Файл: Роль эмоций в познавательных процессах (Дисциплина «Общая психология»).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность темы исследования. Связь эмоций с познавательной деятельностью является важным аспектом психологии. На протяжении многих лет отечественные и зарубежные психологи изучали эмоции и их влияние на познавательную деятельность человека. Было предложено много теорий и гипотез, которые пришли к консенсусу.
Эмоции - это умственный процесс, связанный с потребностями и мотивами.
С помощью эмоций мы можем регулировать активность нашей деятельности, поскольку существует тесная связь с такими когнитивными процессами, как мышление, восприятие и память. А также важно знать, что эмоции играют важную роль в жизни человека, они выполняют поддерживающие, регулирующие и рефлексивные функции. эмоция когнитивного психического индивида.
Эмоции - это один из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение актуальных потребностей, а это значит, что познавательные процессы всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями, что только подтверждает связь эмоций с познавательной деятельностью.
Целью исследования является комплексный анализ роли эмоций в познавательных процессах.
Данной целью обусловлены следующие задачи:
– исследовать общую характеристику эмоций;
– проанализировать функции эмоций;
– изучить взаимосвязь эмоций и деятельности;
– рассмотреть влияние эмоций на познавательную деятельность человека.
Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Общая характеристика эмоций
В течение многих лет ученые изучали эмоции и их влияние на жизнь человека. Существует много методов исследования и столько же подходов к определению. Некоторые ученые считают эмоции краткосрочными явлениями, другие говорят об обратном. Многие исследователи убеждены, что мы всегда находимся под влиянием эмоций и редко можем осознанно выбирать ситуацию и эмоции к ней. Но все они приходят к единому мнению, считая эмоции феноменом психики.
Долгое время эмоциональный мир человека был недостаточно изучен. И каждый исследователь, изучавший эту область психологии, высказал множество теорий о происхождении и влиянии эмоций из-за своих взглядов. Рассмотрим несколько из них:
1. По мнению П. К. Анохина, эмоции - это физиологические состояния организма, которые охватывают все виды чувств - от глубоких страданий и переживаний до высших форм проявления радости и получения положительных чувств.
2. По мнению Леонтьева, эмоции являются одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности человека, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение актуальных потребностей.
3. Эмоции - один из важнейших аспектов психических процессов, который характеризует человеческий опыт реальности.[1]
Итак, основываясь на вышеупомянутых теориях, давайте сосредоточимся на определении, которое в более или менее полной форме объясняет и дает нам понимание изучаемой концепции.
Эмоции - это умственный процесс и состояние, связанное с потребностями и мотивами человека. Эмоции позволяют регулировать деятельность человека, отражая внешние и внутренние факторы жизни.
Эмоции играют важную роль в жизни человека. Они помогают нам субъективно оценивать и чувствовать ситуацию. В отличие от других психических процессов, таких как мышление и восприятие, которые только объективно отражают мир вокруг нас, эмоции позволяют нам субъективно отражать отношение человека, как к окружающему нас миру, так и к себе.
Также важно понимать, что эмоции не только распознаются, но и испытываются нами, потому что мы не только осознаем свои действия, но также чувствуем и испытываем их.
К. Дарвин изучал взаимосвязь эмоций с изменениями в организме и пришел к выводам о роли эмоций в жизни человека:
1. Внутренние и внешние проявления эмоций выполняют адаптивную роль в жизни человека. С ними человек настроен на определенные действия, а также на сигнал, который намерено предпринять другое живое существо.
2. Реакция адаптивных действий на окружающую среду. Например, у человека или животного в гневе ухмыляются зубы, напрягаются мышцы, словно готовясь к приступу, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии.[2]
У. Джеймс, создавший теорию субъективного эмоционального опыта, полагал, что эмоции играют огромную роль в жизни человека, и сказал: «Представьте, возможно ли, что вы внезапно потеряли все эмоции, которые наполняют вас окружающим миром, и попытайтесь представить этот мир таким, какой он есть, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без такого рода отчужденного и безжизненного поведения для вас будет почти невозможным.
Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - все это чистый продукт созерцания личности ».
Все это только показывает ценность эмоций в нашей жизни, потому что без эмоций мы не только не могли бы совершать действия в реальной жизни, но и не могли взаимодействовать с внешним миром, потому что эмоции являются неотъемлемым компонентом окружающей среды, а следовательно, и человека. И также важно знать, что эмоции тесно связаны с нашей физиологией, то есть эмоциональные переживания вызывают изменения в организме, такие как изменения в центральной нервной системе, мышечной системе, сердце, эндокринных железах и т. д.
Вывод: эмоции - это психический процесс, связанный с потребностями и мотивами человека. Эмоции играют важную роль в жизни человека, они играют роль в субъективной оценке ситуации в целом, в принятии решений, во взаимодействии с внешним миром. Влияние эмоций на познавательную деятельность изучалось многими психологами, и каждый внес чрезмерный вклад в их изучение.
2. Функции эмоций
Чтобы рассмотреть роль эмоций в жизни человека, важно знать, что эмоции выполняют регулирующие функции. А именно:
Отражающий, ободряющий, поддерживающий, переключающий и общающийся.
1. Рефлексивная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции воздействуют на весь организм и позволяют определить полезность и вредность факторов, влияющих на человека. Например, если вы повредили ногу, мы немедленно ищем положение, которое уменьшит боль.
2. П. В. Симонов выделяет усиливающую функцию эмоций. Эмоции принимают участие в процессах обучения и памяти. Те события, которые имеют высокую степень значимости, как известно, запечатлеваются в памяти быстрее и надолго.
3. Функция переключения помогает побудить человека изменить свое поведение. Эта функция чаще всего встречается в экстремальных условиях, когда существует борьба между инстинктом самосохранения и социальной необходимостью следовать определенной норме. Ярким примером является конфликт между страхом и стыдом. Исход таких конфликтов зависит от силы мотивов и личных установок человека.[3]
Влияние эмоций на поведение и деятельность человека обсуждалось даже тогда, когда психология была у истоков науки. Например, греческий мыслитель Рене Декарт сказал: «Независимо от того, сколько раз неизвестный нам объект не появляется в нашем поле зрения, мы не сохраняем его в нашей памяти, если только идея о нем не укрепляется в нашем мозгу какой-то страстью».
Эмоции играют огромную роль на всех этапах мотивационного процесса. Эмоции опережают понимание человеком ситуации и сигнализируют о возможном исходе события, давая организму сигнал к стимулу о вреде или пользе какого-либо явления. Также с помощью эмоций определяется значимость ситуации для человека.
Так же эмоции участвуют и влияют на принятие решений, указывая на объекты и действия, которые ведут к удовлетворению потребностей, а следовательно, и к принятию решений. Но информации не всегда достаточно для принятия решений, в этом случае эмоции выполняют компенсационную функцию, то есть заменяют эту недостающую информацию. Например, когда мы встречаемся с незнакомым объектом, эмоция дает нам информацию об этом объекте (нравится или нет, хороший или плохой), но чаще всего это сравнение происходит с теми объектами, с которыми человек встречался.[4]
Также важна коммуникативная функция эмоций, то есть выражений лица, жестов, поз и т. д., с помощью которых мы также можем передавать много информации, и не всегда осознанно. Благодаря эмоциям мы можем лучше понимать друг друга, показывать свое отношение к ситуациям, сигнализировать об опасности без использования речевых компонентов.
Вывод: итак, исследуя функции эмоций, мы пришли к выводу, что эмоции имеют регуляторные функции - рефлексивные, стимулирующие, укрепляющие, переключающие и коммуникативные. А также эмоции опережают человека в осознании ситуации и сигнализируют о возможном исходе события, давая организму сигнал о стимуле вреда или пользы какого-либо явления. Также с помощью эмоций определяется значимость ситуации для человека.
3. Взаимосвязь эмоций и деятельности
Все, что происходит вокруг нас, вызывает определенные эмоции, но особое место занимает связь человеческих эмоций с его деятельностью. И также важно знать, что под влиянием эмоций происходят изменения и деятельность нашего организма - дыхание, кровообращение, пищеварение и другие органы. Чрезмерная продолжительность опыта может привести к серьезным нарушениям в организме человека.
Помимо регулирования состояния организма, эмоции также регулируют поведение человека в целом. Они важны для оптимизации всей человеческой деятельности. Отрицательные эмоции сигнализируют о нарушении гомеостаза в организме, тем самым подталкивая человека к действию для полной гармонии жизненных процессов. А положительные эмоции служат своего рода вознаграждением за работу, которую он потратил на достижение полезного результата. Это говорит о том, что с помощью положительных эмоций в организме фиксируются полезные реакции. Ведь положительные эмоции человека всегда обусловлены достижениями в его деятельности. Например, после изучения стиха студент получает хорошую оценку.[5]
Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результатов. И это помогает человеку справляться с трудностями.
Важное место занимают эмоции, которые непосредственно связаны с определенной деятельностью, так как она дает либо положительный, либо отрицательный результат. А также они отличаются от физического чувства удовлетворения или неудовлетворенности (чувство успеха, неудачи, удачи), потому что эти чувства связаны, прежде всего, с результатом деятельности.
В некоторых случаях человек испытывает чувство удовлетворения от происходящего, в других - от результата. Однако в этом случае все эти чувства переживаются эмоционально. В случае достижения цели положительные эмоции фиксируются в организме, превращаясь в нормальное состояние. И активность, которая будет похожа на предыдущую, вызовет у человека положительные эмоции. Например, хорошо выучив стих и получив 5 в подобной ситуации, ученик испытывает аналогичные чувства.
Существует также такая особенность, когда мы можем определить благоприятный или неблагоприятный результат деятельности. С приближением такой ситуации напряжение увеличивается, и после того, как такой момент проходит, наступает разрядка. Таким образом, эмоции тесно связаны с ходом и результатом нашей деятельности и, безусловно, влияют на результат наших действий.
Вывод: На основании этого раздела мы можем сделать вывод, что эмоции тесно связаны и влияют на ход текущих действий. В любой ситуации, независимо от того, благоприятна она для нас или нет, мы испытываем эмоции, а также важно знать, что эмоции закреплены в наших умах и, таким образом, проявляются в аналогичных для нас ситуациях. Результат любой деятельности также может быть предопределен нашими чувствами и опытом.
4. Влияние эмоций на познавательную деятельность человека
Связь эмоций с познавательной деятельностью является важным аспектом психологии. П.С. Выготский выделил эту ссылку и написал: «Кто порвал мышление с самого начала страсти, тот навсегда закрыл свой путь к объяснению причин мышления».
С.Л. Рубинштейн, считая, что эмоции как таковые определяют в первую очередь динамическую сторону когнитивных функций, тонус, темп деятельности, его «настроение» на определенном уровне активации, обратил внимание на то, что действие эмоций может быть как стеновым, так и усиливающим и астенический, понижающий.