Файл: Современные средства обучения иностранному языку, их назначение и возможности использования в разных целях обучения (По дисциплине «Лингводидактика»).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
Звукозапись - при обучении английскому языку на любом этапе звукозапись играет очень важную роль; дает возможность учащимся слышать подлинную речь на иностранном языке, что сказывается на качестве их произношения, а также на формирование умения понимать речь на слух.
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы учащихся дома позволяет им овладеть графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку.
В настоящее время существует большой выбор УМК, ориентированных на различные модели обучения иностранного языка [8,69]. При выборе базового курса учитель обычно руководствуется многими соображениями, но ведущими можно назвать следующие:
- является ли этот курс полным учебно-методическим комплектом или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
- соответствует ли данный курс требованиям отечественных федеральных/региональных программ по иностранному языку;
-соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
-развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
- обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
- доступен ли данный курс учителю и ученикам. К вспомогательным средствам обучения можно отнести различные учебные пособия, как профессионально изданные, так и составленные самим учителем [19,75].
Это могут быть:
- специальные учебные пособия для развития конкретных видов речевой деятельности;
- разнообразные видео - и аудиоматериалы;
- сборники языковых и речевых игр для различных этапов обучения;
- компьютерные программы;
- таблицы и схемы;
- карточки;
- картинки - набор учебно-наглядных пособий, включающий предметные, тематические и сюжетные картинки - следует подчеркнуть важную роль зрительной наглядности при обучении иностранному языку. Основная цель заключается в том, чтобы развивать мышление учащихся на чувственно - наглядных впечатлениях, связать слова, обозначающие известные им предметы, с названиями этих предметов на иностранном языке.
- музыка и песни. Английские песни можно использовать в качестве физкультминуток.
Раздаточный материал - представляет собой набор предметных, сюжетных и тематических картинок при работе в классе и дома; дает большие возможности для развития творчества учителя в учебно-воспитательном процессе. K раздаточному материалу относятся специально составляемые карточки, flаshсаrds, с иллюстрациями или без них, обеспечивающие каждому возможность решения поставленной задачи, главным образом речевой. Эти карточки могут служить опорой выполнения заданий по аудированию, по составлению монологического высказывания по чтению и по выполнению письменного задания.
- словари - учителю английского языка, как специалисту, желательно иметь разнообразные словари, в том числе и толковые. Это поможет в подготовке упражнений и материалов, которые учитель готовит дополнительно к имеющимся в УМК, исходя из особенностей своей группы, для проведения внеклассной работы по английскому языку, а также для удовлетворения любознательности отдельных учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку;
- рифмовки и стихи, т.е. все то, что разумно дополняет и компенсирует определенные недостатки базового учебно-методического комплекта.
Идеального курса для всех возможных условий обучения не существует, но существует огромное количество учебных пособий, среди которых учитель-профессионал может найти нужные ему материалы, а в случае крайней необходимости и составить свои собственные.
Таким образом, мы приходим к выводу, что изучение иностранного языка предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности и функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке должны использоваться комплексно.
- Средства обучения занимают важное место в процессе обучения;
2. Средства обучения - материальные и идеальные объекты, которые вовлекают в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащегося;
- Средства обучения взаимосвязаны со всеми компонентами дидактической системы, т.е. с педагогом и его деятельностью, с учащимся и его деятельностью, с содержанием образования;
- В педагогике существует не одна классификация средств обучения. Все они отличаются по признакам;
Все средства обучения иностранного языка делятся на основные и вспомогательные.
Средства обучения являются неотъемлемой частью процесса обучения. И учителю следует использовать не только основные средства обучения, которые являются обязательными, но и вспомогательные средства, использование которых позволяет увеличить степень обученности учащихся.
Современные средства обучения иностранным языкам. Современные информационно-коммуникативные технологии
В последние годы вопрос о применении новых информационных технологий становится все более актуальным. Под применением новых информационных технологий в обучении иностранным языкам понимают не только применение современных технических средств и технологий, но и использование новых форм и методов преподавания иностранного языка и новый подход к процессу обучения в целом
Информация - все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология - система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.
Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин "новая информационная технология обучения". Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника [1, 124].
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это "широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)" [6, 65].
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net).
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами [2, 15].
Одним из перспективных направлений использования Интернета для обучения является размещение в сети текстов лингвострановедческого характера, как о России, так и о зарубежных странах. Способом совершенствования изучения иностранных языков является создание и обмен с носителями языка как электронными, так и звуковыми письмами. Электронное письмо представляет собой текст на иностранном языке, который может быть составлен заблаговременно до отправки в течение определенного времени, что позволяет тщательно подготовить такое сообщение, как по содержанию, так и по оформлению. Автор письма должен уметь четко излагать свои мысли в письменном виде. Поэтому каждый обучающийся невольно постепенно расширяет свой лексический словарь не только за счет лексики, используемой в письмах, но и путем обращения к различным словарям и лексиконам, позволяющим находить адекватное выражение своих мыслей. Кроме того, он вынужден повторять грамматические правила, правильно оформляя свою речь в письменном виде, чтобы быть понятым корреспондентом. Электронная почта предоставляет возможность письменного общения с представителями разных народов, а значит, и расширения кругозора за счет приобщения к культуре страны изучаемого языка, приобретения опыта опосредованного общения путем быстрого обмена информацией, мнениями по той или иной проблеме.
Интернет-ресурсы можно также использовать для включения материалов сети в содержание урока, т.е. для интегрирования их в программу обучения; самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом; углубленного изучения, ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках; самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов; систематического изучения иностранного языка.
Умение находить информацию на иностранном языке является важным аспектом учебного процесса. Поисковые серверы позволяют формировать разнообразные запросы и выводить список сайтов по интересующей пользователя тематике. По тем или иным темам обучения можно найти специальные учебные ресурсы, содержащие набор ссылок на статьи или аудио/видеозаписи [14, 11].
Используя информационные ресурсы сети Интернет можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств также соответственно подготовленных учителем;
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
- пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.
Также, для достижения дидактических целей и задач можно использовать интерактивную доску, которая обогатившись своими расширениями, стала отвечать на запрос более активного взаимодействия. Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Использование интерактивной доски с ее фактическими безграничными возможностями делает уроки по любому предмету не только продуктивными, но и увлекательными как для учителя, так и для учеников [20, 324]. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио - и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.
Интерактивный экран впитал в себя все функции компьютера, являясь практически его модификацией, продолжением. Он имеет мощную память и гибкую обратную связь, мягко откликающейся системой, в которой человек может работать обычным образом - как ручкой в тетради. Ученик может прибегать и к тактильной коммуникации, созданием изображения рукой, а может использовать и дистанционное управление - в зависимости от целей и решаемых задач.
Интерактивная доска стала особой средой, из которой учитель может извлечь очень много образовательных возможностей, строить с ее помощью урок, реализуя необходимую тактику. Кроме того, важно чтобы сохранялся уровень креативности - чтобы ученик активно участвовал в работе - всем этим требованиям отвечает интерактивная доска. Учитель, управляя доской, может воплощать учебный материал как некоторые идеи, которые ученики в процессе обратной связи могут модифицировать и исполнять в свойственной им форме. Образовательный процесс становится более гибким.