Файл: Роль мотивации в поведении организации (ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
Таким образом, мотивация является сложным феноменом, результатом многоступенчатого, определенным образом организованного взаимодействия ряда компонентов, которые составляют единое целое. Потребностное состояние является одним из наиболее восприимчивых для внешнего воздействия элементом механизма мотивации и, следовательно, важным звеном управления мотивацией. Многообразие потребностей обусловливает широкие возможности мотивационного влияния на сотрудников.
1.2 Концепция мотивации персонала как фактор эффективного управления
Потребности, в соответствии с содержательными теориями мотивации, как известно, делятся на первичные (физиологические потребности) и вторичные (психологические, осознаваемые с опытом).
«Высшие потребности формируются социально, только под воздействим воспитания и обучения; они не являются продолжением и развитием первичных (низших) потребностей, но представляют собой коренное изменение развития человека; высшие потребности удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых это деятельность, а высшая творческая трудовая деятельность».
В теории личности классификация потребностей более сложная, и она едва ли применима к теории мотивации. Оттуда можно позаимствовать деление потребностей на проактивные (преимущественно детерминированные изнутри) и реактивные (активирующиеся вследствие некоторых событий в среде как реакция на них), а также на «открытые и скрытые потребности, то есть проявляющиеся и латентные.
Речь здесь идет о тех потребностях, которым позволительно проявляться более или менее непосредственно, и о тех, что в общем случае сдерживаются или вытесняются».
По определению А.Н. Леонтьева, «всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве».
То есть существующие потребности формируют мотивы, которые побуждают человека к определенной деятельности. На основании этого традиционно формируется упрощенная схема внутренней мотивации через потребности (рисунок 3).
Также данная схема будет применима для рассмотрения механизма самомотивации, где степень удовлетворения проактивной потребности будет определяться либо удовлетворенностью самой деятельностью, либо ее результатом.
Вариант первый: мотивация как внешнее воздействие выступает в роли катализатора уже существующих (сформированных проактивной потребностью) мотивов, активизируя соответствующую деятельность (поведение) и повышая его эффективность.
Механизм мотивации (внешнего воздействия). Обязательным в данной схеме будет элемент вознаграждения, без которого разговоры о мотивации теряют смысл. В данном случае вознаграждение имеет два значения: привычное для нас (премия, повышение зарплаты, повышение в должности, дополнительные льготы и т.п.), которое в теории мотивации называется внешним, и несколько менее привычное (удовлетворение от работы, чувство собственной значимости, гордость за решение важного вопроса и т.п.), называемое внутренним.
Соответственно, сотрудник может одновременно получать обе формы вознаграждения, которые падают на чашу весов удовлетворения потребности.
Беседы сотрудников службы персонала с линейными руководителями показали, что многие из упомянутых сотрудников активно и эффективно работали, добивались высоких результатов и действительно заслуживали признания и, как они считали, карьерного роста. Также подтвердилось то, что эти сотрудники уже делали попытки обратить внимание непосредственных начальников на свои достижения (устное информирование сотрудников службы персонала явилось дополнительным свидетельством этих попыток), но их руководители не уделили этим попыткам должного внимания, ограничившись в отдельных случаях устным одобрением в разговоре один на один с сотрудником. Такая ситуация создавала чувство неудовлетворенности у сотрудников и подрывала их лояльность. Потенциал же для карьерного роста у этих сотрудников выявлен не был, в связи с чем, они не могли рассчитывать на продвижение по служебной лестнице.
Для исправления ситуации в рамках введения в практику разнообразных форм нематериальной мотивации было принято решение о создании возможностей горизонтальной карьеры, то есть роста в рамках одной должности. Для этого было проведено дополнительное ранжирование в рамках ряда должностей в компании. Например, для должности «менеджер отдела продаж» был введен следующий должностной ряд: менеджер отдела продаж - старший менеджер отдела продаж - ведущий специалист отдела продаж - главный специалист отдела продаж. Это создало дополнительные возможности мотивации, посредством горизонтального роста, не потребовав серьезных дополнительных затрат.
Практическое использование указанных инструментов мотивации в значительной мере способствовало повышению мотивированности сотрудников, повысило их лояльность и эффективность их работы и внесло весомый вклад в дело создания мотивирующей организационной среды в компании.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ВОЛЖСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «Волжская транспортная компания» действует с 10.12.2009 г. и зарегистрирована по адресу Самарская обл., г. Тольятти, ул. Дзержинского, д.5, кв.7, 445056.
Директор организации ООО «Волжская транспортная компания» Пантелеев Кирилл Андреевич. Основным видом деятельности компании является деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. Также ООО «Волжская транспортная компания» работает еще по 11 направлениям. Размер уставного капитала 14 000 руб.
Логистическая организация специализируется на оказании транспортноэкспедиционных услуг. Осуществляет оперативную доставку товаров в пределах территории России любых объёмах.
Миссия компании ООО «Волжская транспортная компания» - максимальное удовлетворение потребностей партнеров путем предоставления широкого спектра высококачественных транспортно-экспедиционных услуг: грузоперевозки, транспортные перевозки.
Полное официальное наименование предприятия - общество с ограниченной ответственностью «Волжская транспортная компания». Сокращенное наименование общества - ООО «ВТК».
Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности: частная собственность.
ООО «Волжская транспортная компания» действует на основе Устава, зарегистрированного Администрацией г. Тольятти 28 апреля 2012 г., учредителем ООО «Волжская транспортная компания» является физическое лицо.
Деятельность компании - грузоперевозки по России, странам СНГ и международные. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.
Организационная структура ООО «Волжская транспортная компания» представлена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 - Организационная структура управления ООО «Волжская транспортная компания»
В ООО «Волжская транспортная компания» принята линейнофункциональная структура управления. На данном предприятии реализовываются все плюсы линейной структуры управления, такие как четкое распределение обязанностей и должностных функций между различными уровнями, формулирование четко поставленных целей.
В структуре логистической организации все функции, необходимые для эффективного выполнения заказа, объединяются в мощный централизованноуправляемый механизм, позволяющий решать заказы практически любой сложности ответственно, слаженно и профессионально.
Оценку текущего состояния необходимо начинать с характеристики баланса предприятия ООО «Волжская транспортная компания».
Анализ динамики состава и структуры баланса дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов.
Рассмотрим динамику изменения основных показателей деятельности предприятия ООО «Волжская транспортная компания» за 2017-2019 гг. (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Показатели деятельности ООО «Волжская транспортная компания» за 2017-2019 гг.
№ п/п |
Показатели деятельности |
Годы |
||
2017 |
2018 |
2019 |
||
1 |
Выручка от реализации услуг, млн руб. |
127,7 |
356,27 |
399,1 |
2 |
Численность персонала, чел. |
102 |
130 |
152 |
3 |
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
14125 |
15200 |
18500 |
4 |
Издержки обращения, млн руб. |
36,689 |
36,663 |
36,278 |
5 |
Балансовая прибыль, млн руб. |
13960 |
38629 |
40722 |
6 |
Стоимость основных средств, млн руб. |
30 |
37 |
39 |
7 |
Чистая выручка от продаж, млн руб. |
89,683 |
394,57 |
439,84 |
8 |
Чистая прибыль, млн руб. |
74,7 |
187,37 |
238,86 |
9 |
Рентабельность продаж, % |
1,97 |
1,91 |
1,89 |
10 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
1,97 |
1,91 |
0,89 |
11 |
Рентабельность основного капитала |
1,89 |
1,96 |
2,24 |
12 |
Рентабельность собственного капитала |
1,24 |
1,86 |
2,05 |
Анализ данной таблицы показывает, что численность персонала увеличивается, также увеличивается средняя заработная плата. Товарооборот имеет тенденцию к увеличению, а издержки обращения к уменьшению. Балансовая прибыль увеличивается, наряду с не увеличивается рентабельность продаж, что может быть вызвано уменьшением себестоимости реализуемой продукции. Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они приносят.
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что прибыльность всего имущества предприятия в исследуемом периоде увеличилась. Рентабельность продаж является величиной положительной, что свидетельствует о малом уровне издержек или высоком валовом доходе (реализованной торговой надбавке) в сфере обращения.
В результате проведения анализа деятельности предприятия ООО «Волжская транспортная компания» можно отметить, что техническое состояние основных средств предприятия увеличилось более чем в 10 раз и его можно охарактеризовать, как положительное. Положительно также следует оценить и то, что наблюдается повышение эффективности использования капитала предприятия, ускорение его оборачиваемости. В период 2017-2019 гг. прибыльность, рентабельность имущества, рентабельность продаж предприятия увеличилась. Таким образам, финансовое состояние предприятия ООО «Волжская транспортная компания» можно оценить как удовлетворительное.
2.2 Анализ системы мотивации труда персонала предприятия
Правильная и эффективная мотивация трудовой деятельности работников предприятия является одной из основных задач менеджмента организации. На предприятии ООО «Волжская транспортная компания» существует система мотивации персонала, при которой практикуется сочетание экономических и неэкономических способов.
В обобщенном виде система мотивации труда, существующая на предприятии, может быть представлена, как совокупность следующих блоков: материальное стимулирование, моральное поощрение и социальные программы (рис. 2.2).
Рисунок 2.3 – Существующая система мотивации персонала ООО «Волжская транспортная компания»