Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
Введение
Понятие всегда стоит за раскрытием темы и такая тема как правовое регулирование аффилированности должно быть раскрыто, так как по мне данной теме не_уделяется должного внимания. Тем самым я подразумеваю что данной теме стоит уделить большее внимание и зафиксировать, а точнее дополнить законодательство сделав дальнейшие правоотношения связанные с данной темой более простыми в плане их разрешения. Ну а в данном реферате мы затронем лишь наиболее значимые темы.
Понятие аффилированности
В российском законодательстве термин «Аффилированность» впервые появился в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. Однако определения аффилированных лиц закон не дал, сделав отсылку на антимонопольное законодательство. И лишь 06.05.1998 г. в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены соответствующие изменения.
В статье 4 Закона о конкуренции указано, что аффилированные лица – это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются: член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; собственники данного юридического лица; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; и т.д.
Перечень лиц, признаваемых аффилированными, достаточно широк. Расширяется он за счет понятия "группы лиц". Определение группы лиц также дается в статье 4 указанного Закона: группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
- лица совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
- далее смотреть закон «О конкуренции»
Таким образом, необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между физическим или юридическим лицом и его аффилированным лицом. Причем эти отношения могут быть имущественными, договорными, организационными, родственными.
Аффилированность как предмет корпоративного права
Корпоративное законодательство регулирует аффилированность хозяйствующих субъектов, организованных по корпоративному принципу.
Правовое регулирование аффилированности, осуществляемое до настоящего времени законодательством о конкуренции, имеет рудиментарный характер и вызывает обоснованную критику специалистов. Действительно, несмотря на определение этого понятия в ранее действующем Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"[1], сама аффилированность и ее последствия, по сути, никогда не были предметом антимонопольного регулирования: в законодательстве о защите конкуренции отсутствовали положения о специфике антимонопольного контроля за деятельностью аффилированных лиц, об учете их влияния при оценке состояния конкурентной среды, о возможности воздействия на лиц, являющихся аффилированными. Органы Федеральной антимонопольной службы РФ не могут применить никаких правовых механизмов к аффилированным лицам, за исключением тех из них, которые относятся к группе лиц. Эти обстоятельства, в частности, стали одной из причин выведения категории аффилированности из сферы антимонопольного регулирования (в Законе о защите конкуренции 2006 г. не содержатся нормы, касающиеся аффилированности, за исключением положений о группе лиц).
В настоящее время категория аффилированности используется в корпоративном праве в следующих случаях:
1) при определении лиц, заинтересованных в совершении хозяйственным обществом сделки (ст. 81 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);
2) при определении независимых директоров, имеющих право принимать решение о совершении акционерным обществом с числом акционеров более 1000 сделки, в совершении которой имеется заинтересованность (ст. 83 Закона об АО);
3) при определении перечня лиц, информация о которых предоставляется участниками хозяйственного общества этому обществу (ст. 82 и 93 Закона об АО, ст. 45 Закона об ООО);
4) при установлении перечня лиц, информация о которых хранится и раскрывается хозяйственным обществом (ст. ст. 89 и 93 Закона об АО, ст. 50 Закона об ООО);
5) при определении лиц, обязанных в соответствии с гл. XI.1 Закона об АО соблюдать определенный порядок приобретения более 30% акций открытого акционерного общества.
Представляется, что наибольшая востребованность категории "аффилированность" в корпоративном законодательстве определяет необходимость разработки базового понятия аффилированности именно для этой сферы правоотношений.
В связи с этим, с нашей точки зрения, заслуживает поддержки позиция о закреплении в федеральном законе (возможно, в ГКРФ, в разделе, посвященном юридическим лицам) понятия аффилированности, обозначающего экономическую зависимость хозяйствующих субъектов. Данная позиция нашла воплощение в проекте изменений в ГК РФ, который был принят в первом чтении Государственной Думой. Даннымзаконопроектомпредусматривается введени ест. 53.2 в параграф 1 главы 4 ГК РФ (общие положения о юридических лицах), в которой предлагается закрепить понятие "аффилированность".
Имеют место и иные позиции. Так, Д. Мурзин и В. Прохоренко, отмечая недостатки существующего порядка определения аффилированных лиц, утверждают, что для последовательного разделения антимонопольного и корпоративного законодательства "наиболее эффективным представляется полный отказ от категории "аффилированные лица" в корпоративном праве. В сделках с заинтересованностью должны применяться свои критерии, что не исключает ответственности за нарушение антимонопольного законодательства"[2]. Авторы при этом не предлагают нового понятия и критериев его использования применительно к сделкам с заинтересованностью, а также не затрагивают другие случаи применения института аффилированности в корпоративном законодательстве. В связи с этим приведенная точка зрения не представляется нам до конца разработанной.
Имеется противоположное мнение. Так, А.В. Анисимов, проводя сравнительный анализ немецкого и российского законодательства, выделяет следующее главное отличие: немецкое антимонопольное право не устанавливает новых форм зависимости, а опирается на форму, закрепленную корпоративным правом. При этом немецкое антимонопольное регулирование успешно достигает своих целей, устанавливая специальные ограничивающие механизмы (ограничение слияний), а также признает статус связанных предприятий как единого субъекта[3]. Автор полагает, что закрепление отдельной формы зависимости в рамках антимонопольного права излишне, так как она является лишь частным проявлением понятия "аффилированные лица" и при этом направлена, так же как и указанное понятие, на отслеживание экономической зависимости между хозяйствующими субъектами[4].
Моя точка зрения состоит в том, что базовое понятие аффилированности все же следует закрепить в корпоративном праве, а для достижения наибольшей эффективности правового регулирования это базовое понятие должно быть изменено, дополнено в различных отраслях законодательства в соответствии со специфическими целями конкретной отрасли.
Аффилированность - англоязычный термин(to affiliate, affiliated company, affiliation), который обозначает взаимоотношения между двумя и более хозяйствующими субъектами, основанные на различных формах экономической зависимости и контроля.
Базовое понятие аффилированности можно вывести из Закона РСФСР о конкуренции 1991 г., в соответствии с которым аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Соответственно, аффилированностью следует считать взаимоотношения между двумя и более хозяйствующими субъектами, основанные на различных формах экономической зависимости.
В доктрине аффилированные лица определяются как лица, которые "в результате приобретения определенного пакета акций АО, либо в силу своего должностного положения в обществе (члена совета директоров, исполнительного органа), либо в силу иных обстоятельств могут в той или иной степени контролировать деятельность общества"[5].
К общим признакам аффилированных лиц, по мнению К.Ю. Тотьева, следует отнести:
- состав аффилированных лиц;
- основания аффилированности;
- степень зависимости одних лиц от других;
- правовую форму этой зависимости.
При этом автор под составом аффилированности понимает предусмотренный Законом исчерпывающий перечень признаков, характеризующих конкретное лицо как аффилированное; под основанием аффилированности - юридические факты, позволяющие в соответствии с законом отнести того или иного субъекта к аффилированным лицам[6].
Основания аффилированности
Причиной зависимости одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности от другого с точки зрения законодательства могут быть отношения различного рода:
- имущественные, основанные на преобладающем участии в уставном капитале хозяйственного общества;
- договорные, основанные на наличии договорных обязательств, позволяющих одной стороне определять условия ведения предпринимательской деятельности другой стороной (например, договор кредита с залогом имущества);
- организационно-управленческие, в частности, основанные на участии физических лиц в органах управления юридических лиц;
- родственные.
Законодатель отдельно выделяет аффилированных лиц юридического и физического лица.
Аффилированными лицами юридического лица в соответствии с положениями Закона о конкуренции являются:
- член его совета директоров или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
- лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
- юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
В правовой литературе неоднократно указывалось на недостатки определения аффилированности в российском законодательстве[7].
Во-первых, исходя из используемой в законодательстве юридической техники следует сделать вывод об односторонней аффилированности, поскольку аффилированными лицами признаются только лица, которые оказывают влияние на других лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Заметим, что в законодательстве других стран к числу аффилированных традиционно относят контролирующих, подконтрольных и находящихся под общим контролем лиц. Во-вторых, в Законе РСФСР аффилированные лица физического лица определены только применительно к физическому лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью. При этом аффилированными лицами физического лица все же признаются лица, принадлежащие к той же группе лиц, к которой принадлежит данное лицо. Получается, что в самом Законе заложено противоречие, так как в группу лиц могут входить не только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но и не являющиеся предпринимателями. Кроме того, владение акциями само по себе не может считаться предпринимательской деятельностью, в связи с чем из определения аффилированных лиц формально выпадает такая категория, как акционеры - физические лица. Судебная практика при квалификации лиц как аффилированных противоречива. В одних случаях суды исходят из буквального толкования ст. 4 Закона РСФСР о конкуренции 1991 г., обосновывая позицию тем, что признание аффилированности по отношению к физическому лицу возможно, только если физическое лицо имеет статус предпринимателя[8]. В других случаях, когда физические лица являются аффилированными по критерию принадлежности к одной группе лиц, суды признают аффилированность и у физического лица, не осуществляющего предпринимательской деятельности[9]. В-третьих, к достоинствам Закона РСФСР о конкуренции 1991 г. нельзя отнести определение категории аффилированности через категорию "группа лиц". Конструкция ст. 4 указанного Закона такова, что группа лиц содержится внутри категории "аффилированные лица". Группа лиц оказывается как бы поглощенной аффилированностью.