Файл: Уровень развития силы у студентов различных факультетов, занимающихся спортом (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, эффективно и максимально полно реализовать свой профессиональный потенциал сейчас оказывается под силу лишь коммуникативнокомпетентной личности, легко и быстро адаптирующейся к информационно-коммуникативному характеру инновационной среды.

Кроме того, присоединение России к Болонской декларации требует унификации процессов и обеспечение гарантии качества образовательных услуг:

  • переход к комплексной оценке деятельности вуза на базе утверждѐнного перечня государственных аккредитационных показателей (приказ от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»;
  • перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов в строну внутреннего аудита качества деятельности образовательного учреждения;
  • создание набора согласованных Стандартов и директив для обеспечения качества, разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества (ЕНСХА) в сфере высшего образования.

Осуществить компетентностный подход в вузе возможно при решении задач: 1) профессиональной помощи студенту в овладении учебнопознавательной деятельностью; 2) превращения образования в средство личностного и профессионального становления как студента, так и преподавателя; 3) профессионального самоопределения личности в поливариантном вузовском пространстве.

В техническом образовании не так много дисциплин, образовательных модулей полноценно отвечающих требованиям современности. Однако, реализации любой образовательной парадигмы всегда способствует физическая культура – сфера необычайно широкая по спектрам видов и уровней деятельности, по степени включѐнности личности в данную сферу. В ней каждый может найти своѐ индивидуальное место, уровень функционирования и предмет деятельности. По своей формирующей функции она напрямую выходит на наиболее востребованные для сегодняшнего выпускника личностные качества: самостоятельность, коммуникабельность, активность, креативность, уверенность. Физическая культура личности в общефилософском смысле несѐт культурологический смысл, а в ситуациях неопределѐнности повышает психологическую устойчивость личности студента, выпускника, делая его жизнь и деятельность в большей степени осмысленной и поленезависимой. Поэтому формирование личностных и профессиональных имиджеобразующих качеств студента с помощью средств физического воспитания повышает личностную и профессиональную компетентность, а значит, реализует требования новых ФГОС. И, по-видимому, неслучайно, что многие образовательные циклы и дисциплины в вузе испытывают глубокие трансформации, а физическая культура как предметная область человекознания, как личностно формирующая сфера и в новых образовательных стандартах занимает своѐ значимое место.


Однако, и сферу физической культуры в образовании ожидают существенные изменения (например, введение нового комплекса ГТО, внедрение балльно-рейтинговой системы, изменения, касающиеся развития студенческого спорта, инклюзивного спорта и многое другое).

1.8. Оценивание образовательной деятельности студентов по физической культуре

В настоящее время в образовании всѐ чаще возникают проблемы мотивации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности обучающихся. При этом следует понимать, что любая деятельность является полимотивированной. Поскольку мотивы, побуждения могут конкурировать, то поддерживать и особенно начинать физкультурнооздоровительную деятельность сложно ввиду амбивалентности (неоднозначности) мотиваций. Следовательно, разнообразие физкультурной деятельности, реальность достижения двигательных и оздоровительных целей привлекательно и обосновано мотивационно, а однообразие, снижение вероятности достижения успеха в двигательной деятельности, в общем развитии – наоборот, снижает мотивацию (О.Ю. Малозѐмов, 2007). Поэтому естественно, что любое преобразование психолого-педагогической ситуации влечѐт сдвиги в актуализированной мотивации и способно влиять на поведение в качестве «ситуационных факторов». Внешняя же оценка деятельности является сильным социально-мотивирующим фактором (М.Я.

Виленский, 2001).

Современна система оценки знаний, умений, навыков и в целом профессиональных компетенций обучающихся должна быть простой, доступной и универсальной. При этом с психолого-педагогических позиций важно, чтобы студент был согласен с соответствием полученной им оценки уровню его знаний, умений и навыков по дисциплине, понимал законность и справедливость требований и действий преподавателя, имел выбор (разумеется, в разумных пределах) индивидуальной траектории освоения программы учебной дисциплины «Физическая культура». Снизить субъективизм в оценивании результатов учебно-познавательной деятельности студентов, расширить возможности обучаемых в освоении образовательных программ помогает балльно-рейтинговая система (БРС), являясь одним из наиболее адекватных путей решения данных проблем.

Специфика дисциплины «Физическая культура» связана с тем, что в самом названии заложен культурологический смысл данного социального феномена. Итоговым всеобъемлющим результатом освоения данной дисциплины во всех видах и формах должен стать переход студента, молодого человека в режим самообеспечения индивидуальной здоровьесохранной жизнедеятельности с помощью средств физической культуры. Специфика же оценивания по дисциплине «Физическая культура» заключается в том, что в данной сфере знаниевый и деятельностный аспекты не всегда жѐстко связаны, а в повседневной жизни зачастую противоречат друг другу. Человек может знать как правильно себя вести с позиции сохранения психофизического благополучия, но игнорировать эти категории в поведении и деятельности. Более того, психофизические предпосылки и возможности в освоении программы дисциплины у всех студентов объективно разные, даже «спектр» их физического состояния варьирует от инвалидности до уровня мастерства международного класса по видам спорта. В связи с этим в образовательной практике возникает потребность в расширенном учѐте всех видов физкультурно-оздоровительной деятельности студентов.


Решению и этих задач помогает введение балльно-рейтингового оценивания учебной деятельности студентов, один из вариантов которого предлагается Уральским государственным лесотехническим университетом, структуру которого представляем в рамках данного образовательного континуума.

  1. Учебная деятельность студентов по дисциплине оценивается с трѐх позиций: а) посещаемость учебных занятий; б) успеваемость (активность на учебных занятиях и контрольные нормативы по двигательной подготовленности (Приложение 1); в) активность участия в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня.
  2. Посещаемость учебных занятий оценивается максимально в 50 баллов. За каждый пропуск занятий по неуважительной причине снимается два балла из общей суммы. Пропуски занятий по неуважительной причине отрабатываются в дополнительно выделенное для студента время.
  3. Активность участия студентов в спортивно-массовых мероприятиях учитывается каждым преподавателем, куратором факультета и оценивается максимально в 25 баллов.
  4. Рубежный контроль по завершению изучения дисциплинарного модуля проводится в форме тестов двигательной подготовленности. Каждое тестовое упражнение оценивается по пятибалльной системе. Тесты состоят из обязательной и вариативной частей. В обязательную часть входит тестирование кондиционных двигательных качеств – силовых, скоростных, выносливости, гибкости. Вариативный тест проводится по усмотрению преподавателя в соответствие с его программой. Максимальное количество баллов по тестированию составляет 25 баллов.
  5. Для студентов, обучающихся в специальной медицинской группе, оценивание учебной деятельности предполагает следующее:

а) учебные занятия по программе преподавателя, ведущего данную

группу – максимум 50 баллов;

б) помощь в организации и проведении внутривузовских спортивных

соревнований – максимум 25 баллов;

в) составление рекомендаций для практических занятий по лечебной

физической культуре по своему профилирующему заболеванию – максимум 25 баллов.

  1. Для студентов, освобождѐнных от практических занятий по состоянию здоровья, оценивание учебной деятельности предполагает следующее:

а) занятия по индивидуальной программе вне сетки учебных часов –

30 баллов;

б) реферат по теории и методике физической культуры – максимум 30

баллов (предполагает также участие в конференциях различного уровня);

в) составление рекомендаций по профилактике своего заболева-


ния(ий) средствами физической культуры (ЛФК) – максимум 20 баллов.

г) помощь в организации и проведении внутривузовских спортивных

соревнований – максимум 20 баллов;

7. Для студентов, обучающихся в отделении спортивного совершенствования, оценивание учебной деятельности предполагает следующее:

а) посещение учебно-тренировочных занятий по видам избранного

ими спорта – максимум 50 баллов;

б) сдача тестов двигательной подготовленности – максимум 25 бал-

лов;

в) участие в спортивных мероприятиях различного уровня – максимум 50 баллов. Внутривузовский уровень – участие в каждом мероприятии по 5 баллов; областной уровень – 20 баллов; региональный уровень – 30 баллов;

Федеральный уровень – 40 баллов; международный уровень – 50 баллов;

г) студентам-спортсменам, выполнившим или подтвердившим спор-

тивную квалификацию, дополнительно начисляются бонусные баллы: 2 спортивный разряд – 5 баллов; 1 спортивный разряд – 15 баллов; КМС – 20 баллов; МС – 30 баллов; МСМК – 50 баллов.

д) максимальная сумма баллов по всем видам деятельности студентов

отделения спортивного совершенствования может достигать 200 баллов.

8. Общая максимальная сумма баллов по всем видам деятельности студентов по дисциплине «Физическая культура» составляет 100 баллов. Зачѐт по дисциплине выставляется при наборе студентом не менее 51 балла по сумме всех видов деятельности.

Считаем, что в данном случае оптимально учтены психофизические возможности студентов и их реальная активность в освоении дисциплины «Физическая культура», лучше учитывается индивидуальная образовательная траектория каждого студента. Кроме того, БРС «прозрачна», понятна всем участникам образовательного процесса и защищает студентов в правовом отношении. Однако необходимо учитывать, что использование БРС является двусторонним процессом, предполагает активное участие самих студентов, их личную и непосредственную заинтересованность. Поскольку дисциплина объѐмна (еѐ освоение для большинства продолжается в течение шести учебных семестров), то наряду с итоговой успеваемостью для учѐта динамики психофизического состояния и освоения программы целесообразно также введение индивидуальных информационных карт («паспортов здоровья» студентов) и регулярное отслеживание показателей самостоятельной здоровьесберегающей деятельности студентов. Последнее, на взгляд авторов, является наиболее сложной психологопедагогической задачей.

Добавим, что для студентов-спортсменов данная система «работает» гораздо дольше, чем для других категорий обучающихся – в период всего обучения в вузе. Поэтому БСР является для них существенным мотивирующим и организующим, а значит и личностно-формирующим фактором.


Кроме того, балльно-рейтинговый подход в оценивании образовательной деятельности студентов оптимизирует их учебную и спортивную деятельность, поскольку бонусные баллы позволяют многим прейти с контрактной на бюджетную форму обучения, получать повышенные стипендии, проживать на льготных условиях в общежитии университета, переходить на индивидуальный график обучения, оплачивать спортивный инвентарь, пребывание на спортивных сборах, денежное премирование и многое другое. Таким образом, сложности, связанные с совмещением активной спортивной и профессионально-образовательной деятельностью у студентов-спортсменов в техническом вузе, хотя бы отчасти компенсируются. Поэтому, спортивную деятельность в техническом вузе, любом вузе нефизкультурного профиля можно считать своеобразным «социальным лифтом» для обучающихся.

1.9. Правовое обеспечение здоровья студентов при занятиях физической культурой и спортом в вузе

Качество образования в целом и физкультурного образования в частности определяется многими составляющими, в том числе и сохранением здоровья субъектов образовательной деятельности. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет ещѐ и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своѐм здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов. Таким образом, в этом праве наиболее отчѐтливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития (Постатейный комментарий к Конституции РФ).

С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Право на охрану здоровья является одним из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции РФ, посвящѐнной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена отдельная норма – статья 41. Эта статья закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь за каждым. Это право сочетается с обязанностью государства охранять здоровье людей (часть 2 ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает социальный характер государства.