Файл: ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ АЛИМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
Эффективным стимулом для нерадивых родителей к погашению задолженности перед собственными детьми остается перспектива попасть в список невыездных за границу. Всего судебными приставами вынесено 513,5 тыс. постановлений о временном ограничении на выезд должников по алиментам из РФ, что на 125,3 тыс. больше, чем за 9 месяцев 2015 года (388,1 тыс.). В результате применения данной меры в пользу детей взыскано свыше 3,3 млрд руб. алиментов (за 9 месяцев 2015 года – 1,6 млрд. руб.). С 15 июля 2016 года в соответствии с новым законодательством должностными лицами ФССП России возбуждено 21,9 тыс. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35.1 КоАП РФ. Направлено судьям для рассмотрения по существу 21,6 тыс. дел об административных правонарушениях, из которых судьями с назначением административного наказания рассмотрено 17,8 тыс. дел. С 15 января 2016 года судебные приставы-исполнители активно применяют новые полномочия по вынесению постановления о временном ограничении на пользование должником правом на управление всеми видами транспортных средств. По состоянию на 1 октября 2016 года в рамках более 126 тыс. исполнительных производств должники были фактически ограничены в спецправах. В результате применения данной меры, а также угрозы ее применения судебными приставами всего взыскано 1,9 млрд руб. задолженности, в том числе 1,2 млрд руб. - алиментных платежей. По данным Пресс-службы ФССП России за 9 месяцев 2016 года службе судебных приставов удалось достичь определенных положительных результатов по взысканию алиментов[5].
2. Спорные вопросы института алиментных обязательств родителей и детей в семейном праве Российской Федерации
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, - одна из основ политики Российского государства. Необходимость предоставления содержания отдельным лицам объективна и может возникать в силу различных причин. В любом обществе и государстве существуют граждане, не способные к самостоятельному обеспечению своих потребностей в силу возраста или состояния здоровья, вследствие ухода за детьми и т.п.
Наиболее целесообразным, экономически и этически оправданным является возложение обязанностей по содержанию нуждающихся нетрудоспособных граждан на лиц, связанных с ними брачными или семейными отношениями. Беря свое начало в нравственных обязанностях членов семьи по взаимной поддержке и взаимопомощи, отношения по предоставлению содержания постепенно соединились с юридическим принуждением и получили свое нормативное закрепление в институте алиментных обязательств. В семейном праве РФ алиментными признаются имущественные обязательства лиц о предоставлении алиментов (материальных средств на содержание), возникающие в силу существующих между ними брачных или других семейных отношений в случаях, предусмотренных законом.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые спорные вопросы института алиментных обязательств, требующие дополнительной правовой доработки.
- Действующее законодательство не предусматривает возможности взыскания алиментов на нуждающегося трудоспособного совершеннолетнего ребенка, продолжающего обучение и получающего высшее профессиональное образование по очной форме обучения.
Как отмечает О.Ю. Косова: "Российское семейное законодательство не предусматривает возможности сохранения права на алименты за совершеннолетними трудоспособными детьми, даже если они продолжают обучение и не могут сами обеспечивать себя средствами к существованию.
Попытки включить данные нормы, существующие практически во всех развитых странах, в Семейный кодекс РФ, к сожалению, не увенчались успехом. Отсутствие права на получение содержания от родителей совершеннолетними детьми, продолжающими обучение, является существенным недостатком нашего законодательства"[6].
На данную проблему указывает также Л. Хуснетдинова: "Возможность сохранения права на алименты за совершеннолетними трудоспособными детьми, даже если они продолжают обучение в высшем учебном заведении, не предусмотрена. Без достаточных средств на оплату обучения дети, воспитывающиеся только одним из родителей, часто оказываются в затруднительном положении и не могут без собственного дохода самостоятельно реализовать право на образование".
Точку зрения данных авторов разделяет и О.В. Капитова, подчеркивая, что необходимость получения материальной поддержки от родителей совершеннолетними трудоспособными детьми связана с тем, что в современном обществе достижение экономической самостоятельности часто происходит позднее достижения совершеннолетия. Не имея права на получение алиментов, дети, воспитывающиеся только одним из родителей, оказываются в менее привилегированном положении, чем те, которые растут в полной семье. Бремя их содержания во время обучения после 18 лет полностью ложится на плечи одного, только совместно с ними проживающего родителя, что вряд ли можно признать справедливым.
О.Ю. Косова, Л. Хуснетдинова, О.В. Капитова отмечают целесообразность закрепления в СК РФ норм, в соответствии с которыми на совершеннолетних нуждающихся детей, получающих высшее профессиональное образование, допускалось бы взыскание алиментов, до момента завершения ими обучения[7].
- Другой проблемный момент заключается в невозможности требования уплаты алиментов с несовершеннолетних детей, признанных полностью дееспособными в пользу нетрудоспособных нуждающихся родителей.
Согласно ст. 38 Конституция РФ трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Конституционная обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях включает в себя обязанность детей поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. Конституционные положения о необходимости заботы о родителях конкретизируются в ст. 87 СК РФ, где сказано: "Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них".
Следует отметить, что согласно нормам действующего семейного законодательства наличие у несовершеннолетнего ребенка самостоятельного заработка не ведет к признанию его плательщиком алиментов. Исходя из буквального текста закона, не являются алиментно-обязанными в отношении своих родителей и несовершеннолетние дети, которые приобрели полную дееспособность (эмансипированные и вступившие в брак). Такой подход законодателя к решению данного вопроса представляется небесспорным, на что неоднократно обращалось внимание в юридической литературе.
Так, по мнению М.В. Антокольской, основанием для эмансипации является то, что несовершеннолетний работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью. Следовательно, он обладает определенным доходом, и нет оснований освобождать его от обязанности по содержанию родителей[8]. К аналогичному выводу приходит и О.В. Капитова[9].
По нашему мнению, несовершеннолетнее лицо, признанное полностью дееспособным, вполне может быть признано полностью дееспособным во всех семейных правоотношениях. Поскольку одним из оснований признания несовершеннолетнего полностью дееспособным является установление факта его материальной самостоятельности и возможности содержать себя, следовательно, на него вполне может быть возложена обязанность оказывать материальную помощь своим нетрудоспособным нуждающимся родителям.
- Согласно п. 1. ст. 90 СК РФ получателем алиментов признается бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Право на получение алиментов в данном случае не зависит от трудоспособности и (или) нуждаемости супруги. Признание бывшей жены получателем алиментов связано с особым состоянием женщины в указанный период, ее объективно существующей потребностью в дополнительной поддержке. Учитывая, что родительский уход, несомненно, предпочтительнее для ребенка в этот период, чем помещение его в детское учреждение, оставление работы в целях осуществления такого ухода должно поощряется семейным законодательством. Неблагоприятные материальные последствия, связанные с тем, что женщина не получает в этот период дохода или он значительно уменьшается, должны в равной мере нести оба супруга. Поэтому мать, ухаживающая за ребенком, имеет право на взыскание алиментов со своего бывшего мужа - отца ребенка.
Однако закон не дает права требовать содержания бывшему мужу - отцу ребенка от матери ребенка, даже если он остался с несовершеннолетним ребенком и осуществляет его содержание в первые три года после его рождения. Что представляется не совсем правильным и справедливым, так как бывший муж, осуществляющий уход за общим ребенком и его содержание в первые три года после его рождения, также испытывает на себе неблагоприятные материальные последствия. А бремя по содержанию ребенка согласно Конституции РФ должны в равной мере нести оба родителя.
Семейный кодекс РФ обязанность содержать детей, живущих вместе с отцом и матерью, также в равной мере возлагает на обоих родителей.
Как справедливо отмечает Н.В. Соловьева: "...в ситуации, когда дети проживают в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность платить алименты возлагается как на отца, так и на мать". Другими словами, в данных случаях законодатель исходит из равенства правового статуса супругов[10].
По нашему мнению, наиболее точно существующие противоречия в данном вопросе отразил Т.В. Шершень, который отмечает: "Принцип равенства супругов воплощен в ряде статей Семейного кодекса РФ (ст. ст. 31, 32, 33 - 39 и др.)[11]. Вместе с тем можно найти немало исключений из данного принципа. Наиболее яркий пример - ст. 89 СК РФ: право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Возникает вопрос: почему законодатель отступил от столь важного принципа равенства супругов в семье и супругу (мужу), осуществляющему уход за общим ребенком до достижения им трех лет, не предоставил права требовать выплаты алиментов на свое содержание?.
Мы поддерживаем точку зрения данного автора, который считает необходимым внесение изменений в Семейный кодекс РФ, закрепив возможность отца ребенка, осуществляющего уход за общим ребенком в течение трех лет со дня его рождения, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от матери ребенка, обладающей необходимыми для этого средствами.
- Действующий Семейный кодекс РФ довольно много внимания уделяет регламентации алиментных обязательств первой очереди, гораздо меньшее внимание уделяется регулированию алиментных обязательств второй очереди, что в принципе вполне объяснимо. Ведь именно супруги, родители и дети составляют основу практически любой семьи. Тем не менее определенное правовое регулирование происходит и между не столь близкими родственниками. Алиментные обязательства других членов семьи относятся к алиментным обязательствам второй очереди и носят субсидиарный (дополнительный) характер. Другие члены могут быть привлечены в качестве плательщиков алиментов только в том случае, если отсутствует возможность привлечь плательщиков алиментов, относящихся к первой очереди, т.е. детей, родителей, супругов, либо бывших супругов.
При этом некоторые вопросы вызывает содержание ст. 93 СК РФ, согласно которой: "Несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи братья и сестры в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами". Однако при этом в ст. 93 СК не уточняется, о каких именно братьях и сестрах идет речь.
3. Формы и способы правового регулирования алиментных обязательств родителей и детей
Действующий Семейный кодекс РФ закрепил два порядка уплаты и взыскания алиментов: по соглашению об уплате алиментов и по решению суда. Впервые в истории российского законодательства нотариально удостоверенному соглашению сторон алиментных отношений по поводу размера, порядка, формы и сроков уплаты алиментов была предоставлена сила исполнительного листа.
Взыскание алиментов в судебном порядке.
По общему правилу алименты взыскиваются с родителей на несовершеннолетних детей в долях от заработка и (или) иного дохода.