Файл: Государственная служба и государственные служащие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 814

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Институт государственной службы является неотъемлемой составляющей правовой системы государства, а государственные служащие - основными исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственный аппарат - это, прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно - правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Развитие государственной службы Российской империи и ее законодательного регулирования в дореволюционной России неоднократно становились предметом научного исследования правоведов государственной (юридической) школы: И.Е. Андреевского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, А.В. Романовича-Славатинского, А.И. Елистратова и других.


Объектом данного исследования является институт государственной службы РФ.

Предметом исследования выступает процесс развития российской, госслужбы в РФ.

Цель работы анализ государственной службы в России: ее виды и понятие

1. Понятие и принципы государственной службы

Построение любой государственности всегда сопровождается созданием института государственной службы. Значение этого процесса чрезвычайно велико в силу важности тех функций, которые эта службы выполняет для решения как внутригосударственных задач, так и задач международного сотрудничества. Особым свойством института госслужбы является то, что его подразделения функционируют во всех без исключения сферах деятельности государства и на всех уровнях власти. Именно поэтому понятие и принципы государственной службы являются важнейшим аспектом не только теоретической разработки, но и практического правотворчества.

Основное назначение госслужбы состоит в обеспечении эффективной реализации функций государства во всех сферах его присутствия в обществе. К регламентации государственной службы РФ имеет отношение достаточно большое количество правовых актов, основным из них является федеральный закон «О государственной службе». Он содержит в себе также отсылочные нормы на более чем 20 других нормативных актов.

Как важнейший социальный институт, государственная служба понятие, принципы, виды ее организации и практического осуществления выступают как объективно необходимое условие эффективного функционирования других институтов общества и государства, социальной и экономической деятельности.1

Госслужба как социальный институт, возникла и развивалась с тесной связи с процессом развития самого общества. Именно поэтому она сейчас организована таким образом, чтобы как можно более эффективно способствовать поддержанию системной целостности общества и его единства в выполнении социально значимых задач.

Традиционной практикой является классификация госслужбы на два вида.

Первый их них – гражданская, бывает как общефункциональной, так и специальной. Общефункциональная служба не имеет отраслевого деления и представляет собой выполнение профессиональных обязанностей субъектом в рамках органов власти или иных структурах государственного управления. Специальная гражданская служба отличается ее выраженным отраслевым назначением, например, служба в судах, прокуратуре, дипломатическая служба и т.д.


Второй вид госслужбы – милитаризованная - предполагает выполнение специфических компетенций в вооруженных силах государства, полиции, таможенных органах, МЧС и других областях.

Важнейшим условием построения эффективной госслужбы являются принципы, по которым она формируется и функционирует. Сложившиеся принципы государственной службы представляют собой важнейшие нормативно-правовые положения, которые отражают связи и закономерности ее организации, а также ведущие тенденции эволюции данного института. Практически все принципы государственной службы закреплены в соответствующих правовых актах, которые регулируют ее осуществление. В теоретических источниках, как правило, приводятся различные основания, по которым классифицируются принципы госслужбы. Рассмотрим те из них, которые закреплены конкретно в законодательстве РФ.

1. Принцип верховенства права предполагает, что все имеющиеся законы РФ доминируют по своей юридической силе над разного рода ведомственными инструкциями и распорядительными актами.2

2. Принцип приоритетности прав человека выдвигает требование, чтобы все госслужащие в своей деятельности руководствовались интересами граждан и соблюдали основополагающие права человека, которые признаются доминирующими над интересами самого государства.

3. Принципы государственной службы, обеспечивающие системную целостность института государственной власти на всей территории страны. Этот принцип объективно вытекает из федеративной формы государственно-территориального устройства России.

4. Принцип разделения ветвей власти, позиционирующий правовой статус государства, предполагает самоограничение власти и уравновешивание одной ветви другой путем четкого распределения полномочий между ними.

5. Принцип равнодоступности для граждан профессиональных вакансий в институтах и органах госслужбы.

6. принципы государственной службы, обеспечивающие иерархичную систему построения ее органов, при которой решения вышестоящих органов являются обязательными к исполнению нижестоящими.

7. Принцип единства выдвигает требование унифицированности для всех ее видов и форм, независимо от регионального и уровневого осуществления.

8. Принцип профессионализма устанавливает, что государственная служба является высокопрофессиональным видом деятельности, а потому возможно комплектование аппарата на конкурсно-компетентностной основе.

9. Принцип гласности заключается в открытости и доступности каждому гражданину любых сведений, касающихся его личной деятельности.


10. Принцип ответственности субъектов исполняющих обязанности по государственной службе за ненадлежащее выполнение ее предписаний и правил.

11. Принцип стабильности кадров предполагает проведение в практику политики преемственности и закрепления кадров.

Все рассмотренные принципы органично взаимосвязаны между собой в целостную систему, которая, в свою очередь, способствует выработке качественной кадровой политики государства.

2. Виды государственной службы

Государственная служба Российской Федерации сегодня имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством нашего государства;

б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

В соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы Российской Федерации включает два уровня:3

федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;

государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ.

Выделяются следующие виды государственной службы:

- Федеральная государственная служба;

- Государственная гражданская служба;

- Военная служба;

- Правоохранительная служба;

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.


Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Анализ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» свидетельствует о том, что основная масса регулятивных полномочий закреплена как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Однако в этом Законе недостаточно четко прослеживаются основания отнесения тех или иных вопросов государственной службы к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации.4

Государственная гражданская служба - это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства. Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и императивов (лат. настоятельных требований) правоприменения в работе над документами; профессионального сопровождения формирования правового поля при осуществлении целей и задач государства; создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы в составе частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск и военных структур РФ (пограничные войска, внутренние войска, войска ФСБ, войска СВР, войска ФАПСИ, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС). Военную службу отличает от гражданской ряд особенностей, которые присущи и некоторым видам правоохранительной службы. Это: