Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальное самоопределение, то есть выбор профессии социальное явление, определяемое, прежде всего социальными особенностями профессии. [10]

Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизненном определении человека.

Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя ход его жизни. Такой подход основан на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, что дает возможность сосредоточиться на временном аспекте - на прошлом и будущем человека. Этот подход также подчеркивает внимание к деятельности субъекта в процессе выбора профессии, которая определяет, какие факторы доминируют в этот критический период жизни. [18, с. 63]

Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристиках как самого объекта выбора профессии - того, что выбирается, так и субъекта-того, кто выбирает. Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4

аспекта:

  • социально-экономические (Краткая история профессии, ее роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения по службе, заработной плате, престиже профессии);
  • производственно-технические (данные о технологическом процессе, объект, орудия труда, рабочее место, формы организации труда); [14]
  • санитарно-гигиенические (сведения о климатических условиях, характер освещения и другие санитарные факторы, режим и ритм работы, медицинские противопоказания);
  • психофизические (требования профессии к характеристикам психических процессы и черты личности). [14]

Е. А. Климов выделяет восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) Позиция старших, семьи.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, при этом требуя от него самостоятельности, ответственности, инициативы.

Бывает, что родители не соглашаются с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают отношения родителей, которые стремятся к тому, что бы дети компенсировали свои недостатки в будущем, в тех видах деятельности, в которых они не могли полностью проявить себя. [2, с. 51]

Наблюдения показывают что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором своих родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в учебное заведение;


2) Позиция сверстников.

Дружеские отношения старшеклассников уже очень сильны, и их влияние на выбор профессии не исключено. Именно позиция микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;

3) Должность педагогического коллектива школы (учителя, классного руководителя и др.).

Каждый учитель наблюдает за поведением ученика только в классе деятельность, все время анализируя интересы, склонности, мысли и т. д.;

4) Личные профессиональные и жизненные планы.

В поведении и жизни человека очень важную роль играют представления о ближайшем и отдаленном будущем. [8, с. 87] Профессиональный план или образ, ментальное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Она включает в себя основные цели и задачи на будущее, пути и средства их достижения. Но планы бывают разные по содержанию и тому, что они зависят от человека. [8, с. 87]

5) способности и их проявления:

Способности и таланты старшеклассника должны учитываться не только в учебе, но и по отношению ко всем другим видам общественно ценной деятельности;

6) Притязания на общественное признание;

7) Осведомленность о конкретной профессиональной деятельности;

8) Склонности [4]

Выбор профессии отражает определенный уровень личностных устремлений, основанный на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокого уровня активности субъекта, зависят от уровня сформированности сознательной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы. [10]

1.2 Виды профессиональных качеств личности

Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:

  • вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
  • способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
  • возможность корректировать цифры, буквы, слова;
  • иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
  • умение детализировать объекты и графические изображения;
  • координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук;
  • способность согласовывать их с определенными сигналами;
  • ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
  • восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
  • общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.

Способности человека

На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.

Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:

  • Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
  • Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков. Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
  • Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
  • Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.

1.3 Личностные качества как фактор выбора профессии

Среди основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательные, профессиональные, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. [23, с. 96]

Эти факторы часто носят субъективный характер. К следующей группе факторов (их можно назвать объективными) относятся: уровень профессиональной подготовки (успеваемость), состояние здоровья, осведомленность о мире профессий. Выделяются также социальные характеристики: социальная среда, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности.

Часто проблема способностей связана с одаренностью, но такой уровень развития способностей требует от индивида лишь небольшого количества профессий. [15]

К. М. Гуревич выделил 3 вида профессий в связи с определением

требования к работнику:

  • профессии, где каждый здоровый человек может достичь социально значимых результатов приемлемая производительность;
  • профессии, в которых не каждый может достичь желаемого эффекта;
  • профессии, которые по своей сути требуют достижения высших степеней мастерства, предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности). [3]

В моей работе я буду рассматривать личностные качества как факторы выбора профессии.

Личные качества включают в себя:

  1. Способности (общие и специальные);
  2. Физическое развитие;
  3. волевые качества;
  4. интересы;
  5. наклонности;
  6. самоуважение, самосознание;
  7. характер;
  8. темперамент;
  9. приспособляемость.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее реализации. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и сила процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не ограничиваются знаниями и умениями. Исследованиями установлено, что способности являются пожизненными образованиями, что их развитие происходит в процессе жизни, что окружающая среда и воспитание активно формируют их. С начала XX века предпринимаются попытки измерения способностей (зарубежные психологи Айзенк, Кеттель, Спирмен, Бине и др.). [21, с. 104]

Тесты использовались для измерения способностей. Но более правильным способом определения способностей является выявление динамики успеха в процессе деятельности.

Способности бывают общие и особые. Изучение различных видов специальных способностей осуществляется в основном в связи с профессиональной ориентацией. Было предложено (Е. А. Климов) разделить все многообразие профессий на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: Р - природа (растения, животные), Т - технология (машины, материалы); Н - человек, группы людей; З - знаковая система (книги, языки, коды, модели); Х - художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить, прежде всего, склонность молодого человека к перечисленным видам профессии. [7]

Поскольку каждая деятельность предъявляет определенные требования к психике человека и ее динамическим характеристикам, темпераментов не существует, идеально подходящих для всех видов деятельности. Вы можете образно описать что люди холерического темперамента больше подходят для активной рискованной деятельности, то сангвиники больше подходят для организационной деятельности, меланхолик - для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматик - за систематическую и плодотворную деятельность. [22, с. 120]

Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызванных неприятной средой и эмоциональными факторами.


Существует 4 способа адаптации темперамента к требованиям деятельности:

  1. Профессиональный отбор, одной из задач которого является недопущение к этой деятельности лиц, не обладающих необходимыми темпераментными свойствами. Этот путь реализуется только при выборе профессий, предъявляющих высокие требования к качествам личности;
  2. Второй способ адаптации темперамента к деятельности-индивидуализация требований, условий и способов работы;
  3. Состоит в преодолении негативного влияния темперамента через формирование положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
  4. Главным и наиболее универсальным способом приспособления темперамента к требованиям деятельности является формирование его индивидуального стиля. [20]

Наряду с врожденными особенностями темперамента, выбор профессии

немаловажную роль играют его устойчивые приобретенные черты характера.

Характер - это тот каркас личности, который включает в себя только наиболее ярко выраженные и тесно взаимосвязанные черты личности, которые ярко проявляются в различных видах деятельности. [16, с. 132]

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных личностных черт, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

  1. к самому себе (степень требовательности, критичности, самоуважения);
  2. к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);
  3. к делу (лень или трудолюбие, опрятность или неряшливость);
  4. волевые качества отражаются в характере: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельность, решительность, дисциплинированность.

Характер человека представляет собой сплав врожденных свойств высшей нервной системы деятельности с индивидуальными чертами, приобретенными в течение жизни.

Индивидуальные черты характера зависят друг от друга, связаны между собой и образуют целостную организацию, которая называется структурой.

К первой группе относятся признаки, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), система отношений к окружающей действительности и представляющих собой индивидуально уникальные способы реализации этих отношений. [13, с. 98]

Вторая группа включает интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Любая профессия имеет свои требования к интересам: в некоторых случаях это интерес к новому, к другим - к практической деятельности, к трудовому процессу или его результату. [14, с. 149]