Файл: ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ (Понятие, основания, возникновение и прекращение налоговой обязанности).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 1
Как следует из пункта 8 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику также по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением отдельных случаев, как зачет, так и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, уплаченных ранее.
Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Исходя из изложенного и учитывая, что Кодексом право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Поэтому вывод судов апелляционной и кассационной инстанций об обязанности соблюдения налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления в налоговый орган, предусмотренного пунктом 8 статьи 78 Кодекса, по его требованию о зачете излишне уплаченных сумм, является правильным.
Между тем эти судебные инстанции не учли положений пункта 8 статьи 78 Кодекса, согласно которым установлен срок для подачи заявления на возврат налога и началом течения этого срока определен день уплаты налога.
Поскольку уплата налога на прибыль за 1999 год осуществлялась обществом несколькими платежами и в различные сроки в период с апреля по июнь 2000 года, срок на подачу заявления исчисляется с даты каждого платежа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соблюдении обществом требования статьи 78 Кодекса при подаче заявления в налоговый орган.
Судами апелляционной и кассационной инстанций не дано правовой оценки выводам суда первой инстанции в отношении обоснованности предъявления налогоплательщиком к зачету сумм налога и признания их излишне уплаченными.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении судами норм права, поэтому согласно пункту 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, 304, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил: - постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2003 по делу N А07-8637/03-А-ХИМ и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.11.2003 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Башкортостан[7]. Из анализа данного дела можно сделать такой вывод. Налоговый кодекс Российской Федерации в пункте 8 статьи 78 установил, что налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога в течении трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что возврат и зачет излишне уплаченных сумм налога по своему экономическому содержанию одинаковы (зачет рассматривается как разновидность возврата) и поэтому к этим требованиям должен применяться единый правовой режим (исходя из того, что налоговые органы обладают правом проведения налоговой проверки только в течение трех лет, не считая года ее проведения - статья 87 НК).
На этом основании правило о возврате излишне уплаченного налога, содержащееся в пункте 8 статьи 78 НК, распространено и на зачет.
Апелляционная инстанция, с которой согласился кассационный суд, придя к правильному выводу об обязанности налогоплательщика соблюдать трехлетний срок на подачу заявления в налоговый орган о зачете излишне уплаченного налога, допустила ошибку в порядке исчисления этого срока. Поскольку переплата относится к первому кварталу 1999 года, трехлетний срок на право проведения налоговым органом проверки истек по окончании первого квартала 2003 года, а налогоплательщик обратился с заявлением 8 апреля 2003 года, т.е., по мнению суда, обращение было за пределами трехлетнего срока.
Между тем, течение указанного трехлетнего срока, начинается по каждому платежу со дня уплаты (переплаты) суммы налога, которая была произведена налогоплательщиком несколькими платежами в различные сроки в период с апреля по июнь 2000 года.
Ошибка в применении закона могла быть исправлена Президиумом путем отмены незаконных судебных актов с оставлением в силе решения суда первой инстанции. Однако дело направлено на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию, т.к. она не дала правовой оценки выводам, содержащимся в решении суда первой инстанции, о правильности излишней уплаты налогоплательщиком сумм налога.
В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации Федеральной налоговой службой издан приказ 12 мая 2005 г. N ШС-3-10/201@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом"[8]
Возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов), налоговым агентам излишне уплаченных или взысканных сумм налогов и других обязательных платежей из бюджета или внебюджетного фонда производится при условии фактического зачисления указанных сумм на счета по учету доходов бюджетов или внебюджетных фондов.
При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Операция зачета переплат по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам (сборам) проводится налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, так и самостоятельно налоговым органом в соответствии с положениями НК РФ. О всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, налоговые органы в соответствии со ст.78, 79 НК РФ уведомляют налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового органа заключения по установленной форме[9]. Не производится погашение задолженности по налогам (сборам), если переплата образовалась в карточке лицевого счета того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот.
Если налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент в заявлении предъявляет требование о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей, то заключение по форме N 21 оформляется только после соответствующей проверки состояния расчетов с бюджетами по всем налогам (сборам) и иным обязательным платежам (пени, проценты, а также налоговые санкции, по которым имеются судебные акты, вступившие в законную силу, о взыскании указанных санкций). При наличии задолженности по налоговым платежам предварительно производится зачет переплаты в погашение указанной задолженности. Возврату подлежит остаток незачтенной суммы переплаты.
При нарушении сроков возврата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора) или иных обязательных платежей в соответствии со ст.78, 79 НК РФ производится уплата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту процентов. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на дни нарушения срока возврата и соответственно дни излишнего взыскания налога. При нарушении сроков возврата налогоплательщику сумм НДС в соответствии со ст.176 НК РФ на остаток не возмещенной в порядке зачета суммы налога, подлежащей возврату на расчетный счет налогоплательщика, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При нарушении сроков возврата налогоплательщику (плательщику сборов), налоговому агенту излишне уплаченных сумм налога (сбора) или иного обязательного платежа в порядке, определенном ст.78 НК РФ, проценты начисляются по истечении одного месяца с даты подачи заявления налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом о возврате излишне уплаченных сумм налога (сбора) или иного обязательного платежа.
Изменение срока уплаты налога, сбора и пени
При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Однако в некоторых случаях установленный срок уплаты налога и сбора может быть изменен в порядке, предусмотренном НК РФ.
Изменение срока уплаты налога и сбора - это перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Порядок изменения срока уплаты налогов и сборов установлен в гл. 8 НК РФ.
Изменен может быть срок уплаты следующих платежей:
1) федеральных, региональных и местных налогов и пени;
2) налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, пени;
3) налогов, зачисляемых в государственные внебюджетные фонды.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (сумму задолженности), если иное не предусмотрено НК РФ.
Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Изменение сроков уплаты налогов и сборов возможно только в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов. Указанные лимиты устанавливаются:
1) в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, - федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год;
2) в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъектов Федерации, - законами соответствующих субъектов РФ о бюджете;
3) в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных образований, - правовыми актами представительных органов этих муниципальных образований.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:
1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в настоящее время - Федеральная налоговая служба);
2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований;
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
4) по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
5) по единому социальному налогу (ЕСН) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты ЕСН принимаются по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
Если в соответствии с законодательством РФ федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты (по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований).