Файл: Эмпирические исследования свойств внимания (Что такое внимание).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Количество отдельных не связанных друг с другом объектов, которые человек может держать одновременно в поле своего зрения с достаточной ясностью, составляют объём внимания. У каждого человека объём внимания будет различен но, опыты показали, что в среднем объём внимания примерно равен от 2 до 5 объектов. Такое ограничение вынуждает делить поступающую

8

информацию на части, не превышая возможности «обрабатывающей системы». В отличие от других свойств внимания объём никак нельзя изменить благодаря тренировке или с помощью обучения.

Обычное противопоставление вниманию – рассеянность. Рассеянность результат слабого внимания, его неустойчивости. Человек не может на длительное время сосредоточится на каком либо предмете, его внимание постоянно перемещается с одного объекта на другой. Чаще всего рассеянность проявляется у детей, так как они ещё не способны на длительное время сосредотачиваться на чём-то. У взрослых это тоже наблюдается, но чаще всего в состоянии усталости или болезни.

Выделяется два типа рассеянности:

  • подлинная
  • мнимая

Подлинная рассеянность проявляется, в неспособности человека сосредоточится, в определённый необходимый для него период времени на одном объекте. Он легко отвлекается и с большим трудом концентрируется на объекте своей деятельности. Причиной возникновения подлинной рассеянности может служить расстройство нервной системы, умственное и физическое переутомление, а так же разбросанность интересов. Мнимая рассеянность – результат особой сосредоточенности на одном предмете, следственно на остальных окружающих объектах внимание не может быть зафиксировано.

Внимание, как психический процесс, имеет свои этапы развития. Их выделяют два:

  • дошкольный этап (внимание развивается в большей степени объектами окружающей среды)
  • этап школьного развития (развивается внимание связанного с внутренними установками человека)

В первые месяцы жизни у ребёнка возникает только непроизвольное внимание. Ребёнок реагирует исключительно на внешние раздражители. Начиная примерно с 3 месяцев, ребёнка уже начинают интересовать внешние объекты, а в 5-7 он уже способен более долго рассматривать какой-либо предмет. Произвольное внимание в своей первой форме обычно проявляется к концу первого – началу второго года жизни. Окружающие его люди постепенно требуют выполнения от него каких-либо действий, ребёнок вынужден обращать внимание на требуемое от него действие. Большое значение в развитии произвольного внимания имеют игры. Параллельно с


9

произвольным вниманием ещё больше развивается и непроизвольное внимание. Этому способствуют беседы с родителями, игры в которых дети подражают взрослым, манипулирование с игрушками, знакомство с большим количеством предметов. В более старшем возрасте развитием произвольного внимания служит учебная деятельность. Первоначально под указанием учителя он, следуя определённым указаниям выполняет работу, приобретая умения выполнять задания самостоятельно. Он сам ставит цель и контролирует свои действия, что собственно и есть его произвольное внимание.

Изучение внимания и методы его исследования

Очевидная значимость внимания в жизни человека привлекла к себе внимание многих учёных. Однако при его изучении у исследователей возникали вопросы и трудности в определении, что же всё-таки такое «внимание» и те феномены, которые с ним связаны. Основной проблемой являлось то, что учёные не могли прийти к единому мнению относительно этого вопроса.

Одним из учёных изучавших внимание был Лев Семёнович Выготский. Он пытался проследить историю развития внимания. Он считал, что история развития внимания ребёнка это история развития организованности его поведения и что ключ к генетическому пониманию внимания лежит вне личности ребёнка, а не в нём самом. Выготский предполагал, что развитие внимания заключается в том, что с помощью взрослого ребёнок усваивает определённые знаки, с помощью которых в дальнейшем он направляет своё внимание и поведение. С возрастом внимание ребёнка улучшается. Начиная с дошкольного возраста и достигая максимума в школьном возрасте, происходят различия в произвольном и непроизвольном внимании, но потом они вновь уравниваются. Так же Выготский считал значительно важным, для педагогики употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию, так как благодаря ему ребёнок входит в межличностное общение, что способствует личностному развитию. Изначально для ребёнка речь взрослого является скорее процессами дисциплинирования, но постепенно употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением.

За Выготским следующим кто обратился к проблеме внимания был Пётр Яковлевич Гальперин. Он сделал два вывода касающихся трудности изучения внимания: во-первых, внимание не выступает как самостоятельный психический процесс, а во-вторых, оно не имеет собственного специфического продукта. Гальперин рассматривал внимание как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, направленный на содержание психических явлений, возникающих в процессе познания.


10

Основной функцией внимания является обеспечение контроля над правильностью содержания психических процессов на высоком уровне. Основные положения этой концепции следующие:

  • внимание один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности
  • в отличие от других процессов внимание не имеет отдельного, особенного результата
  • внимание становится самостоятельным процессом, когда действие не только умственное, но и сокращённое
  • произвольное внимание осуществляется только по заранее составленному плану
  • всё внимание выполняющее функцию контроля (непроизвольное и произвольное) является формированием новых умственных действий

Следующий учёный Александр Романович Лурия так же изучавший внимание, считал что, оно не может быть поставлено в ряд с остальными психическими процессами, являясь одной из сторон этих процессов. Ведь оно необходимо и при мышлении, и при действии, и при восприятии. При участии внимания психическая деятельность становится более сформированной. И с вниманием мы воспринимаем всё в упорядоченном характере.

Теодюль Рибо считал, что внимание неотъемлемо связано с эмоциями и движениями человека. Эмоции вызывают у человека внимание и в сочетании с движениями способны сосредотачивать и задерживать его на объекте. Не зависимо от того на сколько слабое или же сильное внимание оно всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо видел особую тесную связь между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность такого внимания связана с интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний с объектом внимания. Так же он предполагал, что состояние внимания сопровождается не только эмоциями, но также изменениями физиологического состояния организма.

Изучение внимания и его справедливая оценка нужны при решении многих задач, как в учебной, так и в трудовой деятельности. Например, проблема профориентации, достаточно много профессий предъявляют особые требования к определённым свойствам внимания. Человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет качественно работать там, где требуются многочисленные контакты с большим количеством людей, а человек с неустойчивым вниманием не сможет работать водителем. С проблемой внимание приходится часто сталкиваться и в школах, ведь это отражается на успеваемости учеников.

11

Существуют методы для изучения внимания в основном они разделяются на экспериментальные и неэкспериментальные. Неэкспериментальные методы могут основываться на сборе объективной информации об особенностях внимания. Среди таких методов основным является – наблюдение. Экспериментальный метод требует более строгих правил к исследованиям, но благодаря ему, мы можем дать более точную оценку исследуемым свойствам внимания. Материал для таких исследований, как правило, представляется в виде таблиц или бланков с цифрами, буквами, геометрическими фигурами.


Каждое свойство внимания изучается в определённых целях и своими методами.

  • Для изучения объёма внимания обычно приводятся определённое количество предметов, которые могут быть ясно восприняты субъектом. Исследование объёма проводится путём анализа числа представленных предметов. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявлять определенное число раздражителей в такое короткое время, за которое испытуемый не может перевести глаза с одного объекта на другой.
  • Исследование концентрации и устойчивости внимания определяет, насколько стойко сохраняется внимание к определённой задаче.
  • Чтобы изучить распределение внимания используют задания с различным сочетанием задач. При этом необходимо чтобы обе задачи одновременно требовали внимания и не были связаны друг с другом.
  • При изучении переключаемости задачей испытуемого является совмещение двух или более задач экспериментатора, показатель переключаемости – скорость выбора.

Для изучения концентрации внимания используют методику «Исследования концентрации внимания» с помощью субтеста «Арифметический» из теста Векслера. В данном тесте испытуемому предлагается устно решить ряд арифметических задач. Задачи расположены по нарастающей сложности решения. В данном тесте даётся оценка не только верности ответа, но и затраченному времени на его решение. В состав экспериментального материала входят: секундомер, ручка, стимульный материал. Такой метод изучения внимания предназначен для испытуемых старшего возраста.

12

Так же для исследования концентрации внимания существует ещё одна популярная методика «Перепутанные линии» А. Рисса. Данная методика позволяет исследовать не только концентрацию внимания, но и его устойчивость. Испытуемому даётся бланк на котором изображено 25 линий, каждая из них начинается с одной стороны бланка и заканчивается с другой. Задачей является зрительно проследить, как идёт каждая линия и у какой цифры она заканчивается. Время для выполнения всей работы отводится 10 минут. В конечном результате подсчитывается количество и проведённых линий и количество ошибок. Эту методику можно давать для выполнения детям старше 5 лет.

Определить уровень устойчивости внимания позволяет методика «Таблицы Шульте». Эта методика создана немецким психотерапевтом Вальтером Шульте, с её помощью проверяется устойчивость внимания, а также она служит для тренировки внимания, скорости реакции и усвоения большого количества информации. Таблицы Шульте представляют собой обычно 5 квадратов, каждый квадрат представляет собой матрицу, состоящую из 25 клеток (5 по вертикали и 5 по горизонтали). Внутри этих таблиц не по порядку расположены числа от 1 до 25. В исследовании с помощью данной методики испытуемому или испытуемым (работа может проводиться как с одним человеком, так и в парах) даются поочерёдно каждая таблица, и предлагается отыскать и показать в ней числа в порядке возрастания. Работая с данными таблицами концентрируется внимание, развивается способность ориентироваться в больших объёмах информации. Для проведения данной методики необходим секундомер, таблицы Шульте, бланк ответов. Данную методику можно проводить как с детьми, так и с взрослыми.


Развить и определить уровень переключаемости внимания может помочь методика «Красно – чёрная таблица» Горбова. Эта методика кажется простой с первого взгляда, но при выполнении у некоторых людей возникают трудности. Красно – чёрная таблица имеет схожие черты с таблицей Шульте, но всё же они заметно отличаются. Эта таблица представляет собой таблицу из красных и чёрных чисел. Чёрные числа идут от 1 до 25, а красные от 1 до 24, все числа расположены в случайной комбинации, так что логически запомнить их нельзя. Детский вариант таблицы немного отличается, он составляет ряд чёрных чисел от 1 до 13 и красных от 1 до 12. Испытуемому необходимо отыскать в попеременном поиске чёрные

13

числа в возрастающем порядке и красные числа в убывающем порядке. Основным показателем здесь будет служить время выполнения задания. Работать с этой таблицей так же можно и с детьми и с взрослыми.

Для определения уровня избирательности внимания часто используют методику, разработанную немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом, которая имеет название в честь своего создателя «Методика Мюнстерберга». Испытуемому предоставляется буквенный текст, среди этого текста за отведённое ему время он должен как можно быстрее просматривая текст найти в нём слова и подчеркнуть их. Всего в тексте содержится 25 слов. Время на выполнение этого задания даётся 2 минуты. Исследование может проводится как с одним человеком, так и в парах, состоящих из экспериментатора и испытуемого. В качестве экспериментального материала для данной методики понадобится: секундомер, ручка и стимульный материал. В данной методике оценивается количество найденных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов). Данную методику достаточно часто используют на профотборе, так как она показывает избирательность внимания, и степень помехоустойчивости. С этой методикой смогут справиться не только взрослые, но и дети.

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы изучили такой психологический феномен как внимание. Внимание играет большую роль в жизни человека и является неотъемлемой её частью. Оно активизирует или же наоборот тормозит ненужные нам в определённый момент психологические и физиологические процессы. Внимание – это направленность, сосредоточенность нашего сознания, на каком-то определённом объекте. Объектом для внимания может послужить всё что угодно: предметы и их свойства, явления, мысли, наши чувства и чувства других людей, свой собственный внутренний мир. Внимание необходимо для качественного выполнения любого рода деятельности. Оно необходимо и детям для успешной учёбы и взрослым для выполнения разного рода работ. Ни один психический процесс не может протекать, не сосредотачивая при этом внимания. Мы не сможем заметить предмет, если не сфокусируем на нём своё внимание или же не поймём, что нам будут говорить, если не сосредоточимся на этом. Человек даже может не почувствовать боли если его внимание будет сосредоточенно не чём то другом, а если наоборот сосредоточится на своих чувствах, ощущениях то можно их усилить.