Файл: Сравнительная характеристика традиционного и проектного менеджмента.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 822
Скачиваний: 29
Введение
Актуальность темы исследования. Современные тенденции в науке и практике менеджмента свидетельствуют о том, что проектное управление стало признанной технологией менеджмента. Целевые ориентиры стратегического развития России обуславливают необходимость интенсивного развития инновационной деятельности и, как следствие, модернизацию подхода к управлению, применение зарубежного опыта проектного менеджмента, наиболее адаптированного под вызовы рыночной экономики. На данный момент в отечественной практике все очевиднее становится тенденция перехода к проектно-целевому управлению, смещающему фокус внимания с отдельных параметров единичных проектов на комплексное рассмотрение всех проектных характеристик и восприятие проекта как элемента взаимосвязанной программы проектов. В связи с этим дальнейшая разработка и совершенствование технологии проектного менеджмента являются актуальными для теории и практики менеджмента. А чтобы эффективно развивать данное направление менеджмента, необходимо четко понимать его отличия от традиционного менеджмента, осознавать, что целевая направленность и ситуации применения этих двух видов менеджмента различны.
Исходя из вышеизложенного, тема данного исследования представляется актуальной.
Целью исследования ‒ дать сравнительную характеристику традиционного и проектного менеджмента. Данная цель обусловила необходимость решить следующие задачи:
- рассмотреть историю традиционного и проектного менеджмента;
- выявить особенности проектного управления и его отличия от традиционного менеджмента.
Объект исследования – традиционный и проектный менеджмент. Предметом исследования является сравнительная характеристика традиционного и проектного менеджмента.
Теоретико-методологической базой исследования послужили положения и гипотезы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента и проектного управления.
Методы исследования. В ходе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы классификации, обобщения, сравнения, метод анализа и синтеза.
Структура работы. Учитывая поставленную цель и задачи, была определена структура исследования. Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка литературы.
1. Сравнительная характеристика традиционного и проектного менеджмента
1.1. История традиционного и проектного менеджмента
Управление представляет собой элемент и одновременно с этим функцию организованных систем разнообразной природы (социальных, биологических, технических и пр.), которая обеспечивает сохранность их структуры, поддержание существующего режима деятельности, реализацию цели и программы деятельности [13]. Также можно сказать, что управление – это совокупность процессов, которые обеспечивают поддержание системы в текущем состоянии и (или) переход в новое, более жизнеспособное состояние организации посредством разработки и практической реализации целенаправленных воздействий.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком ‒ вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач [5].
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке. Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода явились:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования [5].
Теперь рассмотрим историю проектного менеджмента. Проектный менеджмент как таковой также не является чем-то принципиально новым. Люди постоянно создавали проекты, ярким примером этого является постройка египетских пирамид и водопроводов античной эпохи, которая, несомненно, требовала способности координировать выполнение множества работ и навыков планирования. Или же постройка собора святого Петра в Риме, во время которой Микеланджело выполнял роль проектного менеджера и решал проблемы с неполными техническими требованиями, неквалифицированными трудовыми ресурсами, неопределенным объемом финансирования и придирчивым заказчиком.
Зарождение проектного управления как самостоятельной дисциплины произошло в 30-е годы и связано с выработкой специальных методов координации инжиниринга масштабных проектов в США: проекты US Air Corporation в сфере авиации и Exxon в нефтегазовой отрасли [3].
Рассмотрим основные этапы в истории проектного менеджмента.
- 30-50-е годы XX века – начало проектного управления на Западе:
1937 год – американский ученый Гулик осуществил первую разработку по матричной организации с целью руководства и реализации сложных проектов.
1956 год – фирма «Дюпон де Немур» сформировала группу для разработки средств и методов управления проектами.
1957 год – создан метод критического пути (СРМ).
1957-58 года – создана система сетевого планирования PERT.
1959 год – в NASA предложили системный подход к проектному управлению по стадиям жизненного цикла проекта.
- 60-е годы XX века – развитие методов сетевого планирования в УП [4]: Развитие УП концентрируется в первую очередь на средствах и методах CPM и PERT.
Расширяется область использования сетевых методов. Они распространяются в Европу и на другие континенты. Происходит развитие организационных форм, появляется матричная форма организации, новые виды интеграционных механизмов и условия, при которых их можно использовать.
Создана система GERT на основе новой генерации сетевых моделей.
Созданы профессиональные организации в сфере УП:
- в Европе – Международная Ассоциация управления проектами;
- в Северной Америке – Институт управления проектами.
- 70-е годы XX века – развитие системного подхода к УП:
В УП учитывают внешнее окружение проекта и влияние внешних факторов – общественных, экономических, экологических и др. Исследуют проблемы руководителя проектов и команды проекта, разрабатывают методы управления конфликтами в УП.
Продолжают создаваться профессиональные организации УП:
- в Австралии – Австралийский институт управления проектами;
- в Азии – Японская ассоциация развития инжиниринга.
- 80-е годы XX века – УП сформировалось в качестве области профессиональной деятельности:
Петер Левене свел воедино проблемы УП и обеспечения проектов (финансовых и других ресурсов).
Развивались методы УП в строительстве с ориентацией на заказчика, оформилось управление качеством в рамках проекта. Управление риском выделяют в самостоятельную дисциплину в области УП.
В США опубликовали первую версию коллективной работы института PMI – Свод знаний по УП (Project Management Body of Knowledge), где определяется роль, место и структура средств и методов УП [10].
- 90-е годы XX века – новые направления и сферы приложения УП:
Начало трансфера опыта и знаний УП в развивающиеся страны. Изучают возможности применения УП как методов управления реформами.
Начало процессов глобализации, унификации и стандартизации в сфере УП. Разработка международных (ISO 10006-10007) и национальных (АРМ, PMI, AI PM) стандартов по УП. Введение программ сертификации проектных менеджеров.
В СССР начало УП произошло во время индустриализации 30-ых годов. Рост серийного, однотипного производства, особенно в сфере жилищного строительства, способствовал развитию теории и практики поточной организации работ по осуществлению строительных проектов. В это время заложены основы УП в России. Планирование и контроль исполнения проектов в данный период базировался на линейных моделях Ганнта и циклограммах с применением графоаналитических методов расчета и оптимизации.
В 60-е годы началось развитие и внедрение методов сетевого планирования в УП, появились первые программные средства для расчета сетевых графиков.
В 70-ых годах произошло развитие системного подхода и программных средств для УП, были созданы автоматизированные системы управления организациями и предприятиями (АСУП) в разных отраслях экономики.
80 годы – время создания интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ).
В 90 годы происходило развитие и внедрение профессионального УП, была создана Советская Ассоциация управления проектами СОВНЕТ. Изучались возможности применения УП как средств и методов управления реформами, развиваются современные методы и средства УП, отвечающие российской специфике. Были разработаны и введены в действие национальные программы подготовки и сертификации проектных менеджеров на базе международных стандартов [3].
В XXI века в России проектное управление стало широко применяться, прежде всего, в промышленности и экономике в целом, но также и в политике (политические проекты), духовной сфере (образовательные, воспитательные, культурные и др. проекты), в социальной, правовой и других областях жизни общества.
1.2. Особенности проектного управления, его отличия от традиционного менеджмента
В настоящий момент проект как экономическая категория не имеет однозначного определения. Так, отечественный стандарт ГОСТ Р 54869–2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом» определяет проект как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений» [1].
М.М. Цогоев выделяет характеристики проектов, к которым относит уникальность, разовость, результативность, инновационность и локализацию по времени [14]. Обобщая рассмотренные определения, можно сказать, что проект – это некий уникальный, инновационный замысел, реализация которого ограничена по срокам и бюджету.
Основные характеристики проекта таковы [7]:
-
- установленная цель проекта;
- определенное время на его реализацию;
- привлечение для его реализации разных отделов и специалистов разного профиля;
- новизна: как правило, выполняется нечто, что никогда не делалось ранее;
- особые требования по времени, затратам и качеству выполнения работы.
Как объект управления, проект характеризуется следующими признаками [6]:
1. Изменчивость – целенаправленный перевод системы из существующего в некое желательное состояние, описываемое в терминах целей проекта.
2. Ограниченность конечной цели.
3. Ограниченность продолжительности, бюджета, ресурсов.
4. Новизна для предприятия, на котором реализуется проект.
5. Комплексность – наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта.
6. Правовое и организационное обеспечение – создание специфической организационной структуры на время реализации проекта.
Очевидно, что для осуществления любого запланированного проекта и достижения поставленной цели требуется управляющее воздействие. Именно оно обуславливает необходимость управления проектом, или проектного менеджмента. Отечественный стандарт ГОСТ Р 54869–2011 определяет управление проектом как «планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта» [1].