Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня изменения и преобразования произошли во всех областях, и последствия этого процесс отразился на трудовой жизни. Выбор карьеры - это процесс развития, который распространяется на всю жизнь; это не включает ни одно решение, а ряд решений.

Карьерное решение - это не просто выбор профессии это хорошо согласуется с характеристиками человека, но на самом деле процесс намного более сложный. Выбор карьеры - самое важное событие в жизни человека.

Личность влияет на основные решения, которые мы делаем в жизни, включая выбор партнера, образования и карьеры. Конечно, люди хотят выбрать профессию, которая лучше всего соответствует их собственным способностям, чтобы работать в соответствие профессии и сделать карьеру в профессии на протяжении всей рабочей жизнь. Наличие карьеры дает личность и статус человеку. Карьера повышает индивидуальную самооценку, дает чувство принадлежности и способствует установить отношения с другими членами общества по этим причинам, карьера важна для людей, и это ставит вопрос о правильном выборе карьеры. Чтобы сделать правильный выбор карьеры, необходимо учитывать, источник индивидуальных различий.

Они функционируют, чтобы оценить наше собственное поведение и отношение.

Теория развития карьеры подчеркивает важность личных интересов, навыков и значений при выражении барьеров в процессе принятия решений.

Значения людей влияют на их отношение, поведение и мысли. Следовательно, значения также влияют выбор профессии и так далее. Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений в жизнь людей.

Актуальность работы: в современном обществе проблема психологической помощи людям в выборе профессии является актуальной и острой. Выбор профессии - это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Это осложняется тем, что в настоящее время существует более 40 тысяч профессий, при этом ежегодно исчезает около 500 из них и появляется почти столько же новых. Выбор профессии осложняется еще и тем, что профориентация в современных условиях все еще не достигает своей главной цели - формирования у студентов профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждого человека и потребностям общества в кадрах, его требованиям к современному работнику.

Существенным препятствием для развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на какого-то среднестатистического студента; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности тех, кто выбирает профессию; используются преимущественно вербальные, декларируемые методы, не дающие возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и избранной.


Негативные последствия неоправданного выбора профессии начинают проявляться уже в период обучения в профессиональных образовательных учреждениях. По данным Всероссийского научно-исследовательского института профессионально-технического образования около 40% студентов 1 курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, 10-12% хотели бы вернуться в школу, 40-60% студентов старших курсов высших учебных заведений не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% старшеклассников адекватно оценивают свои возможности.

В большинстве случаев мотивами выбора профессии являются:

  • 25% студентов выбирают профессию по совету друзей;
  • 17% по совету своих родителей;
  • 9% руководствуются случайными факторами (например, территориальными близость учебного заведения);
  • 10% студентов выбирают свою профессию под влиянием средств массовой информации;
  • остальные руководствуются своим интересом к содержанию работы.

Согласно данным исследований, профессиональные намерения более устойчивы, а овладение деятельностью происходит быстрее и эффективнее, если основной причиной выбора профессии является содержание будущей деятельности.

Целью работы является изучение влияния личностных качеств на выбор профессии.

Объектом исследования будет процесс выбора профессии.

Предметом является анализ личностных качеств.

Анализируя работы отечественных и зарубежных психологов, можно выделить ряд следующих личностных характеристик, влияющих на выбор профессии - это: темперамент, характер, интересы, склонности, приспособляемость, коммуникабельность и др. Именно личностные характеристики станут предметом изучения моей работы.

Анализируя теоретический материал, я предположила, что самооценка, как личностная характеристика, существенно повлияет на выбор профессии.

Для достижения поставленной цели работы и проверки выдвинутой гипотезы мной был сформулирован ряд конкретных задач:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы с целью изучить влияние личностных особенностей на выбор профессии;
  2. Экспериментально изучить самооценку студентов как личностную характеристику, влияющую на выбор профессии;
  3. Проанализировать влияние самооценки на выбор профессии;
  4. Разработать рекомендации для тех, кто выбирает профессию.

В работе использовала труды следующих авторов: Бодрова В. А., Волокитиной А. А., Зеер Э. Ф., Пряжникова Н. С., Фирсовой Т. А.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПОФЕССИИ

1.1 Подходы к проблеме выбора профессии

Существуют различные варианты определения понятия "выбор профессии", но все они содержат идею о том, что профессиональное самоопределение - это выбор, сделанный в результате анализа внутренних

ресурсов субъекта и их соотношение с требованиями профессии. Содержание определения подчеркивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны, то, что выбирается (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным набором качеств, что объясняет неоднозначность феномена выбора профессии. ” Прожить жизнь - это не пересечь поле", - гласит народная мудрость. И это можно понимать как общее, "не лишнее" указание на особую сложность и трудность задачи выбора профессии, построения жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий. [6, с. 17]

В целом, исходя из результатов развития ребенка в школе, результатом педагогического сопровождения его профессионального самоопределения должна стать готовность к выбору профессии, к мышлению, изобретательству, проектированию вариантов профессионального жизненного пути. [1, с. 7]

Результат заключительного цикла профессионального самоопределения

школьнику (как самостоятельной деятельности) предъявляется его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе к реальности, план профессионального "старта" и последующих шагов после него). Все это обрамлено юношескими мечтами, фантазиями о будущем, что естественно и полезно. Важным и необходимым результатом деятельности по самоопределению является отчетливое осознание того, что "я сам" выбрал

профессию (и не такая, чтобы «меня заставляли»). [5]

Среди этапов профессионального развития наибольшее значение имеет этап выбора профессии. Существует множество психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии:

1) У Чебышева В. В. и Галкина О. И. есть 2 возможные ситуации выбора


профессии:

  • выбор профессии в качестве реализации с точки зрения решения являются достаточно сформированные способности и интересы;
  • выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более профессиональный выбор.

2) Аналогичный подход был реализован в исследованиях В. Хайде.

Он подчеркивает следующие виды профессионального выбора:

  • характеризуется повышенной зависимостью подростка от жизненных обстоятельств, неуверенностью в собственных желаниях и их непостоянством, в целом - пассивностью;
  • при достаточной решимости и независимости;
  • подросток способен сделать выбор профессии, которая соответствовала бы достаточно выраженным склонностям и способностям.

3) Типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е. А. Климовым, где различают следующие типы:

  • низкая самооценка, слабые задатки, трудности в формировании профессионально значимых качеств;
  • низкая самооценка, слабые задатки, трудности в построении профессионального плана;
  • низкая самооценка, яркие интересы, трудности в построении профессионального плана, высокие требования к себе;
  • завышенная самооценка, слабые задатки, трудности в построении профессиональный план, ориентация на материальный статус; [17, с. 65]
  • завышенная самооценка, ярко выраженные задатки, трудности в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и умением ее освоить. [11]

Практически все теории профессионального развития направлены на прогнозирование следующего: направления профессионального выбора, построения карьерных планов и т. д. Рассмотрим некоторые области.

1) Сценарная теория, разработанная с середины 50-х годов американскими учеными. Психотерапевт Э. Берн объясняет процесс выбора профессии и

профессиональное поведение по сценарию, который формируется в раннем детстве.

Сценарная теория утверждает, что относительно небольшое число людей достигают полной самостоятельности в жизни; в самых важных аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т. д.) люди руководствуются сценариями, то есть программами поступательного развития, своеобразный жизненный план, выработанный в детстве (до 6 лет) под влиянием родителей и определенного поведения человека. [20, с. 147]

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, бессознательно руководствующийся сценарием, не является субъектом выбора профессии.


2) Теория профессионального развития Д. Супер.

По мнению Д. Супер, индивидуальные предпочтения и типы карьеры можно рассматривать, как попытки человека реализовать Я - концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые человек хочет сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать о своей профессии, определяют его профессиональную я - концепцию. [13, с. 21]

Профессиональная Я - концепция также может быть получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или принятия реальной профессии субъекта для утверждения его Я - концепции. Таким образом, многочисленные профессиональные решения могут быть в той или иной степени совместимы с личностными я - концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение роли, соответствующей его Я - концепции. [22, с. 119]

3) Типологическая теория Дж. Холланда.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, разработанная с начала 70-х годов, выдвигает положение о том, что профессиональный выбор определяется тем, какой тип личности был сформирован.

В западной культуре существует 6 типов личности: реалистический, исследовательский, художественный, социальный, предпринимательский, конвенциональный. Каждый тип является продуктом типичного взаимодействия различных культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта человек учится отдавать предпочтение определенным видам деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, привести к формированию определенных способностей и определить внутренний выбор определенной профессии.

4) Теория компромисса Э. Гинзберга с реальностью.

В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на то, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя ряд "промежуточных решений", совокупность которых приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, потому что оно находится в ещё большем ограничении свободы выбора и возможность достижения новых целей. [10]

В психологической литературе существуют различные подходы к определению психологических факторов при принятии решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения выбора профессии как выбора вида деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается в данном случае как процесс развития субъекта труда. [7, с. 34] В контексте понимая профессию как выбор вида деятельности, широко распространена также точка зрения, что главным определяющим фактором правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная ориентация. Ряд авторов придерживаются взгляда на выбор профессии как на частный случай.