Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
Исполнительное (министерское) делопроизводство
В результате административных реформ, проведенных Александром I (на рубеже ХVIII–ХIХ вв.), была существенно изменена структура государственной власти. В состав высших государственных органов управления наряду с Правительствующим Сенатом были дополнительно включены вновь созданные Комитет Министров и Государственный Совет. Вместо двенадцати коллегий были созданы восемь министерств (1802 г.) Местные органы управления не изменились. Высшие государственные учреждения того времени: Правительствующий Сенат, Государственный Сенат и Комитет министров. Они сохранили принцип коллегиальности в организации работы с государственными документами. Делопроизводство в них велось на основании законов, называемых «учреждениями».
В этот период издавали:
– учреждения Правительствующего Сената;
– учреждения Государственного Совета;
– учреждения Комитета Министров.
В связи с созданием министерств, как центрального административного (исполнительного) звена системы государственного делопроизводственного аппарата, этот период принято называть министерским.Основой работы министерств был принцип единоначалия, т.е. министр исполнял волю царя. Отношение к министру как к единоличному исполнителю воли царя определило делопроизводство министерств как исполнительное.
В этот период коллегии были введены в состав министерств, а позже при министрах были созданы советы, которые имели статус коллегиального совещательного органа.В министерствах строго соблюдался принцип служебной иерархии, в соответствии с которым осуществлялось строгое распределение функций между чиновниками.
Делопроизводство в государственных учреждениях вели в соответствии с «Общим Губернским Учреждением» (1775 г). Данным документом предусматривалось единообразие изложения по приведенным образцам. Документы сложного содержания состояли из трех частей: введения с изложением дела, обоснования со ссылками на законодательство, «соображения и заключения» с выводами (распоряжениями) и предложениями, ходатайствами или просьбами. Основные виды документов министерского (исполнительного) делопроизводства:
1. Манифесты, рескрипты, высочайшие указы, высочайшие повеления – исходили от царя.
2. Указы и предписания – получали от Правительствующего Сената.
3. Предложения, циркуляры, запросы – направляли министры и руководящие чины министерств нижестоящим органам власти.
4. Доклады, прошения, жалобы – направляли вышестоящей власти.
28 января 1811 г. был принят указ «Общее учреждение министерств». Министрам стали подчиняться директоры департаментов. Директорам департаментов – начальники отделений, начальникам отделений –столоначальники. Канцелярии действовали на правах департаментов. Указом об учреждении министерств были строго разделены пределы компетенции руководящих чиновников. В зависимости от занимаемой ими должности они имели право получать и подписывать лишь определенные виды документов. Порядок прохождения документов по инстанциям был строго регламентирован законом, который требовал, «…чтобы бумаги сколь можно менее уклонялись от установленного им пути в департаментах». В каждой инстанции входящие и исходящие документы должны были регистрироваться в журналах: общих (в канцелярии) и частных (в отделениях канцелярии и департаментов). И общие, и частные журналы регистрации документов состояли из трех частей: для регистрации документов верховной власти, для «обыкновенных бумаг» и для секретных документов.
В конце ХIХ в. появились пишущие машинки, значительно ускорившие ведение письменных работ, позволившие, одновременно с подлинником, создавать несколько копий документов. В этот период изобрели телеграф и телефон, благодаря которым появились новые виды документов – телеграммы, телефонограммы, значительно ускорившие процесс принятия управленческих решений.
Несмотря на существенные изменения, которые претерпела система министерского делопроизводства, особенно в начальный период, она не была столь гибкой, как требовалось в конце ХIХ в. Введение министерств завершило процесс четкого разграничения функций органов исполнительной власти, сменило коллегиальность на единоначалие. Это привело к дальнейшей централизации государственного аппарата, к быстрому росту прослойки бюрократов-чиновников, всецело зависящих от милости царя. В условиях быстро меняющихся общественных и политических отношений система государственного делопроизводства продолжала оставаться бюрократической, громоздкой и «неповоротливой». Происшедший в 1917 г. социально-политический переворот (Февральская буржуазно-демократическая, а затем Октябрьская социалистическая революция), привели к полному разрушению государственного аппарата и созданию нового, который, хотя и усвоил старые традиции, но создавался на принципиально новых началах.