Файл: Инновационный проект как вид деятельности и сфера бизнеса.pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы компания была успешна и активно развивалась в перспективе, необходимые шаги важно предпринимать заранее. Достижение определенных стратегических целей (выход на новые рынки, расширение объемов производства, увеличение прибыльности или рентабельности и т.д.) требует от руководства компании решений, направленных на достижение этих целей. Эти действия должны быть заложены в корпоративную стратегию, четко спланированы и согласованы друг с другом. Важную роль в достижении стратегических целей играет корпоративная инновационная стратегия.
Общая стратегия компании состоит из различных функциональных направлений – производственная, маркетинговая, сбытовая, инвестиционная и инновационная. Наличие четкой инновационной стратегии является одним из факторов успеха работы компании на рынке. Однако не менее важным вопросом является качество инновационных проектов и их соответствие тому уровню развития, на котором в настоящий момент находится компания. Фактически инновационный проект – это план создания конкурентных преимуществ, в том числе путем эффективного инвестирования средств. Особенно важна разработка или корректировка инновационных проектов в периоды серьезных внешних изменений (как влияющих на все сферы общества, так и на конкретный рынок), а также ситуации, когда успехи, достигнутые компанией, теряют свою актуальность, и компании крайне необходимы новые проекты.
Разработка инновационного проекта – сложный процесс, подразумевающий глубокое всестороннее изучение как текущего состояния компании, так и конъюнктуры рынка с целью выявлении возможностей для перспективного развития бизнеса.
Учитывая тот факт, что современные компании в своем большинстве существуют в остро конкурентной среде, задание правильного вектора развития и постановка актуальных стратегических целей является важнейшим аспектом успешного развития.
Изучение теоретических и практических основ, связанных с инновационным проектом, как видом, бизнеса, методов его разработки и лучших российских и мировых практик приобретает особую актуальность.
Цель работы – на основе теоретических положений исследовать особенности инновационного проекта как вида бизнеса.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность понятий «инновация», «инновационный проект»;
- рассмотреть ключевые показатели и финансовые характеристики инновационного проекта.
Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области инновационной деятельности. При написании работы использовались экономические и социологические исследования, информационно-аналитические материалы, передовые практики частных и государственных компаний.
В работе использовались следующие методы экономических исследований: системный анализ, диалектический метод познания, структурный и факторный анализ, сравнительный микро- и макроэкономический анализ, метод моделирования.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Как отметил профессор Кембриджского университета Грегори Дейнс «инновации стали новой религией, объединившей левых и правых политиков» [1]. Сегодня характерной особенностью общества является активное (ежедневное) использование инновационных продуктов: гаджеты, роботы-пылесосы, нанотехнологии-спреи, защищающие обувь или одежду от влаги и грязи. Инновационные продукты присутствуют во всех сферах жизни - медицине, образовании, производстве.
В литературе насчитываются сотни определений термина «инновация». Инновация - вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли.
Зачастую инновации отождествляются с новшествами. Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела[5]. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу. Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов. [10]
С точки зрения государства инновация – это введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях [2].
Инновация от латинского «novatio», означающее «обновление» или «изменение», является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, которые трансформировались посредством творческого процесса в открытие, изобретение. Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в.. означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества [8]. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений, но распространение и более глубокое изучение получило только в XX в. Серьезной предпосылкой начала исследований роли инноваций в экономическом развитии послужили работы русского ученного Н.Д. Кондратьева в 1920-х годах, которого американский экономист П. Друккер охарактеризовал как экономиста номер один XX века. Н.Д. Кондратьев обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале – писал он – наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях и открытиях, в глубоких изменениях техники производства и обмена» [2].
Экономические идеи и подход Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского ученого Й. Шумпетера, который в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:
- создание нового продукта;
- использование новой технологии производства;
- использование новой организации производства;
- открытие новых рынков сбыта;
- открытие новых источников сырья.
Он писал: когда инновации внедряются в экономику, имеет место так называемый «вихрь созидательного разрушения», который подрывая равновесие экономической системы, вызывает уход с рынка устаревших технологий и отживших организационных структур, приводит к появлению новых отраслей, в результате чего и происходит небывалый рост экономики и благосостояния людей. [7].
Новые комбинации факторов производства получили название нововведений (инноваций). Нововведение не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.
Шумпетер создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями. В длинные волны входят циклы с периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы (2 года 4 месяца) соответствуют рыночным конъюнктурным изменениям по отношению к определенным видам продукции.
Однако, инновации воспринимаются экономикой не всегда, а только в определенные периоды ее развития и дают ощутимую добавочную стоимость через определенный конечный промежуток времени [4]. Таким образом, инновации выступают в роли локомотива экономического развития, определяя его эффективность и рост производительности труда.
Начиная со второй половины ХХ века, научно-технический и технологический факторы приобрели определяющее значение в экономике многих стран мира, в международных экономических и политических отношениях. Новые технологии потребовали внедрения экономически наиболее эффективных форм организации инновационного процесса при наивысшей степени интеграции науки, производства и сбыта. Тесная интеграция способствует ускорению цикла разработки нового изделия, его происхождения от момента возникновения технической идеи до появления продукта на рынке [12]. В западных странах распространено убеждение в том, что устойчивое развитие экономики определяется ее способностью к постоянной перестройке в направлении диффузии новых технологий. В развитых странах на долю передовых или усовершенствованных технологий приходится до 80% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) [11].
В зарубежной и отечественной науке выделяется большое количество видов инноваций. Современные теоретики делят инновационные проекты по признаку содержания или внутренней структуре, например, технические, экономические, организационные, управленческие и др.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В БИЗНЕСЕ
Классификация по степени новизны предполагает деление инновационных проектов на:
- радикальные - предполагают внедрение результатов передовых разработок, способных повлиять на экономику в масштабах инфраструктуры целых отраслей, сфер науки и техники. Например, разработка мобильного интернета, 3D-печати или внедрение криптовалют как альтернативу традиционным денежным средствам. Все отмеченные технологии повлияли на мировые социально-экономические процессы, и это воздействие имеет огромный потенциал дальнейшего роста.
- оптимизирующие (улучшающие) инноваций состоит во внедрении решений, способных обеспечить локальную оптимизацию тех или иных технических либо управленческих процессов. Например, изобретение сенсорных экранов в рамках мобильных технологий, распознающие несколько одновременных нажатий пальцами на дисплей смартфона или планшета.
- модификационные – улучшение производительности, потребительских характеристик, эффективности существующих решений. Например, изобретение какого-либо нового техпроцесса при выпуске компьютерных процессоров. Несколько лет назад чипы, выпускаемые с техпроцессом порядка 80-90 нм, считались передовыми. Сегодня желательный показатель, позволяющий обеспечить оптимальную производительность микросхемы — не более 30-40 нм. При этом современные модели процессоров на ПК функционируют на техпроцессе порядка 14 нм.[13]
Классификация инновационных проектов по объекту применения:
- инфраструктурные - относятся инновации, связанные с производством товаров и услуг, с использованием основных фондов промышленных предприятий. Какие это могут быть инновации? Пример подобных новшеств — внедрение роботизированных фабричных линий. Как вариант, они могут использоваться на машиностроительных, приборостроительных предприятиях.
- технологические — направлены на внедрение новых подходов к выпуску товаров и оказанию услуг. Как правило, их реализация предполагает задействование принципиально иных технических решений. Например, применение мобильных платежных терминалов для пластиковых карт. Их внедрение позволяет принимать оплату от клиентов практически в любом месте, в котором есть зона покрытия мобильного интернета, вследствие чего у предприятия, осуществляющего продажи товаров или сервисов, могут существенно вырасти обороты.
- процессные предполагают учреждение в фирме неких организационных структур, позволяющих реализовать принципиально новые управленческие решения. Примером могут быть внедрение системы KPI, то есть, ключевых показателей эффективности работы сотрудников организации.