Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Глава 1. ПОНЯТИЕ ЦЕННОЙ БУМАГИ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений: нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства России; обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск, недостоверной информации.
При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа. В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительными все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам.
ГЛАВА 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Поскольку рынок ценных бумаг является сферой специфических отношений, связанных главным образом с обращением денежных средств, от того, как будут урегулированы эти отношения, зависит не только судьба сбережений отдельных граждан и организаций, эффективность деятельности в той или иной отрасли хозяйства, но и в целом стабильность и эффективность экономики в масштабе страны.[79]1
Учитывая вышесказанное, можно выделить три главные цели государственного регулирования фондового рынка:
- максимальная защита интересов рынка;
- становление цивилизованных правил поведения субъектов на рынке;
- обеспечение государственной экономической безопасности.[80]2
Эти цели взаимосвязаны между собой и недостижимы каждая в отдельности: защитить инвестора можно только при наличии цивилизованных правил организации рынка; интерес инвестора к фондовому рынку – базис существования самого рынка; отсутствие рынка ценных бумаг или недобросовестная практика на нем – угроза подрыва экономической стабильности государства.[81]3
Одной из форм воздействия государства на фондовый рынок является антимонопольный контроль, который установлен для контроля за приобретением акций в уставном капитале коммерческих организаций. Правила такого контроля изложен в разделе 3 Положения о порядке представления антимонопольным органа хозяйства и уведомлений в соответствии с требованиями ст. 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденного приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 145. [82]1
Аттестация специалистов фондового рынка регулируется постановлением ФКЦБ от 11. февраля 1997 г. № 7 «Об утверждении Положения о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям – профессиональным участникам рынка ценных бумаг» (с изменениями от 22 апреля, 2 октября 1997 г.).[83]2
Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. утверждена Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
В Законе «О рынке ценных бумаг» установлены основы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Оно осуществляется путем: установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. (ст. 38 Закона).[84]3
Представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления устанавливают предельные объемы эмиссии ценных бумаг, эмитируемых органами власти соответствующего уровня.
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.[85]1
Руководитель Федеральной комиссии является по должности федеральным министром. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает свои территориальные органы.
Статья 42 Закона «О рынке ценных бумаг» перечисляет функции Федеральной комиссии. Статья 44 Закона определяет права Федеральной комиссии.[86]2
Таким образом, было установлено, что одной из форм воздействия государства на фондовый рынок является антимонопольный контроль, который установлен для контроля за приобретением акций в уставном капитале коммерческих организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С правовой основой предпринимательства неразрывно связана жизнь всех граждан России. Анализ предпринимательской деятельности позволяет перейти к одной из важнейших и сложных задач – исследованию сущности и содержания предпринимательского (хозяйственного) права.
Предпринимательское (хозяйственное) право – это система правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Приведенная работа свидетельствует о том, что в настоящее время существует меньше, чем прежде, оснований для создания монистической теории ценных бумаг, то есть доктрина коммерциалистики продолжит свое дальнейшее движение по двум направлениям: одно, применимое в отношении документарных ценных бумаг в традиционном смысле, а другое - в отношении инвестиционных (эмиссионных) ценных бумаг. Возможно, что со временем указанный дуализм дополнится новым течением, предопределенным развитием производных ценных бумаг и производных инструментов, обращающихся на организованных фондовых рынках.
Вместе с тем появление и развитие новых институтов вовсе не приводит к вытеснению из гражданского оборота традиционных ценных бумаг - такие ценные бумаги сохраняются, как, впрочем, и способы передачи прав на них. В отношении ордерных ценных бумаг единственно возможной системой передачи прав на бумагу остается процедура учинения особой передаточной надписи, индоссамента. Что касается предъявительских ценных бумаг, то в силу своего существа они предполагают лишь документарную форму, поэтому к ним применимо классическое понимание ценной бумаги. Передача таких бумаг производится путем простой традиции.
Рынок ценных бумаг явление новое для российской правовой действительности. Однако он регулируется большим количеством нормативных актов, принимаемых различными государственными органами.
Наличие у ценной бумаги свойств специфического товара необходимо для признания ее объектом рынка ценных бумаг. Объектом любого рынка является товар, под которым понимается продукт деятельности, предназначенный для продажи или обмена. Любой товар обладает свойством удовлетворять какие – либо человеческие потребности. Но товар является товаром только тогда, когда он предназначен для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Таким образом, ценная бумага будет выступать объектом Рынка ценных бумаг только тогда, когда она сможет одновременно соответствовать двум экономическим признакам: удовлетворять определенные потребности субъектов рынка и предназначаться для эквивалентного обмена на имущественные активы.
Потребности, которые призваны удовлетворять ценные бумаги, различны в зависимости от цели субъектов Рынка ценных бумаг. Так, эмитент ставит целью выпуска ценных бумаг привлечение дополнительных оборотных средств для ведения собственной деятельности; инвестор ожидает от инвестирования в ценные бумаги положительного для себя имущественного результата; профессиональный участник ставит своей целью получение посреднической прибыли от операций с ценными бумагами; государству выгодно развитие Рынка ценных бумаг с макроэкономических позиций – стабильный фондовый рынок является одним из признаков стабильной экономики.
Роль, которую выполняют ценные бумаги в современном гражданском обороте, стала возможной в результате того, что институт ценных бумаг создает иной порядок осуществления прав и иной способ распределения рисков, чем свойственный гражданским правоотношениям. Обычно исполнение ненадлежащему кредитору не освобождает должника от обязанности. Исполнение правильным образом легитимированному законному держателю ценной бумаги освобождает должника от ответственности, даже если такой держатель не был надлежащим кредитором. При переходе прав и обязанностей в гражданских правоотношениях все пороки в праве правопредшественника влияют на право его правопреемника. В отношениях, связанных с ценными бумагами, свойство публичной достоверности исключает такую возможность.
Такое перераспределение рисков и позволило ценным бумагам занять особое положение среди объектов гражданских прав.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. – М., 1994.
- Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ, часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.
- Грудцына Л. Ю., Спектор А. А. Гражданское право России: Учебник для вузов. – «Юстицинформ», 2007 г.
- Калпина А. Г. Гражданское право. Часть первая: Учебник. – М.: Юрист, 2001.
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
- Олейник О. М. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2 т. Т. 1 – М.: Юрист, 2003.
- Пиляева В. В. Гражданское право. – М.: ТК Велби, 2004.
- Белов В.А. Излишние вещи в векселе. М.: Законодательство. - 2002. - №4. - с. 20-25.
- Владимиров В. А, Гражданское право. Ю-С.: 2004.
- Косарева И. Особенности векселя как ценной бумаги // Российская юстиция. - 2002. - №10. - с.23-24.
- Мельничук Г.В. Сделки на срочных рынках // Законодательство, 1999.
- Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное – М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2001.
- Сборник законов Российской Федерации. – М.: Изд – во Эксмо, 2002.
- Степанова Т. А. Основы права. – М.: Юрист, 2003.
- Сухарев А.Я., Крутских В. Е. Большой Юридический словарь. – М.: ИНФРА – М, 2000.
- Толстой Ю. К., Сергеева А. П. Гражданское право. – М.: Юрист, 2001.
- Указ Президента Российской Федерации «О защите интересов инвесторов».
- Указ Президента РФ «О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России»
16.07.97 N 730 // Собрание законодательства РФ 21.07.97, N 29, СТ.3519. - Федеральный закон «О рынке ценных бумах» от 22.04.1996 N 39-ФЗ // Российская газета, N 79, 25.04.1996.
- Федеральный закон « О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5.03.1999г. N 46-ФЗ.
- Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23. 06. 1999 г. № 117 – ФЗ.
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 26.10.2002 N 127-ФЗ // Российская газета, N 209-210, 02.11.2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ