Файл: Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • использовать по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц (п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);
  • использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (п. 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);
  • участвовать в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Условие седьмое: органам (должностным лицам), осуществляющим ОРД, запрещается (ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД):

  • проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
  • принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
  • разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
  • фальсифицировать результаты ОРД.

Частные условия проведения ОРМ могут быть сведены в следующие группы.[7]

1. Условия проведения ОРМ в отношении отдельных должностных лиц. Согласно ст. 91 Конституции РФ неприкосновенностью обладает Президент РФ.

Поскольку Конституция РФ прямо закрепляет неприкосновенность Президента РФ, не определяя ее понятие и пределы, его иммунитет следует рассматривать как полную неприкосновенность. Это означает, что Президент РФ не может быть привлечен к уголовной, административной и гражданской ответственности, подвергнут насильственному досмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы. Недопустимо проведение ОРМ в отношении Президента РФ. Однако гарантия его неприкосновенности действует только в период нахождения в должности, о чем свидетельствует норма п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК РФ, допускающая возбуждение уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ.


В течение всего срока полномочий неприкосновенностью обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Они не могут быть без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку (ст. 98 Конституции РФ; ч. 1—3 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Однако неприкосновенность парламентария не означает его освобождение от ответственности за совершенное правонарушение, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности[8]. Следовательно, проведение ОРМ может ограничиваться только действиями, составляющими собственно депутатскую деятельность. Если речь идет о совершении парламентарием преступления (государственная измена, незаконное хранение огнестрельного оружия, убийство и др.), то такие действия заведомо не составляют собственно депутатскую деятельность, а соответственно, и проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность занимав мых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, средств связи, допустимо и без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Кроме того, ограничение неприкосновенности является оправданным в том случае, если участнику ОРМ неизвестен статус его объекта. С момента, когда стало известно о том, что ОРМ, ограничивающие конституционные права, проводятся в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, они должны быть прекращены. Не подлежат прекращению ОРМ, проводимые в отношении объектов, не обладающих депутатской неприкосновенностью, даже в тех случаях, когда в сферу деятельности мероприятия попадает член Совета Федерации или депутат Государственной Думы.

Неприкосновенность предоставлена только парламентариям федерального уровня. Депутаты законодательных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления не обладают статусом неприкосновенности, законодательно закреплен лишь особый порядок производства по уголовным делам или делам об административных правонарушениях при совершении такими лицами соответствующего правонарушения.


В частности, в случае привлечения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения ОРМ в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении ОРМ в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный федеральными законами (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Конституция РФ (ст. 122) закрепляет неприкосновенность судей. Неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений)[9].

Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого:

  • в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ;
  • в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу ОРМ и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.


При рассмотрении вопроса о производстве в отношении судьи ОРМ квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывает в даче согласия на производство указанных мероприятий (ч. 7, 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Исходя из рассмотренных законодательных норм, не исключается возможность проведения в отношении судьи ОРМ, которые не связаны с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Допускается и вынужденное вторжение в жилое или служебное помещение при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление. Это относится, например, к случаям выявления и пресечения фактов взяточничества, когда задержание с поличным происходит в жилом или служебном помещении.

Кроме того, Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения п. 7 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД как допускающие рассмотрение материалов о проведении в отношении судьи районного суда ОРМ, связанных с ограничением его гражданских прав или нарушением его неприкосновенности, судебной коллегией в составе трех судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа не по месту проведения ОРМ и не по месту нахождения компетентного органа, ходатайствующего об их проведении, не противоречащими Конституции РФ, поскольку (по конституционно-правовому смыслу этих положений в системе действующего правового регулирования) предполагается, что при наличии обоснованных опасений относительно возможности рассекречивания планируемых ОРМ соответствующие материалы подлежат направлению для рассмотрения в равнозначный суд, который определяется решением Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, принятым по ходатайству органа, осуществляющего ОРД[10].

Указанные гарантии неприкосновенности судей распространяются на присяжного и арбитражного заседателей в период осуществления ими правосудия.

Проведение ОРМ в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Полученные в ходе ОРМ (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).[11]


Данное законодательное положение не следует рассматривать как ограничение на проведение в отношении адвоката любых ОРМ. Положение данной нормы необходимо рассматривать в контексте наименования и смысла ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» «Адвокатская тайна», а именно обеспечения адвокатской тайны, т. е. сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права любого гражданина, по общему правилу требует судебного решения, что соответствует требованиям ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Что касается ОРМ, не связанных с ограничением указанных прав, судебное решение необходимо только в том случае, если при их проведении предполагается получение сведений, предметов или документов, входящих в производство адвоката по делам его доверителей[12].

Законодательством РФ определены особенности привлечения к уголовной ответственности прокуроров органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

В ст. 42 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом РФ. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Неприкосновенностью обладает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).