Файл: Инновационный проект как вид деятельности и сфера бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классификация инновационных проектов по масштабу предполагает деление новшеств на:

  1. внутрикорпоративные - реализация на уровне конкретного предприятия. Часто они составляют коммерческую тайну, поэтому их распространение за пределы фирмы может быть ограничено. Новшества соответствующего типа могут быть самыми разными. Например — связанными с получением и использованием в производственных процессах механизмов, программ, которые позволяют значительно повысить эффективность работы фирмы.
  2. внутриотраслевые — новшества, задействуемые несколькими предприятиями, функционирующими в одной и той же отрасли экономики. Например, роботизация фабричных линий может быть последовательно реализована на мощностях большинства фирм в сегменте, особенно если они являются прямыми конкурентами.
  3. межотраслевые - внедрение различных новшеств на уровне национальной экономической системы при участии предприятий, представляющих разные сферы хозяйства. Примеры: использование электронных подписей (в отчетности, в документообороте) различными предприятиями, внедрение дистанционных методов управления инфраструктурой организации [12].

Следующий критерий классификации инновационных проектов основан на факторах их возникновения. Так, выделяют реактивные и стратегические инновации.

Под реактивными инновационными проектами понимаются новшества, которые были разработаны в силу срочной необходимости модернизации производства — в фирме, в отрасли, в целях усиления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Пример, внедрение тех же мобильных платежных терминалов. В случае если одни фирмы их начинают использовать, то же должны будут сделать другие, иначе потеряют долю рынка.

Примерами стратегической инновационных проектов являются обновление программного обеспечения фирмы на уровне базовых инфраструктурных фондов. Наличие нового ПО — на локальных ПК, на серверах, на девайсах, обеспечивающих безопасность организации и решающих иные производственные задачи. Стратегическое предназначение данных инноваций заключается в том, что предполагается их использование в целях обеспечения конкурентных преимуществ в будущем. Установка передовых модификаций ПО на компьютерах организации — один из важнейших факторов успешного поддержания конкурентоспособности современного предприятия.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций по семи классификационным признакам: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций (Табл. 1).


Таблица 1. Классификация инновационных проектов по П. Н. Завлину и А. В. Васильеву

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

Область применения

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.

Этапы НТП, результатом которых стала инновация

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные

Степень интенсивности

«Бум» равномерная, слабая, массовая

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

Результативность

Высокая, низкая, средняя

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения (Табл. 2).

Таблица 2. Классификация инновационных проектов по В. В. Горшкову и Е. А. Кретовой

Классификационный признак

Вид инновации

1. Структурная характеристика инновации

1.1. Инновации на «входе» в предприятие;

1.2. Инновации на «выходе» из предприятия

1.3. Инновации структуры предприятия как системы, т.е. ее отдельных элементов

2. Целевые изменения

2.1. Технологические

2.2. Производственные

2.3. Экономические

2.4. Торговые

2.5. Социальные

2.6. Инновации в области управления

С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три группы:

  1. инновации на «входе» в бизнес;
  2. инновации на «выходе» из бизнеса;
  3. инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними [14].

По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков имеет существенную практическую значимость, так как дает возможность более детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения, что в свою очередь, необходимо для осуществления адекватного внедрения инноваций на предприятиях.


Таким образом, активные или технологические стратегии представляют собой реагирование на всевозможные изменения внешней среды через внедрение (проведение) технологических инноваций. Избрав одну или несколько активных стратегий, компания выбирает в качестве главного фактора успеха использование новой технологической идеи. Активные инновационные стратегии в свою очередь можно разделить на два принципиально различных типа стратегий: лидерства и имитации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В литературе насчитываются сотни определений термина «инновация», которые едины в одном - конечным результатом является «обновление» или «изменение». Были рассмотрены различные подходы к классификации инноваций. Современные теоретики делят инвестиции по признакам содержания или внутренней структуры, например, технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Инновационный проект – является одним из инструментов, посредством которого компания достигает своих целей, отличающийся от других инструментов своей новизной. Инновационная стратегия – это одна из составляющих частей общей стратегии компании, которая задает цели инновационной деятельности. Корпоративная стратегия состоит из различных функциональных направлений – производственная, маркетинговая, сбытовая, инвестиционная и инновационная. Последние проекты являются наиболее широко применяемыми в бизнесе.

Анализируя разные взгляды теоретиков на влияние экономического кризиса на внедрение инноваций, мы пришли к выводу, что их мнение, в основном, сходится в одном – инновационные проекты играют важную роль в преодолении экономического кризиса. Именно в условиях неблагоприятной внешней среды и финансовых проблем инновации могут стать инструментом преодоления трудностей и сохранения финансового равновесия бизнеса. Многие компании делают ошибку, отказавшись от вложений в инновации в период кризиса. Такие компании переживают экономический кризис, но впоследствии при стабилизации рынка, не могут занять доминирующие позиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 2011.
  2. Вагизова В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов: теория, методология и практика / В.И. Вагизова. - Казань: Изд-во КГУ, 2019. - 420 с
  3. Завалина П.Н., А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Инновационный менеджмент. Справочное пособие/ СПБ.: Наука, 2019, 511 с.
  4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. — 3-е изд. — М.:Экономика. — 28 8с.
  5. Королько А.А. Современная экономика предприятия: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: ЗАО «Веды», 2019.- 720 с.
  6. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2015., 620 с.
  7. Котлер Ф. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования / Ф. Котлер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. – 630 с.
  8. Кудинов Л.Г. Инновационные стратегии в переходной экономике.-М.: Рос. Экон. Акад., 2018. -250 с.
  9. Любимовая Е.В. Стратегия и регулирование инновационной деятельности. –М.: Прогресс, 2018. -260 с.
  10. Медынский В. Г., Ильдеменов С В., Реинжиниринг инновационного предпринимательства. — М.: ЮНИТИ, 2018. -420 с..
  11. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – М.: Прогресс, 20182. – 278 с.
  12. Пелих А.С. и др. Экономика предприятия и отраслей промышленности: учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2017. -238 с.
  13. Селезнева Н.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учеб. пособие. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. -368 с.
  14. Степаненко Д.М. Классификация инноваций. –М.: Финпресс, 2017. -266 с.
  15. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2018. – 367 с.
  16. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс. - М.: Экономика, 2017. - 272
  17. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М: Финансы и статистика, 2019. -226 с.