Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4. Содержание учебных занятий

Учебные занятия по физической культуре в вузе – это не только активный отдых, психическая разгрузка, оздоровление, спортивная подготовка, как их иногда представляют. Учебный процесс по физической культуре – это разностороннее образование и воспитание студенческой молодѐжи, которому свойственны как описательные, объяснительные функции, так и прогностические, преобразующие, направленные на достижение целостности знаний о человеке, его возможностях, жизненных ценностях, на осознание своего места в развивающемся обществе, на формирование физической культуры личности студента (В.А. Масляков, 2000).

Содержание занятий по физической культуре состоит из следующих разделов и подразделов рабочей программы:

  • физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
  • основы здорового образа жизни и стиля жизни;
  • оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика;  профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Приоритетными направлениями содержания учебных занятий являются:  усиление образовательного и методического аспектов учебного процесса;

  • учѐт специфики квалификационной характеристики будущей профессиональной деятельности студентов;
  • демократичность выбора студентами средств и организационнометодических форм реализации учебной программы;
  • развитие принципа «обратной связи» между преподавателем и студентом.

Учебный материал преподается студентам на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях.

Теоретические занятия формируют мировоззренческую систему научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умением их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, организации здорового образа жизни (ЗОЖ) при выполнении учебной, профессиональной, общественной и культурной деятельности.

Практические занятия, состоящие из двух подразделов: 1) методико-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и 2) учебнотренировочного, содействующего приобретению опыта творческой, практической деятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.


Методико-практические занятия предусматривают освоение и самостоятельное воспроизведение студентами основных разделов теоретической и методической части учебной программы по дисциплине «Физическая культура».

На учебно-тренировочных занятиях используются системы специальных физических упражнений, а также упражнения из различных видов спорта, упражнения профессионально-прикладной подготовки, оздоровительные упражнения, упражнения на тренажерах. Их направленность связана с обеспечением необходимой двигательной активности, достижением и поддержанием оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения студента, приобретением опыта совершенствования и коррекции индивидуального физического развития функциональных и двигательных возможностей, с освоением жизненно необходимых навыков, формированием устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Контрольный раздел программы обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний и умений, состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Итоговый контроль (зачѐт, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путѐм комплексной оценки.

Обязательный минимум содержания образовательной программы предъявляет к знаниям и умениям студента по окончании курса обучения следующие требования:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;
  • приобрести личный опыт физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей и достижения личных и профессиональных целей.

1.5. Организация учебной работы по физической культуре

Для проведения учебной работы все студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное, спортивное. Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учѐтом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития и спортивной подготовленности, интересов студентов. Студенты, не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.


В основное отделение зачисляются студенты, отнесѐнные в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесѐнные к специальной медицинской группе, с учѐтом уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобождѐн от практических занятий на длительный срок, зачисляют в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углублѐнно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачѐтных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основании медицинского заключения может производиться в любое время года.

При проведении зачѐтов студенты, освобождѐнные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачѐт по теоретическому разделу программы.

1.6. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов

На основе Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) вузы самостоятельно (с учѐтом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов студентов) определяют формы занятий физическими упражнениями.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия – основная форма физического воспитания, проводимые в виде:

  • теоретических, практических, контрольных занятий;
  • элективных практических занятий (по выбору студентов);
  • индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий;
  • самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются и проводятся в форме:

  • выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;
  • занятия в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;  массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий.

Взаимосвязь различных форм учебных и внеучебных занятий создаѐт условия, позволяющие студентам использовать обоснованный объѐм двигательной активности (6–8 часов в неделю), необходимый для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

1.7. Компетентностный подход в повышении уровня профессиональных способностей выпускника вуза

Одной из важных задач национальной политики сегодня становится подготовка кадров для обеспечения в России приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, способных решать сложные междисциплинарные наукоѐмкие задачи, определяющие инновационное развитие экономики в 21-м веке. Развитие же педагогической мысли приводит к пониманию потребности в изменении смысловых акцентов в подготовке специалиста. Современный мир предъявляет специалисту не столько требования знаний, сколько способности адекватно адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать решения и нести за них ответственность. В этом смысле на первый план выносятся вопросы воспитания, формирования личности профессионала, но в реальной практике зачастую они присутствуют лишь как декларируемые принципы, не имеющие технологического обеспечения.

Нестандартность существующих проблем образования, необходимость поиска нетривиальных способов их решения требуют отказа от принципов классической теории и перехода на современную инновационную базу, основанную на системном подходе. Любое образовательное учреждение сейчас рассматривается как открытая система: главные предпосылки его результативности отыскиваются как внутри, так и вне его.

Изменение образовательных целей определяет изменение функционирования всей образовательной системы и еѐ компонентов. Реализация гуманистического подхода в европейских странах привела к появлению так называемого компетентностного подхода в образовании. Данное понятие в Болонском процессе выступает как центральное, поскольку объединяет в себе интеллектуальную и практико-ориентированную составляющую образования. В данном понятии заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата», т.е. общеобразовательного стандарта.


Понятие «компетентность» давно и успешно разрабатывается в психологии, где определяется как уровень осведомлѐнности специалиста в своей профессиональной деятельности, т.е. мера соответствия личности выбранной профессии. Качество или меру можно определять через следующие показатели.

Во-первых, это наличие у профессионала адекватных представлений о понятиях, связанных с управлением, понимания того, как функционирует организация и общество в целом. Однако, взгляды руководства и исполнителей зачастую расходятся. В вузовской системе студент и преподаватель также по-разному представляют себе образовательные задачи. С другой стороны, преподаватели и руководство вуза тоже зачастую не имеют согласия по многим вопросам организации учебного процесса.

Во-вторых, компетентным можно считать профессиональное поведение, при котором человек демонстрирует готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества, ищет способы более эффективной работы.

Третьим показателем компетентности выступает мотивированность профессиональной деятельности, в которую входят усилия, направленные либо на процесс, либо на результат, ожидания от выполненной работы и представления о значимости результата.

Таким образом, цель современного образования – формирование у личности такой картины мира, которая сможет обеспечить ориентацию в различных жизненных ситуациях, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Причѐм под неопределѐнностью понимается не частный социологический факт нестабильности жизненного пространства, речь идѐт о принципиальной неопределѐнности. Философы говорят о возникновении нового («синергетического») образа мира, открытого и сложно организованного, непрерывно возникающего и изменяющегося. Поэтому и образование должно следовать от дисциплинарной модели усвоения суммы знаний и навыков, от достаточно жѐсткой модели профессионального обучения, которое ближе к идеологии «подготовки», к формированию определѐнных установок для совместной демократической деятельности в системе «преподаватель–студент». Такая деятельность предполагает совместное творчество, решение жизненных задач, надситуативную активность, профессиональную культуру как студента, так и преподавателя. Именно эти ценностные ориентиры, становясь достоянием общественного сознания в сфере образования, содействуют становлению такого образования, которое, по образному выражению Л.С. Выготского, способно перейти от безличных систем к судьбам каждой личности и обеспечить формирование компетентностей будущего специалиста.