Файл: История зарождения японского дизайна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утончённость и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времён придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. Понятно, что в островной вулканической стране с жёсткой экономией земли все творческие силы человека вкладывались в разумную организацию жизнедеятельности. В условиях даже ремесленного производства японская архитектура при всей своей высокой эстетичности была типовой, модульной, предельно функциональной и конструктивной. Посуда всегда была комбинированной и складируемой.

Целью моего реферата является изучение особенностей развития дизайна в Японии. Для достижения цели потребуется решение следующих задач: история зарождения японского дизайна; развитие дизайна послевоенного времени; феномен японского дизайна.

История зарождения японского дизайна

Когда начал возникать дизайн, что приходилось на период после Второй мировой войны, наиболее стремительно он стал развиваться именно в Японии, которая сыграла основополагающую роль в истории развития дизайна. Японский дизайн всегда отличался своей загадочностью и лаконичностью. Совершенно чуждая культура Японии воспринималась в Европе и Америке как экзотика, ведь на протяжении долгого времени японские территории были практически изолированы. Благодаря этому любой объект из Японии становился открытием об истории и культуре этой страны. Изменения произошли только после революции Мэйдзи в 1868 году. В результате, начала взаимодействия с другими культурами Япония стала многое заимствовать у Запада, который, впоследствии, сильно изменил всю японскую культуру. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Закономерно, что Япония стала одним из мировых лидеров в этой сфере. Множество художников работает в промышленности, причём не только в фарфоровой или текстильной, но и в машиностроении, других наукоемких отраслях. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности, отличительные черты, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны.


Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от её стихий (тайфуны, землетрясения и т. д.), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей.

2. Развитие дизайна Японии в послевоенное время

В середине XIX века изоляционистская политика японского государства полностью исчерпала себя, и Япония вступила в период так называемой «Реставрации Мэйдзи» (1867-1868) - период кардинальных реформ во всех сферах деятельности. Открываются границы, налаживаются торгово-экономические связи с ведущими европейскими странами и США. Первая официальная делегация для ознакомления с достижениями промышленности отправилась в 1871 в США, затем и в Европу. Осознав собственную отсталость, государство берет курс на модернизацию экономики и индустриализацию промышленности. Тогда был высокий уровень ремесленного производства, поэтому, когда впервые японские товары на официальном уровне участвовали на Всемирной выставке в 1973 году в г. Вене, наибольшим спросом пользовались изделия ремесленников и художников. Для увеличения объёмов экспорта, пользующихся спросом национальных товаров, государство начинает оказывать поддержку ремесленному производству.

Среди первых, в 1874 году, открывается Керамический завод Эдогава в Токио, на котором проводились эксперименты с изготовлением гипсовых форм для отливки керамической посуды в европейском стиле для западного рынка, например, чашек с ручками и кофейных сервизов на местном материале с сохранением национального колорита и эстетики. Приглашённые на работу художники и ремесленники создавали оригинальные проекты для реализации на производстве. Это стало первым опытом проектно-дизайнерской деятельности и создания качественной серийной продукции, выпускаемой промышленностью и предназначенной для внешнего рынка.

Первые учебные заведения - технические школы по подготовке художественных кадров, появились вблизи центров регионального производства промышленной продукции, в которых студенты учились дизайну и мастерству на новой промышленной технике. Первой открылась в 1887 году школа в Канадзаве. Опыты художественно-проектной деятельности были успешны и впоследствии из них вырастает одно из уникальных течений в японском дизайне - «национальное». Главной задачей этого направления был и остаётся поиск новых современных форм и совершенствование технологий в производстве предметов традиционной культуры для насыщения внутреннего рынка и повышения конкурентоспособности на внешнем.


Таким образом, дизайн, как проектная деятельность, в Японии зародился и получил первоначальное развитие в рамках традиционной ремесленной культуры с использованием передовой западной техники и технологий. Тесная связь с традициями представляется важной особенностью, так как, в отличие от европейского, японский дизайн на первом этапе формирования, не познал разрыва между эстетикой предмета выполненного промышленным способом и ремесленным изделием. Этому также поспособствовало присущее японскому мировоззрению отношение к миру вещей, не разделявшее предметы на чисто утилитарные и произведения искусства. Практичность, утилитарная красота предметов, символизм, скупость в выразительных средствах, простота композиции, лаконичность и природность форм - все эти каноны красоты вещей воплощены в эстетике представления синтетической японской религии - синто-буддизме. Данные принципы во многом совпали с воззрениями западных теоретиков дизайна и позволили достаточно быстро японским художникам и ремесленникам освоить западную практику предметного формообразования.

В 1901 году в Токийском высшем политехническом училище открывается отделение промышленного проектирования. Именно в его стенах в 20-30 е годы, активно изучаются идеи и методы европейских дизайнерских школ: наследие Рёскина и Морриса, педагогические идеи Иттена, Мохой-Надя. Проводником теоретических идей Баухауза и русского конструктивизма в Японии стал частный Институт новой архитектуры промышленного искусства, открытый Реншичиро Кавакита в начале 30-х годов.

Важную роль в развитии дизайна сыграл Институт промышленного искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых технологий и изделий в массовое производство. В основу теоретической базы института легли взгляды Бруно Таута, известного архитектора, члена немецкого «Веркбунда». В 1933 году он впервые посетил Японию и подверг критике попытки слепого копирования японскими дизайнерами европейских образцов, предложил новый путь примирения эстетики традиционных ремёсел с современной технологией массового производства. В течение последующих 40 лет институт становиться центром передовой дизайнерской мысли в Японии ежегодно проводятся выставки, с 1932 года издаётся журнал «Художественно-промышленные новости» (KogeiNyusu), в качестве консультантов приглашаются известные западные дизайнеры. Отдельно стоит отметить, что в стенах института складывается второе течение в японском дизайне - «интернациональное» (или западное), которое берет ориентир на самые современные стилистические течения в европейском, а впоследствии и американском дизайне. В Японии начал распространяться элитарыный дизайн. Дизайнеры этого направления ставили своей задачей поиск современных форм изделий новых для Японии отраслей промышленности, способных конкурировать с европейскими товарами на международном рынке и ориентированных на вкус западного потребителя. Зачастую это приводило к полному копированию западных образцов с незначительной стилизацией формы, но обязательно с улучшением функциональных и технических характеристик - миниатюризации изделия, использования дополнительных функций, мобильности, повышения качества и надежности. «Интернациональный» дизайн-это направление характерное для японских корпораций, история, которых, начинается в начале XX века.


С середины 20-х годов в Японии благодаря государственной поддержке число небольших частнокапиталистических предприятий возрастает. В основном, это были новые для Японии отрасли промышленности - транспорт, автомобилестроение, производство бытовых электроприборов и радиоприемников. Именно на них государство возлагало задачу насыщения внутреннего рынка современными бытовыми приборами и средствами передвижения. Главная проблема, которую они должны были решить - это адаптация достижения западных технологий в производстве товаров для японских потребителей, с учетом эргономических факторов и специфики традиционного жилья. Именно в это время намечается одна из главных особенностей японской государственной политики в области промышленных технологий - протекционизм на внутреннем рынке и активное приобретение на западе патентов на изобретения. История гигантов современной японской промышленности, таких как: Toshiba (1875), Sharp (1912), NISSAN (1914) начинается именно с инженеров-изобретателей, сумевших творчески переосмыслить, усовершенствовать достижения западной научно-технической революции. Первый пассажирский автомобиль, произведенный в Японии с учётом эргономических особенностей был собран в 1907 году Масухиро Хасимото (основателем автомобильной компании NISSAN в 1934 году). В серийное производство автомобиль был запущен в 1917 году. В 1925 году группой инженеров небольшой компании Sharp был собран и испытан первый радиоприемник, а к 1931 году конвейер завода в Осаке производил 1 экземпляр каждые 56 секунд. Приёмник был компактнее своих западных аналогов. Основная тенденция довоенного и послевоенного периода в японском предметном дизайне - это копирование. Мотивы американского дизайна нередко буквально воспроизводились в формах бытовой радиотехники или транспортных средств.

Прогрессивное развитие японского дизайна остановилось с началом милитаризации экономики и перехода промышленности в середины 30-х годов XX века на военные рельсы. Первые выпускники художественно-промышленных школ наряду с инженерами работают над совершенствованием вооружения, военной техники и самолётов. В 1939 году Япония вступила во вторую мировую войну.

2 сентября 1945г. японское правительство подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Хоть и было сформировано новое правительство, но фактически политическая власть принадлежала представителям правительства США. Оккупация Японии продолжалась до 1951 года и закончилась подписанием мирного договора. Следущие десятилетия США продолжают определять экономическую и политическую стратегию развития страны и в немалой степени американский образ жизни и американский дизайн стал определяющим в японской школе формообразования. Только к середине 50-х годов японские дизайнеры сумели преодолеть «детскую болезнь» копирования чужих образцов и выйти на новый уровень осмысления задач дизайнерской деятельности.


1898-1945 годы в истории японского дизайна можно охарактеризовать как начальный период его становления. В этот период - как стимул развития экономики решались на государственном уровне. Правительственные меры стимулировали быстрое освоение передового западного опыта и внедрения на производстве. Государственная поддержка позволила Японии относительно быстро развить у себя в стране систему подготовки дизайнерских кадров.

Главная специфическая черта японского мышления - это традиционность в сочетании с активным стремлением к познанию нового, но не прямое цитировании, а творческое осмысление и переработка. Возможно, в силу японского менталитета стилевые течения в зарождающемся японском дизайне не сменяли друг друга, отвергая весь предыдущий опыт, а существовали параллельно, представляя собой скорее направления в едином потоке, а не периоды. То есть, по своему характеру - это скорее был не революционный, а эволюционный путь развития дизайна.

3. Феномен японского дизайна

XX в. создал множество новых вещей, которым надо было найти адекватную внешнюю форму. И оказалось, что принципы традиционного японского искусства – свободная композиция, асимметрия, целесообразность – соответствуют новым требованиям наилучшим образом. Красота, естественно вырастающая из целесообразности, стала основой общемирового взгляда на современный дизайн. Со всего мира сюда едут изучать архитектуру, керамику и декоративно-прикладное искусство. Но, несмотря на постоянный обмен идеями и универсальность современной промышленной техники, японский дизайн сохраняет свои уникальные особенности, отличительные черты, идущие от высокой культуры классического изобразительного искусства страны.

Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

Произведение японского дизайна – это микрокосм. Все его формы должны быть обдуманными и точными, красота завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Поэтому форма, цвет и украшение предмета могут содержать в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты предельно обобщённых форм чёрного, белого и красного цвета в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии никогда не становятся навязчивыми. Самым главным источником вдохновения по-прежнему остаётся природа – весенние цветы сакуры, спасающие от летней жары прохладные воды, красные листья клёна под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях бамбука.