Файл: Сертификация продукции и услуг (РАБОТА С ГОСТОМ.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По состоянию на июль 1998 года в Госстандарте России зарегистрировано 15 самостоятельных систем обязательной сертификации однородной продукции Системы ГОСТ Р и 82 самостоятельные системы добровольной сертификации продукции и услуг. Деятельность по созданию систем обязательной и добровольной сертификации продолжается.

2.3. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»

Этот Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (например, систем качества предприятий) в российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации. Он состоит из четырех разделов, объединяющих 20 статей. Приведем выборочный анализ статей данного Закона в силу его важности.

Раздел первый «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.

Статья 1 «Понятие сертификации» содержит общее определение сертификации продукции и устанавливает цели проведения сертификации.

Статья 2 «Законодательство РФ о сертификации» гласит, что отношения в области сертификации регулируются настоящим законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства.

Статья 3 «Международные договоры» –указывает на руководство международными правилами сертификации в случаях, когда Россия является участником международных систем сертификации.

Статья 4 «Полномочия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации» устанавливает координирующую роль Госстандарта по проведению сертификации как в обязательной, так и в добровольной области.

Статья 5 «Система сертификации» определяет понятие и требование к созданию и регистрации сертификации в России.

Итд.

2.4. Нормативно-методическое обеспечение сертификации

Проведение и развитие сертификации невозможно без применения большого числа основополагающих документов – правовых, методических, технических. В Российской Федерации более 200 нормативных документов общего назначения, распространяющихся на обязательную и добровольную сертификацию. В дополнение к этому многочисленную нормативно-техническую базу конкретных систем сертификации составляют стандарты (нормы) на продукцию, услуги, методы испытаний, условия хранения и транспортирования и т.д.


Государственная система стандартизации (ГСС) в России предполагает разделение стандартов на категории и виды. Категория определяет сферу распространения стандарта. Государственный стандарт (ГОСТ) обязателен к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями, если область их деятельности попадает под его требования. Обязательная сертификация силу того, что она контролируется государством, проводится, как правило, на соответствие положениям ГОСТов. Отраслевой стандарт (ОСТ) распространяется на конкретную отрасль промышленности и сферы услуг. На соответствии ОСТам может проводиться добровольная сертификация. Стандарты предприятия (СТП) устанавливают требования к методам и процессам, применяемым в органах по сертификации и аккредитации, а также в испытательных лабораториях.

В зависимости от содержания различают стандарты на технические условия, технические требования, параметры и (или) размеры, методы и процессы, термины и обозначения, документацию. Для стандартов, не относящихся к определенной продукции, в том числе для стандартов общетехнических и организационно-методических, ГСС видов не устанавливается. К таким стандартам относятся стандарты общих норм, методов расчета и проектирования, стандарты систем классификации и документации, стандарты единиц физических величин, общие требования к продукции, поставляемой для различных климатических условий эксплуатации, требований по безопасности, охране природы, сортности продукции и др.

Нормативное обеспечение сертификации складывается из двух комплексов документов:

Нормативные документы , содержащие требования к продукции, услугам и другим объектам сертификации и способы подтверждения соответствия этим требованиям.

Организационно-методические документы , регламентирующие организационные и процедурные вопросы сертификации. Они могут как определять порядок функционирования общероссийских систем сертификации, так и быть документами участников систем сертификации. В зависимости от распространения и применения организационно-методических документов они подразделяются на две группы: общероссийские документы систем сертификации (обязательной, добровольной) и документы участников этих систем. Основой для разработки общероссийских документов по сертификации являются соответствующие законодательные акты и нормативные правовые акты правительства Российской Федерации. Их положения развиваются в общих правилах и рекомендациях, которые разрабатываются специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области сертификации. Основой для разработки систем сертификации является общероссийские документы. Направленность документов устанавливается в соответствии с целями создания системы.


Заключение

В настоящее время принято более 20 Законов Российской Федерации, вводящих обязательную сертификацию. Однако из-за недостаточно широкого обсуждения этих законов на стадии проектов, проведения через них ведомственных интересов, некомпетентности в ряде случаев лиц, готовящих проекты законов, и других причин существующее законодательство имеет серьезные недостатки, приведшие к негативным последствиям в деятельности по сертификации.

В большинстве случаев указанные законы содержат лишь общую норму о введения обязательной сертификации, не определяя при этом те вопросы, без которых невозможна организация деятельности по сертификации и которые должны быть установлены только на законодательном уровне:

  • не очерчивается четко область действия обязательной сертификации;
  • не всегда оговаривается федеральный орган исполнительной власти, ответственный за организацию сертификации;
  • не определяются требования, на соответствия которым должна проводится обязательная сертификация, и виды нормативных документов, которые могут содержать эти требования;
  • не определяется знак соответствия, свидетельствующий о праве доступа товара на рынок.

Такая ситуация лихорадит промышленность, которая не имеет четкого представления, к чему готовиться, и не дает возможности реально организовать сертификацию там, где она действительно нужна обществу.

В некоторых случаях разные законы вводят обязательную сертификацию одной и той же продукции. Это также вносит неопределенность для промышленности и торговли, создает трудности в прохождении сертификации, удорожает процесс сертификации, порой делая его экономически нецелесообразным, а также неоправданно замедляет товарооборот

Большие проблемы возникают при проведении сертификации средств производства в соответствии с Основами законодательства «Об охране труда», а также Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как здесь правовой нормой является запрет ввода в эксплуатацию оборудования без сертификата, а не запрет продажи.

Решение этих проблем предполагает проведение комплекса мероприятий по совершенствованию деятельности сертификации и созданию условий для перехода к механизму подтверждения соответствия.