Файл: Подвижные игры с элементами баскетбола, характеристика и значение.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
Введение.
Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
Подвижные игры - одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
В урочную форму занятий подвижные игры включаются как составная часть педагогического процесса и служат задачам учебно-воспитательной деятельности, управляемой учителем, тренером, инструктором, методистом.
При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.
Правила и двигательные действия подвижных игр создают у учеников верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе взаимоотношениях между людьми.
Подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств - быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
Целью курсовой работы является изучение педагогических основ применения подвижных игр и игровых упражнений с элементами баскетбола на учебных занятиях по физической культуре.
Глава 1. Понятие об игре.
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра глубоко уходит корнями в культуру каждого отдельно взятого народа. Его культурную самобытность можно выявить по тем играм, в которые он играет и которые придумывает.
Центральным и характерным для игровой деятельности является создание образных ситуаций и осуществление их в создаваемой ребенком игровой обстановке.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле слова. Слово «игра», «играть» - чрезвычайно многозначны. Как контрастные сравнения можно привести, например, игру в городки и игру на скрипке. Многочисленные виды занятий человека в свободное время – любительство в спорте, искусстве, коллекционирование и др. – представляет собой не что иное, как различные трансформации игровой деятельности. На подвижную игру, являющуюся предметом изучения в физкультурных и педагогических вузах, также можно посмотреть не только с двигательной, но и с физиологической, психологической, педагогической стороны.
Однако, независимо от характера деятельности, под игрой (как и видом спорта) принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими участниками и связанную с применением ряда правил.
Она возникает и может проводиться в том случае, если обеспечиваются особые динамические условия: во – первых, пространство и время, в рамках которого происходит любая, в том числе и игровая деятельность; во – вторых, внешний побудитель, обеспечивающий динамику действия в лице игрушки, и, в – третьих, сам индивидуум, то есть участник с его возможностями, устремлениями и главное, умением приспосабливаться к переменам, новым, возникающим в ходе игры ситуациям.
Отличительная особенность игры заключается в том, что эта деятельность добровольная, не связанная ни с каким принуждением. Участие в игре полностью зависит от желания играющих. Широкая вариативность также характеризует игровую деятельность, постоянная изменчивость условий, необходимость выбора наилучшего решения заставляет участников менять характер действий, инициативно и творчески искать пути к достижению цели. Для достижения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие названия игровых приемов. Эти действия могут быть индивидуальными и коллективными.
Коллективные игровые действия предполагают одновременное участие не менее двух игроков в решении конкретной игровой ситуации. Согласованность действий требует общения и взаимопонимания. Коммуникативность – один из основных признаков игровой деятельности. Разнообразные взаимоотношения между играющими (соратниками и соперниками) ведет к выработке морально – этических норм поведения. Творческий характер игры вызывает целостную реакцию организма и проходит с участием основных функциональных его систем при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.
Таким образом, игровая деятельность представляет собой разновидность соревновательной деятельности, имеющей характер спортивного единоборства между отдельными участниками или коллектива.
Подвижные и спортивные игры.
Любая спортивная игра произошла от народной подвижной игры, и является ее наивысшей формой. В отличие от спортивных, подвижные игры, представляют исключительно широкий набор сравнительно несложных игр, главной особенностью которых является активная деятельность играющих, основанная на самых привычных движениях: прыжках, метаниях, преодолении препятствий или выполнении несложных заданий. Подвижные игры с относительно простым содержанием и использованием естественных движений, не связаны с высокими физическими и психическими условиями. Их часто называют «элементарными» по сравнению со спортивными играми, в которых участвуют в основном команды взрослых.
Спортивная игра – высшая ступень подвижных игр. Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Характерным для спортивных игр является сложная техника движений и определенная тактика поведения в процессе игры. Это требует от участников специальной подготовки, тренировки. Каждая спортивная игра рассчитана на точно установленное количество играющих, определенную площадку и инвентарь. Во многих спортивных играх необходима специализация отдельных играющих (нападающих, защитников, вратарей и др.). Спортивные игры требуют специального судейства соответственно твердо установленным правилам для той или иной игры.
Определенное преимущество подвижных игр перед спортивными состоит в их общедоступности, потому что они не связаны со сложной техникой и тактикой, строгой регламентацией правил и специальной подготовкой. Являясь массовым, народным средством физического воспитания детей и подростков, подвижные игры часто используются молодежью и взрослыми их назначение не исчерпывается непосредственно дошкольным и школьным возрастом.
Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча и др.). Однако, одним из стимулов игровой деятельности является потребностью общении, и это стимулирует участников объединяться в группы. Эти коллективные (групповые) и особенно командные подвижные игры имеют особое педагогическое значение. Именно здесь игроки имеют возможность проявить ориентировку, взаимовыручку и взаимопомощь в интересах достижения установленной цели.
Каждая игра имеет свое содержание, форму (построение) и связанные с этим методические особенности.
Глава 2. Педагогическая характеристика подвижных игр.
Гигиеническое и оздоровительное значение и задачи подвижных игр.
Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они сказывают благоприятное влияние на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.
Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах, содействуют развитию и совершенствованию различных анализаторов.
Подвижные игры всегда эмоциональны. Эмоциональное состояние характеризуется усиленным выделением гормона адреналина, повышают мышечную деятельность, активизируют деятельность центральной нервной системы.
Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, благодаря чему усиливается обмен веществ, увеличивается приток кислорода, что благотворно отражается на всем организме. К тому же, игры на открытом воздухе содействуют закаливанию детей.
Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действия каждого участника. Необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными.
Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Подвижные игры при регулярном их проведении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными.
Подвижные игры могут быть средством активного отдыха после длительной умственной деятельностью. С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков на площадке во время спортивного часа, во время прогулки, дома после прихода из школы и по окончании приготовления уроков.
Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей в стационарах и в санаториях. Этому способствует функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры.
Игры с элементами корригирующей гимнастики способствуют воспитанию правильной осанки, вызывают полезные морфологические и физиологические сдвиги.
Образовательные задачи и значение подвижных игр.
Игра есть деятельность, которой, начиная с рождения ребенка, принадлежит большая роль в формировании личности. В игре дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Педагоги физического воспитания отмечают большое образовательное значение подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющий верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие.
Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление предварительно разученных технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта.
Движения, входящие в содержание подвижных игр, не сложны, понятны и доступны. Упражняясь в беге, прыжках и метаниях, преодолевая различные препятствия, участники приобретают и совершенствуют разнообразные двигательные навыки и умения.
В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию часто меняющейся обстановке в игре.
Очень важно воспитывать в подвижных играх правильный стереотип движений, так как потом его трудно исправлять. Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Нужно приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях. Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое. Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотактильную и мышечно–двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для школьников младших классов. Большое образовательное значение имеют игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в оздоровительных и спортивных лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях на природу.