Файл: Государственная служба и государственные служащие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.5

Первый из уровней — федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, упомянутом Законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень — законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т. п.

В Конституцию как источник законодательства о государственной службе заложен подход с общегосударственного уровня. Государственная служба предстает здесь как цельное нерасчлененное явление, как один из множества других аспектов общественной жизни, которые подлежат конституционному регулированию. Здесь заложены основы не только самой государственной службы, но и законодательства о ней, а также их последующего развития.

 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.  Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» является базовым, т. е. содержит основы всех иных законодательных актов по этой проблематике. Но в отличие от Конституции РФ он еще и регулирует весь комплекс наиболее существенных проблем государственной службы изнутри, другими словами, устанавливает конкретные принципы ее организации и правового положения государственных служащих.

Но в отличие от Конституции РФ он еще и регулирует весь комплекс наиболее существенных проблем государственной службы изнутри, другими словами, устанавливает конкретные принципы ее организации и правового положения государственных служащих.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» является базовым, т. е. содержит основы всех иных законодательных актов по этой проблематике.

Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.


Принципиальное значение для организации государственной службы имеют три указа Президента РФ — № 32 от 11.01.1995 г. «О государственных должностях РФ» в редакции от 01.12.2008 N 1658, № 1574 от 31.12.2005г.  «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» и № 763 от 25.07.2006 г. «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», которыми он утвердил сводный перечень наименований государственных должностей, Реестры государственных должностей и денежного содержания государственных служащих.

Можно говорить о громоздкости структуры нашей государственной службы, о тенденциях к ее упрощению. В практической деятельности федеральной государственной службы России эти указы стали основополагающими и для приема на государственную службу, и для продвижения по ней, и для четкого распределения и исполнения обязанностей, для достаточно эффективного ее функционирования.

Роль Правительства в организации исполнения законодательных актов очень велика, можно сказать — решающая. Оно делает это правовыми и организационными средствами. Таких средств достаточно много, и они образуют существо повседневного управления государственной службой. Вот только некоторые из них:

    • подготовка проектов нормативных актов по вопросам госслужбы;
    • организация формирования конкурсных комиссий;
    • организация аттестаций, конкурсов, квалификационных экзаменов;
    • подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Реестр государственных должностей;
    • определение порядка формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих;
    • обеспечение рационального взаимодействия с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими такую переподготовку.

К нормативным правовым актам о государственной службе относятся уставы и положения о дисциплине, положения о конкретных органах и подразделениях (они в основном определяют статус тех или иных должностных лиц), должностные инструкции, утверждаемые министерствами и ведомствами. Задача у них одна — конкретизировать законодательство, не выходя за его рамки.

Практически во всех субъектах РФ, которые самостоятельно организуют свою государственную службу, есть законодательные и иные нормативные правовые акты о государственной службе, которые регламентируют содержание государственной службы и государственные должности субъектов Федерации; принципы государственной службы субъектов; категории государственных должностей; реестры государственных должностей и реестры государственных должностей государственной службы субъектов; квалификационные требования и квалификационные разряды государственных служащих в субъектах; денежное содержание государственных служащих, их правовой статус и предоставляемые гарантии, а также порядок прохождения государственной службы.


6. Права государственного служащего

Государственный служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной службы.

Права го­сударственного служащего можно разделить на три группы:

  1. права, разъясняющие служащим их право­вой статуса и их правовую защиту;
  2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей;
  3. права, обеспечивающие социальные гарантии государственного служащего, содействующие усилению должностной активности, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод.

К первой группе прав государственного служащего относятся:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвиже­ния по службе;

б) ознакомление с должностным регламентом и иными доку­ментами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, пока­зателями результативности профессиональной служебной дея­тельности и условиями должностного роста;

в) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей дея­тельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

д) право на обращение в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

е) государственная защита жизни и его здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Ко второй группе прав государственного служащего относятся:

а) получение в установленном порядке информации и мате­риалов, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей;

б) обеспечение надлежащих организационно-технических ус­ловий, необходимых для исполнения должностных обязаннос­тей;

в) посещение и доступ в установленном порядке для испол­нения должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, учреждения и на предприятия;

г) принятие решений и участие в их подготовке в соответ­ствии с должностными обязанностями, внесение предложений по совершенствованию государ­ственной службы в любые инстанции;


д) переподготовка (переквалификация) и повышение квали­фикации за счет средств соответствующего бюджета.

К третьей группе прав государственного служащего относятся:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной должности, должностной рост на конкурсной основе;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержа­ния с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалифи­кации;

в) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

г) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессио­нальных интересов;

д) право на денежное содержание, состоящее из должност­ного оклада, надбавок к нему за классные чины и специальные звания, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

е) право на отдых, право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжи­тельностью не менее 30 календарных дней; для отдельных кате­горий государственных служащих федеральными законами и законами субъектов РФ устанавливается ежегодный оплачивае­мый отпуск большей продолжительности);

ж) право на включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности;

з) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;

и) обязательное государственное страхование на случай при­чинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

к) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

7. Обязанности государственного служащего

Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

Исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа. Эти обязанности определяются должностными инструкциями, положениями, уставами.

Государственные служащие должны учитывать интересы граждан, удовлетворять их законные требования, в полном объеме, установленном законодателем, создавать условия для активного участия граждан в государственном управлении. Государственные служащие должны содействовать гражданам в реализации их прав, призванных обеспечить должную правовую процедуру и иные гарантии судебной защиты.


Осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа. Должностные обязанности возлагаются на государственных служащих исключительно для выполнения задач и функций государственных органов в общественно полезных целях.

Государственные служащие не должны оказывать предпочтение каким – либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций.

Государственные служащие обязаны:

    • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
    • соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
    • соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
    • соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции;
    • проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
    • воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
    • не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
    • воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности.
    • соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
    • уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.