Файл: Стратегическое планирование..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждый метод по-своему трудоемкий, содержание тоже требует определенного времени для своей передачи и усвоения. Каждая форма рассчитана на определенную продолжительность. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе планирования. Во-первых, оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по планированию. Во-вторых, поскольку материально-техническая часть в ПТУ обеспечивается из разных источников (госбюджет и распределение фондов, хозрасчет и производительный труд учащихся, спонсирование и частные средства), то естественно, что она тоже должна проектироваться, т.е. быть объектом планирования, моделирования, проектирования и конструирования. В-третьих, материально-техническое обеспечение всегда было средством решения воспитательных целей, следовательно, оно должно планироваться как составная часть педагогических моделей, проектов и конструктов, идет ли речь о системах, процессах или ситуациях. В процессе проектирования следует добиваться достаточно полной материально-технической обеспеченности педагогических систем, процессов, ситуаций, концентрации их на главных направлениях деятельности, мобильного использования средств, их рационального сочетания, взаимозаменяемости. От материально-технического обеспечения планирования зависит простота самого планирования и реализации плана, удобство в деятельности педагогов и учащихся, устойчивость результатов воспитания и их надежность. Плохая материально-техническая база может свести на нет весь труд по педагогическому планирования. В этом случае любые модели, проекты, конструкты остаются в области педагогической фантазии. Правовое обеспечение планирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический план не может нарушить конституции республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственное управления образования. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного плана во взаимосвязи всех его составных частей. Установление связей идет непроизвольно. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим. Оно служит основанием, стержнем для объединения компонентов (эффект шампура при приготовлении шашлыка). Системообразующий компонент – это тот, который способен объединить все другие компоненты в целостное единство и стимулировать развитие. И при этом системообразующий компонент остается свободным сам и не мешает маневренности других компонентов. Только благодаря ему возможно создание новых устойчивых педагогических образований, так что определить его чрезвычайно важно. Содержательная стратегия педагогического планирования берет за основу цели и задачи воспитания личности и, сохраняя их неизменными, варьирует лишь содержание, методы и формы. Цели и задачи при этом берутся как исходные и объективно заданные. Педагог в этом случае ищет такие способы влияния на личность, которые бы побудили ее развиваться именно в соответствии с поставленными целями. Динамическая стратегия в качестве системообразующих компонентов берет возможности личности воспитанника и педагога. Логика мышления в данной стратегии состоит в том, что нужно исходить из объективно заданных возможностей участников систем, процессов и ситуаций и далее двигаться к определению целей, принципов, содержания, методов, средств и форм. Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой планирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления. Связи происхождения можно использовать при проектировании интегративного вида образования, или интегративного учебного предмета, или интегративного урока. При установлении связей между структурами, содержанием, методическими компонентами урока рождаются новые образования: новый вид образования (например, инженерно-педагогическое), новая дисциплина (экология), новый вид урока (интегративный урок). Связи построения затрагивают структуру, расположение частей, компонентов процесса. Используя их, в урок можно ввести знания из других дисциплин, увеличить или уменьшить, а также переставить местами компоненты. В сущности, проектируемый объект остается прежним, согласно плану, однако, он подвергается легкой модернизации. Связи содержания напротив, затрагивают сущность взаимодействующих компонентов – состава и содержания. Так, под влиянием передовых форм труда на производстве, особенностей применяемой технологии можно кардинально изменить методику производственного обучения будущих рабочих соответствующей специальности. Связи управления, сохраняя традиционный подход к объекту проектирования, позволяют его слегка изменить, приспосабливая к новой среде, к соседствующим системам, процессам и ситуациям. Например, такие связи устанавливаются, когда хотят сделать их профессионально целесообразными. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения. Мысленное экспериментирование применения плана – это проигрывание в уме созданного плана, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предполагаемого проявления индивидуальных качеств. Экспертная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика плана.


4. Этапы и формы стратегического планирования 

Выделяют три этапа (ступени) планирования: Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного плана, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. Каково происхождение идеи планирования образовательных программ? Первое основание: функция стратегического планирования состоит в создании условий для преобразования современной системы образования, в целях предоставления обществу более качественных образовательных услуг. Второе основание – современная парадигма, в которой система образования рассматривается как сфера услуг, удовлетворяющая образовательные потребности населения. Напомним, что логика построения рынка образовательных услуг непреложным образом диктует необходимость защиты прав потребителя. Среди его прав: право на информацию об услугах, право на выбор услуги, и право на гарантию качества производимых услуг. В системе образования эти потребительские права обеспечиваются действием образовательных программ и образовательных стандартов. Разнообразие программ и стандартов организует поле выбора образовательных услуг; образовательные программы создаются (в том числе) в целях информирования потребителя о существе услуг; и программы и стандарты выступают гарантом качества услуги (программы, в первую очередь, внутренним, стандарты – внешним). Главным основанием для возникновения такого механизма построения образовательных систем выступает ориентация на идеи дифференциации и индивидуализации. Это и есть третье основание. Следующая ступень планирования – создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Третий этап планирования – это конструирование или проектирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача. Формы педагогического планирования – это документы, которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций. Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы, их число и даже они сами могут меняться. Система форм стратегического планирования, типология планов, типологические признаки планов по (Е.С. Полат): Доминирующая в плане деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр. Характер координации плана: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников плана. Продолжительность выполнения плана. Структура плана может быть обозначена следующим образом: цель плана, его актуальность — источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) — результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) — презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.). Такие планы часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.  


Характер координации плана. 

По количеству участников планов можно выделить планы:

  1. личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  2. парные (между парами участников);
  3. групповые (между группами участников).

      По продолжительности выполнения стратегические планы бывают:

  1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  2. средней продолжительности (от недели до месяца);
  3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

В работе над стратегическим планированием, не только исследовательскими, но и многими другими, используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди них исследовательский метод занимает едва ли не центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Поэтому нам представляется важным кратко остановиться на характеристике этого метода. Исследовательский метод, или метод исследовательских планов, основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский стратегический план структурируется в соответствии с общенаучным методологическим подходом:

определение целей исследовательской деятельности (этот этап разработки проекта определяется учителем); выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала (предпочтительно, чтобы этот этап предусматривал самостоятельную деятельность учащихся в классе, например, в форме «мозговой атаки»); формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования; уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Реализация метода стратегического планирования и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки всех планов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа плана, так и от его темы (содержания), условий проведения. Другими словами, внешняя оценка плана (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы, в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные независимые внешние эксперты проводят постоянный мониторинг совместной деятельности. Следует остановиться и на общих подходах к структурированию стратегического плана: Начинать следует всегда с выбора темы плана, его типа, количества участников. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.) Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Необходимым этапом выполнения стратегических планов является их зашита, оппонирование. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.


Параметры внешней оценки плана:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника плана в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи участников стратегического плана;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного плана;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Заключение

     В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В соответствии с современной парадигмой, высшее образование должно носить опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое отражение в развитии стратегического планирования, реализуемого в соответствии с запросами и личными потребностями обучающихся.

2. Стратегическое планирование, возникшее как результат взаимодействия новых тенденций в развитии педагогических  теорий и инновационной практики, становится важнейшей составляющей педагогической деятельности  преподавателя. Результатом проектной деятельности преподавателя является педагогический план.

3. Стратегическое планирование имеет и нормативный, и творческий характер. В Стратегическое планировании могут проявляться различные виды творчества (моральное, дидактическое, технологическое, организационное) и организовываться в форме рационализаторского предложения и изобретения.

4. Планы различаются по виду деятельности (тип плана), по объему деятельности и охвату участников, деятельности, сложности и сфере применения.

5.Основными принципами стратегического планирования являются принципы человеческих приоритетов и саморазвития систем. Планирование включает несколько основных шагов: анализ объекта планирования, выбор формы планирования, теоретическое обеспечение планирования, методическое обеспечение планирования, пространственно-временное обеспечение планирования, материально-техническое обеспечение планирования, правовое обеспечение, выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, составление документов, мысленное экспериментирование, экспертная оценка проекта, корректирование плана, принятие решения об использовании плана.


Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления в условиях набирающих скорость перемен, происходящих в экономике и обществе. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных и образовательных учреждений привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.

Стратегический план необходим по многим соображениям:

· стратегический план - признанный в мировой практике элемент в системе нормативных актов, обеспечивающих регулированное развития, он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

· в условиях продолжающихся социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры к международным требованиям;

· разработка стратегического плана создает единый вектор усилий всех активных сил и ресурсов образовательного учреждения;

· наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

В соответствии с согласованными стратегическими направлениями в плане разработаны долгосрочные целевые программы, включающие в себя комплекс мероприятий и проектов, реализация которых должна привести к достижению поставленных целей.

В Стратегический план включен блок механизмов управления его реализацией - нормативно-правовых, организационных, информационных. Для обеспечения мониторинга и оценки, формирования обратной связи в ходе выполнения отдельных этапов в план включается система измеримых количественных индикаторов.

Список использованной литературы:

  1. Александрова Е. С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб, 2000.
  2. Взятышев В. Ф. Методология проектирования в инновационном образовании // Инновационное образование и инженерное творчество: Сб. – М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 1995.
  3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,1989.– с.5
  4. Богуславский А. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития // Рынок ЦБ-2008 г.;
  5. Завгородная А.В., Ямпольская Д.О. Стратегическое планирование. - Спб.: «Питер» 2002. - 270 с.
  6. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. – М.: Знание, 1987.
  7. Замятин Б, Семенов И. О сущности стратегического планирования. //Российский журнал. - 2003. - № 3. - С.15-18.
  8. Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика. -- М.: Финансы и статистика, 2001.- 320 с.
  9. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 2004. - 408 с.
  10. Ковальков Ю. А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии - М.: Машиностроение, 2001.-320 с.
  11. Ламбен Жан-Жак. Стратегическое проектирование. Европейская перспектива. - Спб.: Наука, 1999. - 659 с.
  12. Пешкова Е.П. Анализ деятельности. Практические рекомендации, методические основы, порядок проведения. М., 1999.- 80 с.
  13. Ромат Е.В. К вопросу об оценке эффективности планирования стратегии // - 2001. - № 53. - С.20-23.
  14. Чухломина И.В. Стратегическое планирование. - М.: Экономика, 2003.-150 с.