Файл: Источники корпоративного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 759

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Своевременность исследования выбранной темы реферата и востребованность полученных результатов проявляются одновременно, как минимум, в трёх аспектах.

1. Социально-экономический аспект.

Современное развитие различных отраслей экономики невозможно без достаточного уровня функционирования корпораций. В современных экономических условиях акционерные общества являются одной из наиболее оптимальных форм осуществления предпринимательской деятельности.

Общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и деятельностью акционерного общества, многообразны и различны по своей природе и содержанию, но их в целом можно назвать корпоративными отношениями.

Корпоративные отношения — это система отношений, складывающихся между участниками объединения (акционерами) и обособленным от акционеров аппаратом управления (менеджментом), а также между менеджментом и другими заинтересованными лицами такого объединения (работниками, партнерами, государственными органами и проч.) и являющихся результатом компромисса интересов объединения, его участников и менеджмента.

2. Доктринальный аспект.

В связи с вышеизложенным, возникает острая необходимость в правовом исследовании темы организации прямого смешанного сообщения.

К числу нерешенных проблем современной цивилистической науки можно отнести:

  • отсутствие единства взглядов на источники корпоративного права;
  • отсутствие единого научного подхода к регулированию корпоративных правоотношений;

3. Правоприменительный аспект.

Отсутствие должной правовой регламентации корпоративных правоотношений, очевидно, сказывается на общем увеличении количества споров, вытекающих из них.[1] Кроме того, складывающуюся при разрешении дел данной категории судебную практику нельзя назвать единообразной.

Степень научной разработанности темы исследования.

Среди авторов посвятивших свои работы данной проблеме следует выделить :В.В. Гущина, С.Л. Зивс, Т.В. Кашанину, А.А. Кириловых, И.А. Еремичева, И.М. Хужукова, Е.Ю. Кулиниченко, О.А. Макарова, Н.Н. Пахомова, А.Б. Бабаева, А.Ю. Бушева, А.Н. Варламова, С.А. Галашина К.Н. Хлопотина.

Цель и задачи исследования

Цель исследования: выявление особенностей правового регулирования корпоративных правоотношений.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:


  1. Определить источники корпоративного права;
  2. Выявить особенности системы источников корпоративного права и их роль в регулировании данных правоотношений.

Глава1. Источники корпоративного права и их значение

1.1. Корпоративные нормы.

Под источниками права в специально правовом смысле понимается внешняя форма выражения права. Источниками корпоративного права являются внешняя форма выражения, метод закрепления корпоративных правовых норм, иными словами, то, где содержатся нормы корпоративного права.

Корпоративные нормы – один из видов норм. Они подготавливаются органами управления корпорацией и направляются ее участникам.

Корпоративные нормы — это правила, закрепляемые различными органами управления организации в их актах и охраняемые мерами социального воздействия, это особый вид социальных норм, направленных регулировать отношения, которые складываются между членами и участниками данных корпораций.[2]

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волеизьявление участников общественных объединений, полномочия, объем прав и обязанностей их участников и т.д. Общие черты правовых норм и норм общественных организаций состоят в том, что они содержат внятные, конкретные правила поведения, закреплены в специальных актах и представляют собой совокупность норм. Корпоративные правовые нормы схожи с правовыми нормами тем, что они имеют обязательный для всех участников корпорации характер, обладают определённым набором средств защиты от нарушения. Подтверждение этому решение АС Иркутской области от 11.07.2017 [3]

Разница между правовыми и корпоративными нормами состоит в том, что нормы права издаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, а нормы корпораций принимаются ими самостоятельно. Нормы права имеют основополагающее значение по отношению к корпоративным. «Корпоративные нормы регулируют только внутренние действия и цели данной общественной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной корпорации, гарантии соблюдения норм.


Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им деятельности общественных объединений. Закон «Об общественных объединениях» предусматривает, что нарушение уставных норм или осуществление объединениями деятельности, противоречащей нормам уставов, является основанием для приостановления и ликвидации деятельности данного объединения.

Правовые и корпоративные нормы могут содействовать в сфере установления правоспособности различных организаций. Корпоративные нормы организаций могут содержаться в нормативных актах, издаваемых совместно с государственными органами. В этом случае они приобретают значение нормативного правового акта. При возникновении правовых коллизий, безусловно, корпоративные нормы не могут ни в каком случае иметь приоритета перед правовыми нормами.[4]

1.2. Корпоративные обычаи, обыкновения.

Источники корпоративного права – это способ выражения корпоративных правовых норм. Следует выделить следующие основные виды форм корпоративного права: 1) корпоративные обычаи, 2) корпоративные деловые обыкновения, 3) корпоративные прецеденты и 4) корпоративные нормативные акты.

Корпоративный обычай – это обычай, действие которого обеспечивается мерами воздействия со стороны корпорации.

Для обычаев как источников корпоративного права характерны черты:

Во-первых, обычай связан с длительным и однообразным соблюдением данных правил, что и перерастает в привычку.

Во-вторых, обычаю характерна массовость исполнения. Его запросы человек распространяет не только на других, но и на себя.

В-третьих, обычаи отличаются целесообразностью, т. е. предлагают вариант поведения, наиболее положительно соответствующий реальной обстановке.

В-четвертых, обычай почти никогда не отрицают добрым нравам (нормам морали) и государственному порядку (нормам закона).

От обычая как источника корпоративного права не следует отказываться не только в небольших организациях, где он используется в качестве основного, но и в крупных корпорациях, хотя там сфера его применения уже, да и касается менее значимых вопросов. Обычай как источник корпоративного права имеет немало положительных качеств. К ним относятся следующие:[5]

1) обычай возникает не «сверху», а «снизу», поэтому его содержание удерживается в производственных условиях. Он в полной мере, нежели другие источники корпоративного права, выражает волю субъектов;


2) обычай посылает те логичности человеческого существования, особенности конкретного коллектива, и следовательно он более объективен, чем корпоративный акт или прецедент, закрепление которых не обходится без привнесения личностных моментов. 3) обычай воплощается в устной форме и, как всякая устная речь в отличие от письменной, выражается простым языком, имея несложное и доступное строение;

4) обычай отличает высокая степень факультативности в исполнении, так как он основан на привычке, т. е. как бы на автономных действиях. Кроме того, добровольность гарантируется в значительной мере массовостью исполнения, что не оставляет человеку места для критического осмысления обычая ;

5) обычай содействует накоплению и передаче ценных частей группового опыта, прогнозирует растрату добытой многими годами коллективных знаний..[6]

Однако, обычай как источник корпоративного права не лишен недостатков. Отметим следующее:

1) закостенелость, присущая ему в силу его слабого развития, относительная невыразительность, связанная с тем, что он сохраняется в сознании людей, которое меняется очень равномерно. На данный счет есть одна общая закономерность: чем ниже уровень развития общества, тем люди более терпимы к закостенелости обычая. Однако с увеличением этого уровня увеличивается ход общественной жизни и обычаи соответственно становятся менее нужными. Например, обычай чинопочитания. Имеющий абсолютное значение в армии, в хозяйственной жизни он сейчас во многих случаях малопригоден. Не только потому, что работники теперь зачастую сами являются участниками или хозяйственного общества, или товарищества, но и потому, что хозяйственные задачи все усложняются и их чаще всего удается решать коллективными, причем квалифицированными усилиями, а не путем беспрекословного выполнения приказа вышестоящего начальника;

2) обычай служит орудием поддержания закостенелых социально-бытовых явлений и исходит из позиции различия.

3) обычай не отличается ясностью, его содержание в известной мере зависит от личных взглядов людей, его использующих. В самом деле, сколько ждать сменщика? Пять, десять, пятнадцать минут, а может быть, час?[7]

4) обычай трудно определить, так как он передается из уст в уста и не имеет письменного закрепления.

Итак, когда мы определяем обычай как источник корпоративного права, то, с одной стороны, тем самым определяем на материал, из которого достаём знания о корпоративных нормах, а с другой – истолковываем наличие компетенций у органов управления корпораций с надлежащим образом отреагировать: поощрив в случае исполнения обычая либо наказав при его несоблюдении[8]


Деловые обыкновения – это нормы поведения, складывающиеся в практической производственной деятельности организаций и регулирующий повседневную жизнь работников организации.

Иначе деловое обыкновение можно обусловить как устоявшуюся практику, заведенный порядок дел.

Деловые обыкновения могут быть зафиксированы письменно. Так, например, в Правилах учебного распорядка многих высших учебных заведений фиксируется обязанность студентов приветствовать преподавателя стоя. Однако все же чаще деловые обыкновения передаются путем копирования фактических действий.

1.3 Корпоративный нормативный акт как основной источник корпоративного права

Корпоративный нормативный акт – один из первых, наиболее информативных источников корпоративного права. Корпоративные акты, которыми разрешаются соответствующие дела, в отличие от нормативных актов называются корпоративными индивидуальными актами. Корпоративные нормативные акты, как и с актами законодательными, содержат юридические основания для разрешения индивидуальных дел.[9]

Корпоративные нормативные акты – это документы органов управления корпорации, содержащие корпоративные нормы.

Корпоративные акты создаются имеющимися на предприятии органами управления, уполномоченными в решении тех или иных вопросов производственной и социальной жизни сотрудников организации. В них в той или иной мере должна выражаться воля сотрудников, здесь проистекает их властность, даже некоторая авторитарность, а также официальность и обязательность.

Корпоративный акт обладает следующими особенностями.

Во-первых, он имеет нормативный характер, т. е. в нем либо устанавливаются корпоративные нормы, либо изменяются, либо прекращается их действие.

Во-вторых, корпоративный акт должен вноситься органом управления только в пределах своих полномочий, иначе по одному и тому же вопросу в организации будет существовать несколько нормативных актов, между которыми обнаружится несхожесть либо противоречия. Все это не способствует должному регулированию корпоративных отношений. Подтверждается решением АС Челябинской области от 29.12.2016[10]