Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ППФП студентов должна тесно увязываться не только с физическим воспитанием, но и с общим процессом обучения и воспитания. Такой подход создаѐт предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда, способствует становлению личности профессионала.

В.В. Белинович (1967), давший научно-теоретическое обоснование ППФП, определил еѐ задачи, направленные на содействие всесторонней физической подготовленности, а также на развитие качеств, наиболее важных для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП у будущих выпускников вузов воспитываются и совершенствуются эстетические и нравственные, развиваются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные качества, организаторские и педагогические навыки; приобретаются знания и умения в области производственной физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов и систем, психических процессов человеческого организма.

Условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических качеств, например, продолжительная работа в ограниченной зоне, в вынужденной позе (сидя) требует развития статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии. При большой напряжѐнности рабочей зоны необходимы общая выносливость, навыки в рациональной ходьбе, хорошее состояние сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Современная высшая школа должна не только отражать, но в известной степени опережать достижения практики, обеспечивать будущим специалистам определѐнную квалификацию и овладение методикой «перманентного приобретения знаний» на протяжении всей трудовой деятельности. С этим связано перенесение акцента с информационного метода обучения на методологический с привитием студентам навыков самостоятельного получения знаний.

Это положение принципиально важно и для обязательной учебной дисциплины вузов «Физическая культура». Оно указывает на необходимость усиления в нем образовательной направленности, увеличения доли самостоятельных занятий, в том числе и по разделу ППФП.

Физическое развитие – процесс становления и изменения морфофункциональных свойств организма, физических качеств и способностей, совершающийся под влиянием условий жизни и воспитания в течение индивидуальной жизни человека и от поколения к поколению.


Физическое развитие подчиняется объективным социальным и природным законам. Его следует рассматривать не только как процесс, но и как результат развития функций организма человека с учѐтом его индивидуальных особенностей, условий жизни и деятельности в обществе.

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующий требованиям трудовой деятельности в новых условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий высокую дееспособность, нормальное протекание жизненно важных функций, долголетие.

Физическое совершенство – это идеал психофизиологической организации человека, характеризующий одну из важнейших сторон полного развития его сил и возможностей. В то же время категория «физическое совершенство» имеет аспект историчности, отражающий зависимость совершенства человека от уровня развития общества.

Физическое совершенство – понятие относительное. Как воплощение идеала и как его конкретная поэтапная реализация, физическое совершенство характеризует, прежде всего, готовность индивида к собственно человеческой деятельности. Оно определяется нормальным физическим развитием, способностью полностью реализовать свои физические возможности в двигательных действиях, умением делать это эффективно. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе, и поэтому меняются по мере развития общества.

1.2. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Годы пребывания студента в высшем учебном заведении – важный этап формирования личности будущего выпускника вуза. «Физическая культура» в вузе как учебная дисциплина в цикле общегуманитарных и социально-экономических дисциплин объединяет в единую систему разнообразные средства и методы, направленные на развитие и совершенствование физических и тесно связанных с ними психических сил человека, выполняя важную социальную роль в подготовке высокообразованных и гармонично развитых специалистов будущего.


Студенчество – особая социальная группа, процесс подготовки которой к квалифицированной профессиональной деятельности стал видом сложного, напряжѐнного умственного труда, объективно необходимого обществу. Заинтересованность общества в подготовке специалистов высокой квалификации выражается в создании льгот – бесплатное обучение, государственные стипендии, предоставление общежитий, библиотек, читальных залов, спортивных сооружений и спортивного инвентаря, занятия в клубах по интересам, спортивных секциях, кружках художественной самодеятельности и т.п.

Все это создает условия, позволяющие студентам прилагать значительные усилия в учебно-трудовой и общественной деятельности, активно и интересно проводить свободное время, широко использовать возможности систематических занятий физической культурой и спортом.

В период обучения в высшем учебном заведении раскрываются способности и задатки студентов, происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов; развиваются сенсорно-перцептивные, мнемические и психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность и обучаемость в образовании навыков; завершается в основном соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Всѐ это подчеркивает, с одной стороны, наличие потенциальных возможностей студенческой молодѐжи, а с другой, – необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения.

Формирование потребностей человека в двигательной активности, создание мотивационных установок, помощь в выборе форм занятий для полноценной самореализации личности – смысл физкультурного воспитания. На современном этапе развития общества необходимо заложить методологические и ценностно-гуманистические основы для формирования у студента истинной физической культуры.

Личностные качества человека являются определяющими по отношению к развитию двигательных качеств. Поэтому студент должен иметь свободу выбора двигательной деятельности сообразно своей мотивации, потребностям (идеальным представлениям). Реализация идеальной модели в ходе образовательного (учебно-тренировочного) процесса, суть самовыражения в социокультурной (физкультурной) деятельности. В случае совпадения идеальных представлений личности с предлагаемым в учебном заведении видом двигательной активности последняя воспринимается как неотъемлемая часть собственного стиля жизни, с которым человек не расстанется никогда.


Радикальные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в мировоззрении и идеологии, в культуре и образовании. Происходит коренная ломка представлений в сфере общественной жизни, в ценностных установках людей. Всѐ отчетливей наблюдается гуманистический и гуманитарный сдвиг, жажда личных свобод и инициативы как непременное условие полноценного раскрытия и реализации личности.

Становление социальной активности и зрелости, самоутверждение, формирование организаторских способностей будущих специалистов, навыков общения ещѐ 10 лет назад происходило благодаря деятельности комсомола. В настоящее время эти функции выполняются частично различными кружками, студенческими научными обществами, клубами по интересам и т.д. Однако в работе этих организаций отсутствует системность и всеобщность охвата всех студентов.

В Уральском государственном экономическом университете, например, создали общевузовскую студенческую организацию, в задачи которой входит создание команды лидеров, т.е. сплоченной группы студентовединомышленников, способных к организации студенческой жизни в вузе. Стратегическая задача, или цель-максимум этой организации – создание социальной элиты, т.е. людей с активной социальной позицией, способных принимать ответственность на себя и действовать для достижения социально значимого результата (Н.Г. Качалова, 2001).

Решающую роль в формировании личности играет господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).

В физкультурно-спортивной деятельности студента проявляются не только двигательные умения и навыки (таких видах спорта, как шахматный и шашечный спорт, радиоспорт и др., они вообще не требуются или не играют существенной роли), но и широкий круг других качеств. Например, интеллектуальные качества, в частности, связанные с так называемым «оперативным мышлением», развитием комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций, эстетических способностей, нравственных норм поведения, навыков общения и др.

Понятие «физическая культура и спорт» означает совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, достижений и факторов для физического совершенствования человека. Физическая культура – понятие более общее, отражающее самое существенное. Физическая культура и спорт являются действенным средством организации досуга народа. Выявление и воспитание спортивных талантов, удовлетворение потребности человека в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени – одна из существенных сторон социальной функции спорта. Ни одна социальная сфера организации досуга не привлекает такого огромного количества людей (миллиарды людей смотрят Олимпийские игры по телевидению). В данном случае можно говорить о феномене спорта и физической культуры.


Являясь сложным многофункциональным явлением жизни современного общества, физическая культура и спорт выполняют ряд социальных функций. Из них наиболее значимыми принято считать:

  • воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
  • сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое развитие и совершенствование;
  • подготовка к трудовой деятельности;
  • средство общения, установления человеческих контактов, укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами.

Физическая культура как система представляет собой единство специфических для нее физкультурных потребностей, отношений и др. Раскрытие этих аспектов в системе физической культуры с позиций гуманистического подхода к формированию личности, дает возможность наиболее полно передать молодому поколению истинное содержание физической культуры как части общечеловеческой культуры.

Человек в мире физической культуры и спорта действует в двух сферах: физкультурной активности и потребления спорта как зрелища. У разных типов людей эти сферы находятся в различных соотношениях. Физическую культуру человека следует рассматривать также в двух аспектах – как сферу культуры личности и в аспекте ее отражения в образе жизни и физическом облике индивида. Как социальное явление она должна, в первую очередь, способствовать формированию индивидуальной физической культуры. Одно из наиболее полных определений физической культуры дано Л.П. Матвеевым. Он считает, что физическая культура является совокупностью достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающего и взрослых поколений, одним из эффективных средств всестороннего гармоничного развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.

Среди основных критериев формирования физической культуры студентов вузов необходимо выделить объективные (требования общества в подготовке специалистов) и субъективные (личное желание, цели, мотивации) возможности молодого человека в реализации многогранной физкультурной деятельности.

Приоритетными компонентами формирования физической культуры личности и непосредственными еѐ составляющими являются осознанность знаний в этой сфере деятельности, потребности, мотивы и цели личности студента. В то же время необходимо учитывать аспект гуманности, отражающий современное направление гуманитаризации образовательного процесса в высшем учебном заведении (мировоззренческие установки, ценностные ориентации будущего молодого специалиста и др.). Формирование личности студента является и самореализацией, самовыражением его человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых в процессе учѐбы.