Файл: Профессиональное выгорание и способы его профилактики..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕРМИН «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ»: ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, СИМПТОМЫ, СТАДИИ, ФАЗЫ
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСКУРСОВОДА
2.1. Группы профессионального риска
2.2. Стресс-факторы экскурсионной деятельности
2.3. Снижение риска профессионального выгорания экскурсовода
Помимо приведенных выше рекомендаций экскурсовод может использовать и другие популярные методики. Например задать себе вопрос: «Какие 10 мер я принял за последние полгода, чтобы моя работа стала интереснее для меня?», к этому методу также подойдут часть пунктов приведенных выше. Также можно применить опросник Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой., который содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Этот опросник создавался для представителей разных профессий. Экскурсовод может использовать опросник для преподавателей. Как основу. Или частично заменить часть утверждений.
2.5. Итоги раздела
В данном разделе мы рассмотрели группы профессионального риска и определили. Что экскурсоводы относятся к первой, как работники коммуникативной профессии, но их функционал также отражается и в других группах.
Затем определили организационные, личностные и поведенческие стресс факторы экскурсионной деятельности. Поскольку работа экскурсоводом требует большого общения с людьми, а также их безопасность в ходе маршрута, экскурсовод должен обладать стрессоустойчивостью и ответственностью за свои действия. Это и является важными стимулами происхождения профессионального выгорания. Чтобы его преодолеть, обратимся к третьему подразделу работы.
Здесь мы выявляем свойства экскурсовода по снижению риска и выясняем, что не все люди, которые работают в той или иной профессии подходят ей. Чтобы работа приносила удовольствие, ей необходимо соответствовать. Для этого работник должен развивать в себе базисные личностные свойства и профессиональные умения, при их наличии работа станет гораздо интереснее. Помимо этого в 3 подразделе мы составили план поведения экскурсовода с группой, который при переработке может пригодиться и другим социальным профессиям.
В 4 подразделе мы рассмотрели методики профилактики профессионального выгорания, а также дали собственные рекомендации для их предотвращения. На данный момент в мировой практике существует большое количество методологических разработок, которые выявляет симптомы и степень выгорания, это способствует пониманию упущенных моментов, в связи с чем можно разработать способы борьбы с ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая тему профессионального выгорания, даже столь краткий анализ показал, что имеющиеся работы и исследования, до сих пор до конца не сформировали четкую концепцию по понятиям, недостаточно выработаны термины. Как мы видели во втором подразделе, одно и то же явление разными авторами называется по-разному. В данной работе этот термин был назван «профессиональное выгорание», хотя другие авторы используют как синоним понятия: синдромом «эмоционального выгорания», «эмоциональное угасание», «профессиональное угасание» и т.д.
Очень много исследований посвящено причинам, симптомам, фазам, этапам, стресс-факторам, что, безусловно, является важным в изучении этой темы, но при этом, как будто в тени все же остается сама профилактика и реабилитация специалистов разных профессий.
Как показывает данная работа, разработка проблемы профессионального выгорания актуальна для лиц, чья профессиональная деятельность связана с массовыми профессиями, основанных на общении, с одной стороны, и большой личной ответственностью за результаты своего труда, с другой. В данной работе мы выделили профессию экскурсовод.
Профессиональную культуру экскурсовода можно описать, оценивая все составляющие его деятельности. Это значит, что необходимо учесть, что он сознает социальную значимость своей работы, ставит перед собой цели и задачи, владеет способами решения экскурсионных задач и ориентируется в своей профессии, несет большую ответственность. Экскурсовод, как специалист должен заботиться о своих профессиональных качествах, что является для него большой нагрузкой, которая приводит к признакам: истощения, личностной отстраненности и падению самооценки.
Таким образом, в экскурсионной деятельности, факторов, способных спровоцировать формирование профессионального выгорания более чем достаточно.
В этой связи, изучение этого понятия его характеристик в профессиональных сферах деятельности становится актуальной и востребованной задачей.
Поэтому целью данной работы были варианты влияния понятия профессионального выгорания на сотрудника в сфере культуры (а именно экскурсовода), и способы профилактики стресса в данной сфере.
В первом разделе работы мы рассмотрели теоретические аспекты зарождения термина и его историческую ретроспективу, его симптоматику, стадии причины. Но как описывалось выше, каждый исследователь рассматривает эту тему по своему, поэтому нет связанности.
Во втором разделе работы мы приблизились к экскурсионной деятельности. Отметили ее важные особенности и выделили стресс-факторы. На этапе снижения риска, самой важной частью было выделить функциональный план поведения с группой, составив его, выяснилось, что при некоторых изменениях этот план можно использовать и в других культурно-массовых профессиях.
В 4 подразделе возникли самые большие сложности, поскольку понятийный аппарат полностью не выработан, методик существует много, и вроде каждая направлена на определённую профессию, но только он выявляют само профессиональное выгорание, а не «лечат» его. В этом подразделе мы попытались дать наиболее ценные советы для преодоления выгорания, которые также могут применять в других видах деятельности.
Отдельно хочется выделить, что зачастую вероятность возникновения профессионального выгорания наиболее высока у тех кто не предрасположен к данной работе, а возможно только начинает свое профессиональное становление, для этого, как описывалось в подразделе 2.3. необходимо приобрести не только профессиональные, но и соответствующие базисные личностные свойства.
В заключении данной работы следует сказать. Что работа над темой профессиональное выгорание продолжается и требует более углубленного изучения.
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература:
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром Выгорания: Диагностика и профилактика. СПб.: питер, 2008.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002.
- Нестерова О.В. Управление стрессами. МФПУ «Университет», 2012.
- Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2006.
Статьи:
- Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / Под ред. Г. С. Никифорова.СПб., 2001.
- Профессиональное выгорание в массовых профессиях - постановка проблемы// Попов В.В.// Журнал Вестник Университета Российской академии образования. 2015.
- Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания: метод. пособие / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И. Ачекуловой. – Красноярск, 2017.
- Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания// Международный неврологический журнал. 2007. №11
Интернет-ресурсы:
- https://zen.yandex.ru/media/id/5b55bb6e9d6d6f00aa31e8ef/stadii-emocionalnogo-vygoraniia-5df71efa9515ee00b1ad3263?utm_source=serp
- https://psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/vygoranie-istoriya-termina-interesnye-issledovaniya-i-rekomendatsii-k-deystviyu/
- https://l-pankova.ru/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya-opredelenie-kratkaya-istoriya-voprosa/
-
Профессиональное выгорание в массовых профессиях - постановка проблемы// Попов В.В.// Журнал Вестник Университета Российской академии образования. 2015. ↑
-
Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. ↑
-
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / Под ред. Г. С. Никифорова.СПб., 2001. ↑
-
Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2006. ↑
-
https://psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/vygoranie-istoriya-termina-interesnye-issledovaniya-i-rekomendatsii-k-deystviyu/ ↑
-
https://l-pankova.ru/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya-opredelenie-kratkaya-istoriya-voprosa/ ↑
-
Нестерова О.В. Управление стрессами. МФПУ «Университет», 2012. ↑
-
Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания// Международный неврологический журнал. 2007. №11 ↑
-
https://zen.yandex.ru/media/id/5b55bb6e9d6d6f00aa31e8ef/stadii-emocionalnogo-vygoraniia-5df71efa9515ee00b1ad3263?utm_source=serp ↑
-
Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. ↑
-
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб., 1999. ↑
-
Приводится по Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. ↑
-
Профилактика эмоционального выгорания у специалистов организаций социального обслуживания: метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Е.В. Суворова; под ред. Л.И. Ачекуловой. – Красноярск, 2017. ↑
-
Частично: Нестерова О.В. Управление стрессами. МФПУ «Университет», 2012. ↑
-
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром Выгорания: Диагностика и профилактика. СПб.: питер, 2008. ↑