Файл: Современные средства обучения иностранному языку, их назначение и возможности использования в разных целях обучения (По дисциплине «Лингводидактика»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерием успешности ученика становится не стопроцентно правильный ответ, который оценивает учитель, а мера участия в обратной связи, которую необходимо оценить самому ученику. Кроме этого, интерактивная доска имеет определенные преимущества: запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может их воспроизвести; позволяет наблюдать процесс и анализировать накапливаемый материал; позволяет демонстрировать получаемые результаты самим учащимся или, например, родителям, которые в этом случае становятся активными помощниками учителю (специалисту) и своим детям в решении коррекционных задач.

Используя на уроке интерактивную доску, нужно руководствоваться предостережением Р.П. Мильруда о том, что "если не предусмотреть все детали применения в обучении технических или мультимедийных средств, то они могут превратиться в дорогостоящую и порой просто ненужную вещь с чрезвычайно низкой обучающей ценностью" [10, 29].

Для того чтобы интерактивная доска была эффективна в обучении иностранному языку, был разработан алгоритм работы с ней, который состоит из 8 последовательно выполняемых действий:

-Определение целевого назначения интерактивной доски для формирования коммуникативной компетенции на данном уроке.

-Определение этапа урока, на котором используется интерактивная доска.

-Выбор инструмента интерактивной доски.

-Отбор наиболее эффективных средств для реализации поставленной цели.

-Уточнение целесообразности применения интерактивной доски в сравнении с традиционными средствами.

-Определение оптимального времени использования интерактивной доски в соответствии с санитарными нормами.

-Составление временной развертки урока.

-Разработка сценария или презентационной программы материала [5, 27].

Данные действия имеют универсальный характер и они необходимы при использовании интерактивной доски для любых целей: обучение грамматическим/лексическим навыкам или обучение различным коммуникативным умениям.

Использование мультимедиа на уроках - это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой.

На уроках иностранного языка компьютерные технологии используют для отработки грамматических навыков, для развития навыков письма (переписка с детьми из других стран, изучающих английский язык или с носителями языка), чтения (работа в Интернете с информацией) и в проектной работе [15,20].

Но хотелось бы сначала сказать несколько слов об использовании на уроке несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам преподаватель в программе Microsoft Word, и презентаций (Power Point). Они просты в исполнении и применении, но роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика.


Ценность созданных учителем презентаций состоит в том, что материал в них даётся учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё "работает” на достижение целей и задач конкретного урока, в отличие от готовых фильмов и слайдов [3, 12].

Использовать возможности современных технологий можно на разных уроках английского языка и в разных классах. На уроках страноведения, где хочется показать учащимся как можно больше ярких и запоминающихся иллюстраций, сообщить интересные и современные факты из жизни страны, использование Интернета становится насущной необходимостью. Возможности Интернета в этом плане безграничны и предоставляют разнообразные информационные ресурсы. На таких уроках можно не только показать слайд-шоу достопримечательностей стран изучаемого языка, познакомить их с различными областями жизни людей, но учащиеся могут услышать и увидеть интервью с политическими деятелями страны и с различными знаменитостями.

Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать электронный учебник. По типу организации и способу доставки обучающемуся мультимедийные учебники бывают трех видов: на CD-ROM с или без печатного приложения; на Интернетовских сайтах с или без печатного приложения; на CD-ROM, но с привязкой к некоторым Интернетовским сайтам, с печатным приложением или без такового.

Достоинства электронных учебников: наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.); быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; простота в применении;

На сегодняшний день многие учебники имеют электронное приложение, с помощью которого учитель может заинтересовать уроком учащихся. Например, электронное приложение к учебнику Английский язык для 2 класса общеобразовательных учреждений является составной частью учебно-методического комплекта по Английскому языку для начального общего образования В.П. Кузовлева. Отличительная черта электронного приложения - соответствие структуры его построения структуре учебника. Основной элемент организации материла электронного приложения - электронный разворот, полностью тождественный развороту учебника. На электронном развороте в виде активных зон выделены наиболее важные компоненты содержания. Это превращает электронный разворот в своеобразный опорный конспект. Каждая из выделенных активных зон содержит разнообразные дополнительные мультимедиа ресурсы: занимательные грамматические и лексические упражнения, развивающие игры, анимационные презентации грамматических явлений, электронный грамматический справочник, англо-русский словарь с иллюстрациями и звуковым сопровождением, видеоролики, демонстрирующие написание английских букв, проверочные тестовые задания, дополнительный материал страноведческого характера, красочные иллюстрации, слайд-шоу и многое другое. Всего электронное приложение включает более 600 мультимедиа ресурсов. Такая тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе. Электронное приложение позволяет учителю проводить интересные уроки с использованием мультимедиа ресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий. Для ученика оно открывает возможность углубленного изучения предмета, самостоятельной оценки уровня знаний по предмету, подготовки докладов, рефератов и презентаций, подготовки к олимпиадам и различным конкурсам [7].


Обучающие программы, которые можно использовать на уроке: "Bridge to English", "English-Platinum-2000", "English Grammar", "Talk to me", "Профессор Хиггинс" и др. Программа "Bridge to English", например, создана для самостоятельного изучения английского языка в домашних условиях.

Хочется подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются важной частью информационно-образовательной среды. Использование ИКТ делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий - назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

Заключение

Таким образом, методика преподавания любого предмета предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения иностранному языку. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности и функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке должны использоваться комплексно.

XXI век - век высоких технологий. У учителей появилась возможность использовать на уроке различные технические средства, такие как компьютер, видео и аудио аппаратуру, спутниковое телевидение, Интернет, мультимедийные средства и многое другое. А это позволяет сделать уроки иностранного языка более интересными и продуктивными, повысить у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка. Ведь используя новейшие технические средства, учащиеся не просто изучает иностранный язык, но и могут полноценно его использовать, например, общаясь с зарубежными сверстника как по электронной почте (что позволяет учащимся тренироваться в письме), так и, используя веб-камеру (что позволяет учащимся тренироваться в говорении).

Использование современных средств обучения иностранному языку, таких как компьютер, видео и аудио записей, Интернета и др. позволяет:

-восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку.

-повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка

-полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.

-создать лучшие условия для программирования и контроля.


-осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося.

-обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.

-выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

К сожалению, не все учителя понимают истинную ценность использования технических средств в обучении иностранному языку и не стремятся к этому.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что дополнительные образовательные ресурсы являются важной частью информационно-образовательной среды. Использование современных средств обучения делает процесс обучения более эффективным и интересным, способствует развитию личностных качеств обучаемых. Использование новых технологий - назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.

Список литературы

1. Апольских Е.И. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие - Барнаул: БГПУ, 2006. - c. 124

2. Александров К.В. В обучении иностранному языку: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе, 2011, №5 - с. 15-20        

3. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2008, №4. - c. 12        

4. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях. - М.: Провещение,1998. - с. 90      

5. Е.С. Красножонова, Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе // Иностраннные языки в школе, №9, 2001. - с. 27-32       

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003. - с. 65     

7. Кузовлева В.П. Английский язык для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003   

8. Ляховиицкий М.В. Методика преподавания иностранному языку. - М. Высшая школа - 1981. - с. 69

9. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 1988 .     

10. Мильруд Р.П. Некоторые пути обучения иноязычному высказыванию // Иностранные языки в школе, №2, 1985. - с. 29-30 .       

11. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, изд. дом "Первое сентября", 2008, №4       

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред.Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000