Файл: Понятие и виды субъектов административного права (Понятие субъекта административного права).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Учреждение выполняет социально-культурные или административно-политические функции, создает социальные ценности в основном непроизводственного характера. Предприятия и учреждения осуществляют деятельность на основании Гражданского кодекса РФ. Классификация предприятий может быть произведена по нескольким основаниям:
1) в зависимости от видов собственности: государственные, муниципальные, частные, общественные, смешанных форм собственности;
2) в зависимости от организационно-правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственное унитарное предприятие, муниципальное унитарное предприятие, потребительский кооператив и др.
3) в зависимости от форм предприятий, определяемых их отраслевой, производственно-технологической специализацией: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные, предприятия связи, предприятия торговли, жилищно-коммунальные предприятия. Административно-правовое положение предприятий и учреждений может быть охарактеризовано следующими чертами:
— создание предприятия осуществляется государственными органами или органами местного самоуправления, учредителями (участниками), собственниками имущества или органами, уполномоченными на то собственниками имущества;
— предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация производится на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»;
— осуществление предприятием (учреждением) некоторых видов деятельности требует специального разрешения государства (лицензии). Лицензирование осуществляется лицензирующими органами — федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
— некоторые учреждения подлежат государственной аттестации и аккредитации. Например, в соответствии со ст. 33 Закона РФ «Об образовании» права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— предприятия и учреждения обязаны представлять государственным органам налоговую и статистическую отчетность.
Органы государственной власти не вмешиваются в деятельность предприятий и учреждений, кроме случаев осуществления контрольных полномочий, вправе применять к ним меры ответственности. Создание и ликвидация предприятий осуществляется под контролем федерального антимонопольного органа. Собственником государственных унитарных предприятий является государство. К его ведению относится:
1) учреждение предприятий;
2) определение их профиля и дислокации;
3) утверждение устава;
4) управление ими;
5) назначение на должность и освобождение от должности руководителей;
6) доведение в установленных случаях государственных заказов;
7) реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
В соответствии с действующим законодательством государственные предприятия в зависимости от правового режима их имущества делятся на два вида:
— основанные на праве хозяйственного ведения;
— основанные на праве оперативного управления. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, образуются по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устав утверждается государственным органом. Устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), утверждается Правительством РФ. Во исполнение Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999г., Министерство государственного имущества РФ утвердило Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на объединение закреплено в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях». Право граждан на объединение включает в себя:
— право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
— право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединении;
— граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
— создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Порядок создание общественного объединения включает три этапа:
1) инициатива организаторов;
2) разработка проекта Устава;
3) государственная регистрация Устава. Общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц. Статьями 17 и 19 Закона «Об общественных объединениях» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, и вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
4. Заключение
Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:
1) административная правоспособность – это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
2) административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний – душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.
Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.