Файл: СИСТЕМА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Классификация принципов права - это их систематизация, предполагающая выявление групп правовых принципов на основе имеющихся между ними различий и устойчивых связей.

Основание систематизации принципов -субъективно. Система принципов права - это то, что дано нам объективно[1]. Однако классификация принципов - «это первый шаг к раскрытию системы»[2], следовательно, механизма правотворчества и правореализации, исходящего из твердых объективных оснований[3]. Следует согласиться с П. А. Фефеловым, утверждающим, что систематизирование отраслевых принципов права, прежде всего, необходимо для того, чтобы избежать одностороннего подхода к решению того или иного дела, так как система позволяет представить принципы в определенном комплексе, а не изолированно друг от друга. Система позволяет учитывать требования всех принципов и не допускает такого положения, когда учитываются требования одних принципов, а требования других остаются неуместными[4].

Принципы являются первичной ячейкой, лежащей в основе системы. Выявив ее, получаешь знание о составе системы (простое перечисление звеньев) принципов права, выражающих качественную особенность налогообложения. Без выявления состава невозможно представить систему принципов права, ее структуру и организацию[5], принимающую непосредственное участие в регулировании налогообложения.

Таким образом, определив принципы налогового права и классифицировав их в определенные группы, появится возможность установления пути объективного подхода к регулированию общественных отношений в налоговой сфере. Дальнейшая часть работы будет посвящена именно этому вопросу.

До XVIII в. финансовая практика руководствовалась лишь потребностями казны. Устанавливая тот или иной вид налога, государство не задавалось вопросом: что и как облагать?[6] В результате налогообложение строилось на основе несправедливого, субъективного, научно необоснованного подхода властей к установлению налогов как главных источников государственных доходов. А. Смит первый четко сформулировал основные принципы налогообложения, глубину, точность и верность которых отмечали финансисты-ученые конца XIX - начала XX вв.


Принципы налогообложения.

А. Смит - автор четырех принципов налогообложения, названных впоследствии «великой хартией вольностей плательщика», «максимумами обложения»[7]. Принципы налогообложения, сформулированные им, учитывались, разделялись и развивались великими учеными, работавшими в области налогообложения. Так, А. Н. Буковецкий отмечал: «В области налогов А. Смит всегда вспоминается как автор четырех принципов обложения:

1) подданные всякого государства обязаны участвовать в поддержке государства по возможности сообразно со своими средствами, т. е. соответственно тем доходам, которые получает каждый под охраной государства;

2) налог, который должен уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

3) каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика;

4) каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства»[8].

Русский экономист Н. Тургенев разделял и пропагандировал в России принципы А. Смита. Он предложил шесть правил распределения налогов:

1) ровное распределение налогов между всеми гражданами в одинаковой соразмерности: пожертвования каждого на пользу общего должны соответствовать силам его, т. е. доходу;

2) отклонение тяжести налогов от простого народа;

3) определенность налогов: количество налога, время налога и образ плательщика должны быть определены, известны плательщику и независимы от власти собирателей;

4) сбор налога в удобное для плательщика время;

5) дешевое собирание налогов;

6) общее правило взимания налогов: налог всегда должен быть взимаем с дохода, и только с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники государственных доходов не истощались[9].

Были предприняты попытки классификации принципов налогообложения. Например, А. Вагнер предлагал девять основных правил, которые классифицировал в четыре группы. На первом месте стояли финансовые принципы организации обложения:

1) достаточность обложения и

2) эластичность (подвижность) обложения. Затем шла группа народнохозяйственных принципов:

3) надлежащий выбор источника обложения, т. е. решение вопроса: должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица или населения в целом;


4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения.

К третьей группе правил А. Вагнер относил этические принципы, принципы справедливости: всеобщность обложения и

6) равномерность.

Четвертая группа состояла из административно-технических правил или принципов налогового управления:

7) определенности обложения,

8) удобства уплаты налога, 9) максимального уменьшения издержек взимания[10].

Все вышеперечисленные классификации принципов налогообложения были сформулированы с экономической точки зрения, но это не снижало их достоинств для юридической науки, поскольку наука финансового права находится в тесных «родственных связях» с политэкономией и финансовой наукой[11]. По словам П. Годме: «Наука финансового права представляет собой точку пересечения различных наук, она является своеобразной «стыковой наукой»»[12]. Н. Н. Ровинский по этому поводу отмечал: «Финансовая наука не может обойти те нормы, которые регулируют эти отношения. В то же время наука финансового права, изучающая юридические нормы, регулирующие отношения в области государственных финансов, не может строиться вне тесной связи с финансовой наукой»[13].

В трудах современных юристов данные принципы налогообложения также нашли свое место. Н. И. Химичева точно ориентирует: «Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими именно ему специфическими принципами. Они находят отражение в налоговом законодательстве, определяя его исходные позиции»[14]. По ее мнению, к числу принципов налогового права следует отнести: обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы, недопустимость дискриминационного характера налогообложения, недопустимость произвольных налогов и сборов, недопустимость налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство России, приоритетность НК РФ в установлении, изменении или отмене налогов и сборов всех уровней, толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере необходимо платить[15].


Д. В. Винницкий выделяет такие принципы как: регулирование налоговых отношений законом, равенство и всеобщность, определенность, минимально необходимое ограничение прав частных субъектов налогового права, экономическая обоснованность (соразмерность экономических интересов), защита добросовестного участника налогового отношения и недопустимость злоупотребления правом, федерализм и единство государственного суверенитета[16]. Д. М. Щекин в качестве минимально необходимого набора принципов налогообложения выделяет следующие: законную форму налога, всеобщность, юридическое равенство при налогообложении, учет фактической платежеспособности (принцип равного налогового бремени), соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, определенность налогового законодательства, единство системы налогов[17]. А. В. Демин указывает на такие принципы, как принцип законности налогообложения, принцип всеобщности и равенства налогообложения, принцип соразмерности налогообложения, единства налоговой системы, определенности налогообложения[18]. Ю. А. Крохина, как и Н. П. Кучерявенко, выделяет принцип экономической обоснованности налога[19].

Конечно, основой перечней предлагаемых принципов налогового права помимо научных воззрений служит налоговое законодательство, в частности ст. 3 НК РФ, что следует признать обоснованным. В число принципов налогового права могут входить текстуально закрепленные нормы-принципы и принципы-идеи, выведенные из ряда налоговых норм, из смысла налогового законодательства. При формировании системы принципов налогового права их необходимо различать. В этой ситуации актуальным представляется взгляд В. С. Белых и Д. В. Винницкого, выделяющих явно выраженные (установление налога законом[20], отрицание обратной силы актов налогового законодательства, толкование всех сомнений актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), всеобщность налогообложения, справедливость, равенство, соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод, определенность и экономическую обоснованность, отсутствие дискриминации) и подразумеваемые (публичность налогообложения, единство налоговой системы, разделение налоговых полномочий) принципы налогового права в зависимости от формы нормативного закрепления[21].


Ряд ученых в области налогового права проводят достаточно подробную классификацию принципов налогового права. Например, Кучерявенко Н. П. берет за основу принципы, сформулированные А. Смитом, выделяя следующие принципы:

1) налогового права;

2) построения налоговой системы;

3) налога или налогообложения;

4) налогового закона[22].

Сущность налоговых систем, по его мнению, реализуется в таких основных принципах: 1) целостность, предпочитающая использование целой системы взаимодополняющих налоговых рычагов; 2) стабильность, предполагающая неизменность налоговой системы в целом в течение бюджетного года;

3) гибкость, обусловливающая реагирование на изменение ситуации путем коррекции неосновных элементов налогового механизма;

4) справедливое налогообложение, т. е. учет реальных возможностей налогоплательщика; 5) единообразие, предполагающее единую систему налогов, действующую на всей территории государства; 6) единая цель, т. е. формирование бюджетов в размерах обеспечения государственных потребностей; 7) предел налогового давления — сохранение стимула производства; 8) рациональное сочетание прямых и косвенных налогов ; 9) разделение налогов по уровням компетенции.

Принципы налога или налогообложения реализуются в следующих видах:

1) однократность обложения;

2) установление наиболее важных налогов центральным органом государственной власти;

3) универсализация налога, т. е. независимости налогового давления от форм собственности плательщика;

4) научный подход в формировании элементов налогового механизма;

5) обязательность исполнения;

6) равенство, означающее ровное налоговое давление на всех плательщиков в зависимости от их доходов, имущества и деятельности;

7) однозначный налоговый механизм, обусловливающий единый подход к закреплению элементов;

8) публичное взимание налогов исключительно в публичных интересах.

Принципы налогового законодательства Н. П. Кучерявенко раскрывает следующим образом: 1) должная правовая процедура -установление и изменение налога законом;

2) принцип верховенства общегосударственных налоговых законов по отношению к законам, регулирующим другие области права и нижестоящим по юридической силе нормативным актам; 3) экономическая обоснованность налога; 4) доступность закона и механизма, заложенного в нем; 5) налоговая оговорка -оговорка закона, которая в случае изменения законодательства позволяет вывести объекты из-под действия новой налоговой нормы[23].