Файл: Торги и контракты в управлении проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 562

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

11.1. Основные положения и законодательное обеспечение 11.1.1. Закупки и торги

11.1.2. Основные понятия и определения

11.1.3. Законодательно-нормативное обеспечении торгов

11.1.4. Классификация торгов

11.2. Функции участников торгов

11.3. Порядок проведения подрядных торгов 11.3.1. Организационная подготовка

11.3.2. Разработка тендерной документации

11.3.3. Предварительная квалификация претендентов

11.3.4. Разработка оферты претендентом

11.3.5. Приемка и регистрация оферт

11.3.6. Обеспечение заявки на участие в торгах

Банковская гарантия

Поручительство

Задаток

11.3.7. Процедура торгов

11.3.8. Утверждение результатов торгов

11.3.9. Завершение торгов

11.3.10. Особенности торгов на закупку услуг

11.4. Договоры и контракты 11.4.1. Виды и структура договоров

11.4.2. Заключение, исполнение и завершение договора Заключение договора

Исполнение договора

Изменение и расторжение договора

РЕЗЮМЕ



11.1.4. Классификация торгов



В зависимости от способов организации торгов они могут выступать в следующих видах:


  • открытые торги;

  • открытые торги с предварительной квалификацией;

  • закрытые торги;

  • единичные торги.


При проведении первых двух видов торгов объявления о них публикуются в официальных органах печати, поэтому часто такие торги называют «публичными». Однако понятие «открытые торги» происходит не от того, что они анонсируются через открытые публикации, а в связи с возможностью участия в них всех желающих фирм.

Обычно открытые торги проводятся при размещении заказов на относительно несложные (достаточно типовые) виды оборудования, работ и услуг, которые могут предложить многие фирмы; в то же время сумма заказов должна быть достаточно большой, учитывая, что затраты на проведение открытых торгов сравнительно высоки и время на их подготовку и проведение (до заключения контракта) может растягиваться на многие месяцы.

Компании, изъявившие желание участвовать в открытых торгах, выкупают у организаторов торгов (тендерного комитета) необходимую для подготовки своих предложений документацию (так называемую тендерную документацию). Некогда эта документация продавалась за достаточно символическую плату, исчислявшуюся десятками или сотнями долларов. В последние годы устроители торгов стали в некоторых случаях поднимать цену до нескольких десятков тысяч долларов. Этим преследуется двоякая цель:

а)возместить свои затраты на подготовку тендерной документации (а иногда и проектной, на основе которой разрабатывается тендерная документация);

б)отсечь от участия в торгах маломощные компании.

Разновидностью открытых торгов являются торги с предварительной квалификацией: на основе предварительной (достаточно краткой) информации, представляемой всеми желающими участвовать в торгах компаниями, происходит отсечение от дальнейшего участия компаний, недостаточно состоятельных в финансовом, техническом профессиональном и других отношениях. На втором этапе к торгам допускаются отобранные компании из так называемого короткого списка.

В случае закрытых торгов приглашения к участию рассылаются организаторами непосредственно наиболее известным поставщикам, подрядчикам, консультантам, имеющим достаточный опыт реализации данного типа проектов. Компании, изъявившие желание участвовать в закрытых торгах, обычно выкупают необходимую для подготовки предложений документацию.

Закрытые торги проводятся обычно при закупках дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные строительно-монтажные работы, требующие высокой квалификации. Такие торги объявляются на поставки комплектного оборудования, на подрядные работы «под ключ», на проведение исследовательских и проектных работ и т. п. Можно сказать, что вторая фаза открытых торгов с предварительной квалификацией фактически может превратиться в закрытые торги, когда организаторы торгов по своему усмотрению определяют круг компаний, которые могут подавать свои предложения.

Достаточно редко применяются единичные торги: они характеризуются наличием одного оферента (например, обладателя патента) для проведения специальных работ или поставок.

Существуют также другие классификации и группировки торгов. В зависимости от национальной принадлежности (юрисдикции) участников они делятся на национальные (внутренние) и международные. В случае если торги по каким-либо причинам объявляются несостоявшимися (например, участников было недостаточно или были выявлены факты нарушения правил и процедур), проводятся повторные торги.

Существует также понятие вторичных торгов. Заказчик проекта может провести первичные торги, на основании которых определяется генеральный подрядчик (поставщик). Далее генеральный подрядчик (поставщик) проводит свои — вторичные — торги, на основании которых выявляются субподрядчики (субпоставщики). Обычно заказчик проекта осуществляет контроль за проведением таких вторичных торгов, а иногда участвует в утверждении их результатов.


11.2. Функции участников торгов



При проведении торгов функции участников распределяются следующим образом. Заказчик:


  • принимает решение о проведении подрядных торгов;

  • определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов;

  • контролирует работу организатора торгов и участвует в работе тендерного комитета через своего представителя;

  • устанавливает окончательные условия договора и заключает его с победителем торгов.


Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.

Организатор торгов:


  • подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления и рассылку приглашений;

  • формирует тендерный комитет;

  • направляет и контролирует деятельность тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

  • утверждает результаты торгов;

  • рассматривает апелляции на решения тендерного комитета;

  • ликвидирует тендерный комитет;

  • несет все расходы по подготовке и проведению торгов.

    Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы прав и обязанностей организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

    Тендерный комитет:

  • производит сбор заявок на участие в торгах, на предварительную квалификацию;

  • проводит предварительную квалификацию претендентов;

  • организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;

  • проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;

  • обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;

  • осуществляет процедуру торгов и ее оформление;

  • определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;

  • публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.


Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

Претендент имеет право:



  • получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

  • обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.


Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.

Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:


  • по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;

  • вследствие непрохождения предварительной квалификации, невнесения первого задатка к моменту представления оферты;

  • вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.


С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента.

Инженерно-консультационная фирма может привлекаться организатором торгов и тендерным комитетом с целью:


  • проведения предварительных исследований и выдачи заключения о целесообразности выставления на торги конкретного объекта;

  • подготовки тендерной документации;

  • разработки условий предварительной квалификации;

  • оценки оферт и выдачи рекомендаций о присуждении договора;

  • оценки предложений и просьб претендентов, поступающих в процессе подготовки торгов;

  • разъяснения условий конкурса и т. д.


Инженерно-консультационная фирма может также привлекаться и претендентом для разработки оферты. Однако одна и та же инженерно-консультационная фирма не имеет права сотрудничать в процессе подготовки конкретных торгов одновременно с заказчиком, организатором торгов и тендерным комитетом, с одной стороны, и с претендентом — с другой.

Кредитно-финансовое учреждение приобретает статус участника торгов, если организатор торгов открывает специальные счета в нем для осуществления финансовых операций, связанных с проведением подрядных торгов, в том числе по депонированию гарантийных залогов, а также для осуществления различных расчетов.

Основными функциями Межведомственной комиссии по подрядным торгам являются:


  • правовое и методическое обеспечение подрядных торгов;

  • координация разработки тендерного законодательства;

  • содействие созданию системы информационного обеспечения торгов и сети инженерно-консультационных фирм;

  • консультирование по вопросу проведения подрядных торгов.



11.3. Порядок проведения подрядных торгов

11.3.1. Организационная подготовка



Принятие решения о назначении и времени проведении подрядных торгов осуществляется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т. д. В этом документе заказчик определяет подразделение своей организации, которому поручается выполнение функций организатора торгов и назначает лицо, ответственное за эту работу.

В качестве организатора торгов также может выступать любая специализированная фирма, имеющая лицензию на данный вид деятельности. В подобном случае заказчик заключает с ней договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон и условия выполнения ими предмета договора.

С целью подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы, руководствуясь следующими нормативно-правовыми документами:


  • законами РФ;

  • указами Президента РФ;

  • постановлениями Правительства РФ;

  • нормативными документами министерств и ведомств РФ;

  • территориальными нормативными документами субъектов РФ.


Организатор торгов или по его поручению тендерный комитет подготавливает и публикует объявление о торгах.

Объявление о торгах содержит:


  • наименование заказчика и организатора торгов;

  • наименование вида торгов и предмета торгов;

  • краткую характеристику места строительства;

  • ориентировочный объем и сроки выполнения работ;

  • условия исполнения договора, необходимость учета ряда ограничений;

  • адрес, сроки, условия приобретения и другие сведения, необходимые для получения тендерной документации;

  • срок представления оферт.


Объявление о торгах должно быть произведено за 2—6 месяцев до срока представления оферт.



11.3.2. Разработка тендерной документации




Тендерный комитет определяет конкретный состав, порядок и другие условия подготовки тендерной документации в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.

Тендерная документация распространяется за определенную комитетом плату, при этом валюту платежа устанавливает тендерный комитет.

Тендерная документация включает в себя следующие основные разделы:


  • приглашение для участия в торгах;

  • общие сведения об объеме и предмете торгов;

  • техническую часть (проектную документацию) и коммерческую часть тендерной документации;

  • инструкции оферентам;

  • форму заявки претендента на участие в торгах;

  • условия и порядок проведения торгов;

  • проект договора.


Тендерная документация должна составляться таким образом, чтобы все участники одинаково понимали содержащуюся в ней информацию. Для разработки тендерной документации могут быть привлечены инженерно-консультационная или проектная организация.

Конкретный состав, порядок и формы представления информации, а также другие условия подготовки тендерной документации могут уточняться тендерным комитетом в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов.



11.3.3. Предварительная квалификация претендентов



Предварительная квалификация проводится в случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов.

Проведение предварительной квалификации позволяет обеспечить определенные гарантии отбора возможных претендентов в условиях перехода к рыночной экономике. При этом в качестве претендента может рассматриваться: отдельная организация, фирма или консорциум, под чьим именем подана заявка.

Сообщение о проведении предварительной квалификации должно содержаться в объявлении о торгах и включать в себя следующие сведения:


  • наименование и адрес объекта торгов, общее описание предмета торгов, главные параметры работ и услуг;

  • сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерной документации, представления оферт, начала и окончания работ;

  • краткое описание кредитно-финансовых и других условий договора;

  • системы стандартов, измерений, официальный язык;

  • краткое описание строительной площадки, местных ресурсов, природных условий и др.