Файл: Подвижные игры с элементами баскетбола, характеристика и значение.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Большое образовательное значение имеет знакомство учащихся с народными играми в нашей многонациональной стране. Они знакомят учащихся с национальной культурой разных народов, с их обрядами и обычаями. Все это способствует патриотическому и интернациональному воспитанию.
Воспитательные задачи и значение подвижных игр.
Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать дл получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.
Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решимости, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.
Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так как дети приучаются к деятельности в коллективе.
Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей и подростков.
Глава 3. Подвижные игры с элементами баскетбола.
1)«Баскетбол с надувным мячом».
Подготовка. Две команды (по 4 – 6 игроков) произвольно располагаются на баскетбольной площадке (как в баскетболе). Капитаны выходят на середину.
Содержание игры. Руководитель подбрасывает между капитанами надувной мяч, после чего он попадает к одной из команд. Ее игроки, подпрыгивая и подбивая мяч рукой, передают его друг другу. Когда мяч коснется баскетбольного щита, команда получает очко. После того как цель достигнута, мяч снова разыгрывается в центре площадки между капитанами или игроками, которых они выделяют. Игра длится 10 мин со сменой сторон площадки после первых 5 мин игры.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила игры:1. Во время прыжков не разрешается отталкивать других игроков, а также бежать с мячом в руках. 2. За нарушение мяч передается другой команде, за вторичное нарушение игрок удаляется с площадки на 1 мин без права замены.
Примечание. Если играют надувным шариком, то два-три таких же шарика надо иметь в запасе. Ими можно заменить лопнувший шарик.
2) «Передал – садись».
Место, инвентарь. Площадка. 2 баскетбольных мяча.
Подготовка. Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному, параллельно одна другой. Каждая команда выбирает капитана, который становится напротив своей команды на расстоянии 5 – 8 шагов. У капитанов в руках по мячу.
Описание игры. По сигналу руководителя капитан передает мяч (двумя руками от груди или другим условленным способом) первому игроку колонны, который ловит его, возвращает обратно капитану и сразу же принимает упор присев. Затем капитан обменивается передачами со вторым, третьим и остальными игроками команды. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, принимает упор присев. Когда последний в колонне игрок отдает мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает.
Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой, не нарушая правил.
Правила. 1. Никто не должен пропускать своей очереди. 2. Игрок, не поймавший мяч, обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и продолжать передачи.
Вариант. Игра усложняется, если последний в колонне игрок, получив от капитана мяч, бежит (ведя мяч) на место капитана, а тот становится в начало колонны. После этого игрок, стоящий перед колонной, снова обменивается передачами с остальными игроками. Таким образом в ходе игры каждый побывает в роли капитана. Игра заканчивается, когда начинавший игру снова окажется перед колонной.
3) «Наперегонки с мячом».
Место, инвентарь. Площадка с баскетбольной корзиной. Баскетбольный мяч.
Подготовка. Игроки строятся в шеренги у боковых границ площадки лицом к середине. Одна команда стоит слева, другая – справа от щита. Игроки рассчитываются по порядку. Расстояние между игроками – 2 шага.
Описание. Руководитель бросает мяч в щит и называет любой номер. Оба игрока под этим номером выбегают вперед и пытаются овладеть мячом. Тот, кому это удалось, делает передачу последнему игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше. Игрок, не сумевший овладеть мячом, обегает игроков своей шеренги с левой стороны, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки другой команды. Если бегущий игрок финиширует в конце шеренги раньше мяча, то очко начисляется его команде. Другая команда также получает очко за то, что ее игрок овладел мячом после броска по щиту. Если же к финишу первым «пришел» мяч, то команде засчитывается 2 очка. Затем руководитель вызывает другие номера, и борьба возобновляется. Игроки, принявшие участие в борьбе за мяч, снова становятся на свои места.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Правило. Игрок, потерявший мяч, должен вернуться на место и продолжать передачи.
4) «Нападают пятерки».
Место, инвентарь. Баскетбольная площадка. Мяч и куртки разного цвета для 3 команд.
Подготовка. Играют 3 команды. Вторая и третья пятерки сроят зонные защиты, каждая под своим щитом. Мяч находится у игроков первой пятерки, расположенной в произвольном порядке лицом ко второй пятерке.
Описание. По сигналу руководителя игроки первой пятерки нападают на щит второй пятерки, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам второй пятерки удается перехватить мяч, они, не останавливаясь, нападают на щит третьей пятерки. Третья пятерка, овладевшая мячом, начинает нападение на первую пятерку и т. д. Команда, забросившая мяч, получает очко и строит зонную защиту, а проигравшие идут в нападение.
Игра длится 10 – 15 мин. Побеждает команда, набравшая дольше очков.
Игра проходит по правилам баскетбола.
5) «Салка и мяч».
Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий , так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.
Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).
6) «Своему ловцу».
Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды и играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Каждая команда старается овладеть мячом и бросить его по цели. Однако этой целью является не корзина, а свой же игрок (ловец), стоящий в круге (или треугольнике), начерченном на земле. Ловцы располагаются на противоположных концах площадки. Чтобы поймать мяч, ловец может подпрыгивать, но не имеет права заступать в нейтральную зону, которая опоясывает круг (ширина 70 – 90 см). В эту зону не разрешается входить и полевым игрокам обеих команд. За это и другие технические нарушения мяч передается противоположной команде. За грубую игру назначается штрафной бросок с расстояния шести шагов от стоящего ловца. Бросающему может мешать только один перехватчик, располагающийся возле нейтральной зоны перед ловцом.
Можно условиться, что игрок будет бросать мяч ловцу, только перейдя среднюю линию площадки или сделав предварительно между своими игроками не менее 3 передач. Каждый меткий бросок приносит команде 1 очко. После этого мяч вводится в игру проигравшей очко команде броском из – за лицевой (короткой) линии своей площадки.
Играют две половины по 8 – 10 минут.
7) «Больше передач».
Играют на прямоугольной площадке, ограниченной линиями. Игра напоминает баскетбол или ручной мяч, но без бросков по цели. Мяч вводится в игру одной из команд по жребию. Игроки команды, владеющей мячом, стараются (умело маневрируя, избегая помех со стороны соперника) сделать между своими игроками 10 передач подряд, не отдавая мяч противнику. После этого игра останавливается (команде начисляется 1 очко), и мяч вводится сбоку игроком пострадавшей команды.
Продолжительность игры 10 – 15 минут. Выигрывает команда, набравшая за это время больше очков.
В игре важно соблюдать следующие условия. Если мяч перехвачен соперником, набранное количество передач аннулируется, и ведется новый счет передач командой, овладевшей мячом. Руководитель игры ведет счет передач вслух и достаточно громко.
Если мяч выбит за боковую линию соперником или последний сыграл грубо, мяч вводится из–за боковой линии с продолжением счета передач. Команда, ведущая счет передач, при нарушении правила теряет мяч, а набранное число передач аннулируется.
8) Игры с мячом:
«Гонки мяча в колоннах»
Две – три команды по 6 – 8 человек становятся в колонны по одному на расстоянии четырех шагов одна от другой. У стоящих впереди в руках по волейбольному или баскетбольному мячу. По сигналу начинается передача мячей стоящему сзади двумя руками за головой. Когда мяч дойдет до последнего, он бежит с мячом вперед (все делают шаг назад), становится первым и снова передает мяч назад сверху и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым.
Важно следить за тем, чтобы мяч передавался прямыми руками с наклоном назад, а дистанция между игроками в колоннах была не менее 50 сантиметров.
Другой вариант игры предусматривает передачу мяча назад под расставленными ногами (по коридору). Условия игры те же.
«Гонка мяча по кругу».
Все играющие встают в круг и рассчитываются на первый – второй. Первые номера – одна команда, вторые – другая. Два рядом стоящих игрока – капитаны, у них в руках по мячу.