оптимизации информационных структур, а также создаются единые центры менеджмента. Данное преимущество положительно влияет на общую работу кадровой службы и сокращает финансовые расходы на ее обеспечение. Следует отметить, что при возникновении единого информационно-управляемого центра повышается продуктивность работы при процессе контроля. Одним из важных положительных факторов при внедрении в компанию HR-системы является то, что появляется возможность ведения документооборота в электронном виде, что значительно сокращает временные ресурсы. Компании необходимо только выбрать необходимый процесс и запустить начало работы: система управления самостоятельно отслеживает ход работ, информирует сотрудника в случае необходимости его участия в обработке документа, гарантируя высокую степень доступности информации.
ИСУ имеет широкий выбор функциональных возможностей, что позволяет использовать ее для решения большого количества вопросов компании. Современный бизнес развивается весьма динамично, и основными критериями успешности сегодня становятся информация и скорость реагирования. Это делает HR-системы одним из важных корпоративных инструментов, которые применяют сегодня компании любых размеров и в любых отраслях деятельности. Информационные системы управления персоналом являются необходимостью для успешного роста и развития предприятия, их внедрение решает целый ряд вопросов.
Наибольшее количество расходов компании связаны с оплатой труда работников. В каждой компании задействовано большое количество человеческих ресурсов и необходимо искать возможности для снижения финансовых затрат, с чем и помогает информационная система. При использовании данной системы осуществляется планирование и оптимизация статьи бюджета, связанной с расходами на персонал. Информационная система поддерживает большое количество производственных процессов. К ним относятся:
- кадровые решения и их обоснование;
- постоянное актуальное состояние личной информации сотрудников и ее поддержание;
- расчет расходов на оплату труда сотрудников;
- разработка и обоснование неординарных схем мотивации работников и многое другое[9].
Помимо всего перечисленного, HRM-система также гарантирует правовую безопасность. Соблюдается требования законности и норм права между работодателем и работником. Данная система помогает эффективно решать вопросы на правовом уровне, если таковые возникают. Система также связана с использованием различных схем начисления зарплаты и помогает юридически грамотно вести необходимые кадровые документы.
Грамотно обученный персонал организации является одной из ее главных ценностей. Вместе с ростом профессиональный компетенций персонала возрастает и ее корпоративный актив. Некоторые организации ставят акцент на функции управления персоналом и поэтому им необходимо уделять больше внимания развитию профессиональных качеств и навыков своих сотрудников. Для этого сотрудникам кадровой службы необходимо периодически внедрять мотивационные схемы и программы группового и личного поощрения.
Информационная поддержка, которую обеспечивает HR-система, позволяет автоматизировать такие функции управления персоналом, как:
- профиль компетентности сотрудников,
- мотивация работников,
- ведение управления карьерой,
- контроль обучения и повышения квалификации,
- анализ персональной эффективности и соответствия занимаемой должности сотрудников и персонала в целом[10].
ИСУ позволяет быстро отслеживать и осуществлять планирование движения сотрудников и выявлять потребности в расширении штата при необходимости. HR-система также позволяет сформировать кадровый резерв компании, что необходимо для ее динамичного развития. Использование HR-системы имеет еще один большой плюс в работе – благодаря ее разработкам у сотрудников появляется возможность при использовании интернета иметь доступ к личным учетным данным и возможность вносить изменения в информацию (только определенную часть).
HR-система осуществляет поддержку своего HR-портала в сети, где ею постоянно публикуется и оперативно обновляется актуальная информация по вакансиям компании. Помимо этого, система осуществляет регистрацию резюме, поступающих в on-line режиме. Система автоматически осуществляет анализ поступивших резюме и отбор соответствующих критериям отбора кандидатов на вакантную должность[11].
Изначально использование HR-систем было осуществлено зарубежными компаниями, которые внедряли ее на своих российских предприятиях. Позже, при анализе положительных и отрицательных фактов, и видя успешный опыт компаний, российские крупные предприятия стали применять системы управления в своих организациях. Компании, которые постоянно сталкиваются с нестабильностью кадрового состава и высоким уровнем текучести кадров, также стали внедрять данные системы для оптимизации работы кадровых служб и выявления ошибок. Для небольших компаний, которые используют традиционные методы при работе, внедрение HR-системы является финансово не выгодным. Наблюдается зависимость между степенью использования систем и какое у организации направление деятельности. Компании, которые по большей части связаны с производственными процессами не так уж и часто применяют в своей работе современные методики управления персоналом. Если мы рассматриваем уже предприятие, основной деятельностью которого является сфера обслуживания, то уже видна совсем другая тенденция. Кадровые службы таких предприятий активно изучают и применяют на практике новые методики управления персоналом. Это связано с тем, что в сфере обслуживания конкурентоспособность компании напрямую связана с работой сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с потребителем. Западные аналитики относят к основным направлениям развития информационных систем управления следующие: популяризация HR-систем; рост спроса на простые решения, находящиеся в ценовом диапазоне эконом-версии; вытеснение громоздких или дорогих HR-систем с рынка[12].
Использование HR-систем позволяет решать две важные задачи. Первая задача связана с упорядочиванием всех имеющихся учетных записей, ее расчетными задачами и всеми действиями, связанными с персоналом организации. Решение данной задачи методами HRM-системы весьма эффективно, а выгоды очевидны. К ним можно отнести: устранение проблемы введения данных по нескольку раз, объединение данных в единую информационную базу, возможность анализа и создания отчетности, невозможность существования «мертвых душ», четкость и правильность расчета заработной платы и оплаты налогов предприятия. Данную задачу информационная система управления персоналом решает быстро, эффективно и всесторонне, но ее возможно решить и другими способами, используя обычные системы автоматизации кадрового учета и начисления заработной платы.
Другой глобальной задачей системы управления персоналом является снижение потерь компании, которые связаны с увольнениями сотрудников. При этом российский рынок не выделяет эту задачу, как определяющую и и не ищет пути ее решения. Тем не менее, ведущие аналитики выделили ряд мер HR-систем, связанных с решением второй глобальной задачи. К ним относятся:
- привлечь, удержать и мотивировать лучший персонал;
- достичь стратегических целей компании, адаптировать их к уровню каждого работника;
- активно внедрять программы профессионального развития и обучения персонала, соответствующие политике и целям компании в целом и отдельных подразделений;
- применять меры стратегического планирования кадровых и организационных изменений, а также осуществлять заблаговременное формирование бюджет;
- использовать имеющийся информационный анализ для выработки и принятия эффективных и своевременных решений;
- привести оптимальное осуществление учетных функций, таких как управление персоналом, в категорию низкозатратных программ[13]. Американской ассоциацией менеджеров было проведено исследование, связанное с потерями компаний, когда сотрудника заменяли. Они обнаружили, что от уровня квалификации сотрудника зависят потери организации. Взаимосвязь обусловлена тем, что если у сотрудника высокий уровень квалификации, то и компания понесет большие убытки при его потере. Анализируя проблемы текучести кадров, данная ситуация отрицательно сказывается на показателях эффективности организации. Для оптимизации и решения таких проблем были созданы HR-системы.
Условно все HR-системы можно разделить на «учетные», «расчетные» и системы с градацией по уровню автоматизации, использованному для выполнения задач управления персоналом. Существующие же полнофункциональные HR-системы имеют в своем составе «учетный контур», «HR-контур», «расчетный контур» и расширенные функции для генерации необходимых отчетов.
На сегодняшний день HR-система является не просто инструментом для кадрового учета и начисления зарплаты. При внедрении данной системы появляется возможность применения аргументированных решений при поддержке процессов развития и роста эффективности кадровых ресурсов организации и эффективного управления коммуникациями между сотрудниками и обеспечением информации на предприятии.
Внедрение HR-системы требует принятия определенных предварительных мер, что окажет большое влияние на конечный продукт. Для перехода к проекту необходимо описать производственные процессы, участвующие в проекте автоматизации, или те, которые будут так или иначе затронуты при работе системы. Необходимо также создать техническое задание и решить, кто и каким образом будет осуществлять реинжиниринг производственных процессов. Ведь степень эффективности работы HR-системы определяется возможностью достигнуть поставленные проектные цели, а также эффективностью реализации стадий проекта, отвечающих за планирование, контроль и выполнение. Следует учесть возможные ошибки, дабы избежать их повторения при внедрении информационных систем управления персоналом. К наиболее распространенным ошибкам относится неправильная оценка перспектив развития предприятия, что приводит к несоответствию стратегии компании настройке основных функциональных модулей. Следует обратить внимание на четкое озвучивание конечной цели – нет необходимости осуществлять за проектировщиков разработку методологии или процессов. Использование профессиональных знаний специалистов позволит создать систему быстрее и дешевле.
Глава 2. Анализ роли кадровой службы в принятии решений по персоналу и формировании кадровой стратегии
2.1. Задачи кадровой службы на предприятии ООО «Натура Сиберика»
Основные задачи кадровой работы на предприятии можно распределить по направлениям. Учетно-контрольное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- прием работников на предприятие;
- учет работников;
- увольнение работников;
- работа с временно отсутствующими работниками предприятия (находящихся в отпусках, отсутствующих по болезни, убывших в командировки и т. п.).
Планово-регулятивное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- подбор (поиск и отбор) работников для предприятия;
- расстановка работников предприятия;
- перемещение работников предприятия;
- становление в должности и адаптация работников.
Отчетно-аналитическое направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- изучение работников;
- оценка работы работников;
- аналитическая работа;
- подготовка отчетов.
- Координационно-информационное направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- профессиональная подготовка (обучение и переподготовка) работников;
- организация приема работников предприятия (по служебным и личным вопросам);
- работа с письменными обращениями работников предприятия;
- архивная и справочная работа.
Организационно-методическое направление кадровой работы предполагает решение следующих основных задач:
- документирование деятельности работников предприятия;
- кадровая работа в подразделениях предприятия;
- планирование кадровой работы;
- руководство кадровой работой.
Все задачи отдела кадров определяются спецификой работы организации, при этом учитываются: