Файл: Программа социальной защиты и правовая база (Факультет: юриспруденция).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


территориальные центры социального обслуживания различных типов: дневного пребывания, недельного пребывания, временного пребывания (от 2-х до 6-и месяцев) на период устранения острого социального неблагополучия;
жилые специальные дома ветеранов с блоком социально-бытового обслуживания в составе фонда социального использования;
надомное социальное обслуживание на платной и бесплатной основе для граждан, проживающих в семьях, когда члены семьи не могут оказывать им помощь;
отделение сестринского ухода, центры социально-психологической помощи, столовые и домовые кухни для организации питания нуждающихся;
сеть магазинов по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам.
Закон "Об адресной социальной помощи" не затрагивает прав граждан на социальную поддержку, устанавливаемую законодательством России и финансируемую за счет средств федерального бюджета.
В ходе реализации закона "Об адресной социальной помощи" созданы на всех территориях службы адресной социальной помощи. Количество участковых специалистов сначала предусматривалось по норме 1 человек на 10 тысяч населения, однако с увеличением на грузки был рекомендован норматив 1 человек на 5 тысяч населения.
В области разработан механизм финансирования и исполнения Закона, сформулирован поименный банк данных граждан, нуждающихся в социальной помощи. Силами созданного с Министерством социальной защиты населения информационно- аналитического отдела разработан АРМ социального работника. В органах социальной защиты населения области установлено более 100 ПЭВМ. На основе социальных паспортов территорий ежегодно разрабатывается социальный паспорт области.
В 1996 году ситуация с финансированием областного закона "Об адресной социальной помощи" резко обострилась.
В первом полугодии из-за трудностей с формированием областного бюджета реализация Закона практически приостановилась. Образовалась задолженность по выплатам. В целях ее погашения Правительство области приняло ряд документов, позволяющих погашать долги путем проведения взаимозачетов натуральным покрытием в счет недоимки предприятий по платежам в областной бюджет по некоторым видам налогов. Организация работы по проведению взаимозачетов была возложена на местные органы социальной защиты. В городах и районах были приняты соответствующие постановления администраций, определены предприятия-должники в областной бюджет, проведены совещания с руководителями предприятий по определению путей погашения задолженности.
Органами социальной защиты были уточнены ведомости получателей адресной помощи, велась работа по составлению актов взаимных зачетов между предприятиями, органами социальной за щиты и Министерством финансов.
Министерством социальной защиты был разработан пакет документов, определяющих порядок работы по проведению взаимозачетов натуральным покрытием.
При проведении этой работы приходилось учитывать социально-экономическую специфику городов и районов области.
Несмотря на проблемы, вызванные не свойственностью функциональных задач, работникам социальной защиты удалось достаточно оперативно запустить механизм взаимозачетов и погашения долгов натуральным покрытием. Задолженность была погашена почти полностью.
Реализация закона "Об адресной социальной помощи" в 1997-98 годах продолжает осуществляться по системе взаимозачетов в соответствии с планом финансирования Закона, предусмотренном За коном "Об областном бюджете".
Территориальные органы социальной защиты производят рас четы с получателями адресной помощи в счет погашения задолженности за 1995, 1996, 1997 годы. В городах и районах сформировалась система участковых служб, выдача продуктов и товаров народного потребления идет через собственные или муниципальные магазины, частично задолженность погашается за счет коммунальных услуг.
Учитывая специфику социально-экономического развития от дельных, особенно сельских территорий, органам социальной защиты пришлось прибегнуть к помощи посреднических структур, работающих на правах уполномоченных организаций Правительства области. Около 30 коммерческих организаций работают с территориальными органами социальной защиты.
Таким образом, мы видим, что деятельность управлений (отделов) социальной защиты населения основывается на соответствующие положения, федеральное и региональное условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения.


 Его основными составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.
Фонды социального страхования – это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.
Страховые фонды создаются по определенным правилам и преследуют цель компенсации рисков в пределах установленных нормативов. Способы формирования страховых фондов, подходы к определению их размеров и достаточности для осуществления последующих социальных платежей могут быть разными в зависимости от целей социальной политики государства.
Основными источниками поступлений средств в фонды социального страхования служат страховые взносы.
Страховые взносы представляют собой обязательные периодические платежи, производимые законодательно установленными группами населения, хозяйствующими субъектами и при необходимости – государством, и аккумулируемые в страховых фондах на цели социальной защиты.
Взносы на социальное страхование часто отождествляют с налогами, что неправомерно по сути. Взносы на социальное страхование схожи с налогами ввиду обязательного характера и порядка их уплаты. Однако налоги являются для индивидуума безэквивалентным и безвозвратным платежом, тогда как взносы предполагают последующее осуществление социальных выплат на принципе эквивалентности. Страховой взнос предполагает наличие зависимости между отчислениями и социальными выплатами, имеющими одинаковую базу исчисления – индивидуальный трудовой доход.
Базой начисления взносов на социальное страхование обычно выступает заработная плата, а тарифы взносов устанавливаются в процентном отношении к ней. Устанавливая ставки страховых взносов, государство может регулировать тарифную политику в зависимости от современных экономических и социальных потребностей.
Социальная защита населения в Республике Беларусь регламентирована Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенным в действие с 1 апреля 1995 г. Социальное обеспечение может проводиться на основе обязательного государственного, а также добровольного и дополнительного социального страхования.
Основными принципами государственного социального страхования являются:
1)              участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
солидарный характер их создания, обеспечивающий содержание нетрудоспособных и неработающих трудоспособными и работающими;
гарантированность пенсий, пособий и прочих социальных выплат;
равенство граждан в праве на социальное страхование;
дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и прочих социальных выплат.
Добровольное и дополнительное социальное страхование может осуществляться негосударственными страховыми органами (страховщиками) за счет собственных средств нанимателей или самих граждан.



Обязательному государственному страхованию подлежат лица, работающие на основе трудовых договоров; членства в кооперативах, предприятиях и обществах коллективных форм собственности. Государственное социальное страхование может также распространяться и на другие категории граждан при условии оплаты страховых взносов (предпринимателей; членов крестьянских хозяйств; творческих работников; работников, работающих по договорам подряда; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь).
Средства государственного социального страхования размещаются во внебюджетном фонде социальной защиты населения, не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь создан 1 июля 1993 г. на основе пенсионного фонда и фонда социального страхования, является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения. Источниками его финансовых ресурсов являются:
а)обязательные взносы нанимателей и граждан;
б)добровольные страховые взносы выше перечисленных категорий граждан (предприниматели, члены кооперативных хозяйств и т. д.);
в)ассигнования из республиканского бюджета на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям и прочие расходы;


г) доходы от инвестиционной деятельности (капитализации средств);
д средства, поступающие по регрессным искам;
е) добровольные пожертвования.
Кроме того, в фонд поступают суммы начисленной пени, а также финансовых санкций и штрафов. Пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере 1/2 учетной ставки Национального банка. К недоимке относятся не внесенная в срок сумма страховых взносов и сумма задолженности, выявленная у плательщика взносов. Финансовые штрафы и санкции взыскиваются в следующих случаях: а) за отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов в местных органах фонда в размере 10 % полагающихся к уплате сумм, страховых взносов; б) за сокрытие и занижение при начислении страховых взносов суммы оплаты труда в размере всей суммы сокрытого (заниженного) фонда оплаты труда, а при повторном нарушении штраф взимается в двойном размере.
Страховые взносы уплачиваются один раз в месяц в день, определенный коллективным договором для выплаты заработной платы за истекший месяц. При этом наниматель представляет в банк платежное поручение на перечисление страховых взносов в фонд, и только после этого банк выдает средства на оплату труда.
Основным источником формирования финансовых ресурсов фонда являются обязательные страховые взносы нанимателей и граждан. Их размер основан на тарифах, устанавливаемых Верховным Советом Республики Беларусь, и может зависеть от состояния техники безопасности и условий труда.
В настоящее время для основной массы плательщиков установлен тариф в размере 35 % от фонда оплаты труда, для предпринимателей и фермерских хозяйств — 15 % от их доходов, для граждан — 1 % от заработной платы, для коллегии адвокатов — 5 %, а для предприятий и организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, — 30 %.
Для организаций и предприятий, использующих труд инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны, труда и Вооруженных сил, установлены льготы, регламентированные законодательством. В частности, для предприятий, организаций, объединений и учебных учреждений общества инвалидов и пенсионеров тариф установлен в размере 4,7 %. Предприятия при благотворительных организациях, на которых работает не менее 50 % инвалидов и пенсионеров, производят отчисления в размере 20,4 % от фонда оплаты труда.
Выплаты из фонда производятся при наступлении следующих страховых случаев: болезнь или временная нетрудоспособность, включая нетрудоспособность, связанную с беременностью и родами; рождение ребенка и уход за ним до достижения им возраста трех лет; инвалидность; достижение пенсионного возраста; потеря кормильца; потеря работы; производственные травмы и профессиональные заболевания; смерть застрахованного или члена его семьи.
Средства фонда используются на выплату: пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; пособий, связанных с рождением ребенка и уходом за ним; пособий по болезни и временной нетрудоспособности, а также пособий, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособий по безработице; пособий на погребение.
При одновременном наступлении таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается один вид пенсий или пособия.