Файл: Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне.

Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п. Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет.
 

1. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Законодатель в ст. 7 ФЗ об ОРД закрепляет перечень оснований проведения ОРМ, наличие которых является важнейшей гарантией соблюдения законности и прав граждан при их осуществлении. Кроме того, результаты только тех ОРМ, которые были проведены при наличии установленных в законе оснований, могут быть признаны допустимыми доказательствами в суде.

Рассматривая основания проведения ОРМ, прежде всего необходимо остановиться на их понятии и классификации.

Е. С. Дубоносов определяет основания проведения ОРМ как содержащиеся в поводах фактические данные о непосредственных признаках общественной опасности и противоправности деяния, требующие оперативного реагирования, при этом под поводом подразумеваются поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления), которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений.[1]

Основания проведения ОРМ условно могут быть разделены на две основные группы:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.


Поводы, основания и порядок возбуждения уголовного дела регламентированы разд. VII УПК РФ. В соответствии со ст. 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198—1992 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

  1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данные сведения могут поступать в правоохранительные органы по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов;
  2. событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Для того чтобы данные сведения действительно послужили основанием для проведения ОРМ, необходимо документальное их оформление, т.е. повод;
  3. лицах, скрывающихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания. Данные сведения могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск;
  4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от родственников, близких лиц пропавшего либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций;
  5. поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания, а также указанием прокурора и определением суда, по делам, находящимся в их производстве. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению;
  6. запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД;
  7. постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица;
  8. запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ;

Сведения как основания проведения ОРМ представляют собой известия, сообщения или иную информацию, в результате которой сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативный интерес.[2]

[3]

2. Условия применения оперативно-розыскных мероприятий

Е. С. Дубоносов определяет условия проведения ОРМ как установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительное выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного ОРМ и гарантирует соблюдение принципов ОРД [4]

Общими условиями проведения ОРМ являются следующие.

Условие первое: ОРМ могут проводиться только теми субъектами, которые обладают правоспособностью в сфере ОРД.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 13 ФЗ об ОРД на территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:

  • органов внутренних дел Российской Федерации;
  • органов федеральной службы безопасности;
  • федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны;
  • таможенных органов Российской Федерации;
  • СВР России;
  • ФСИН России;
  • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органа внешней разведки Минобороны России.

Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы (ч. 3 ст. 13 ФЗ об ОРД).

В частности, в органах внутренних дел оперативными подразделениями являются следующие:

  • подразделения уголовного розыска;
  • подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • подразделения собственной безопасности;
  • подразделения по противодействию экстремизму;
  • подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы;
  • подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения;
  • оперативно-поисковые подразделения;
  • подразделения специальных технических мероприятий;
  • подразделения оперативно-розыскной информации;
  • подразделения организации ОРД;
  • оперативно-сыскные подразделения;
  • межрегиональные оперативно-розыскные отделы (отделения);
  • подразделения специального назначения[5]

Физическим и юридическим лицам, не уполномоченным на то ФЗ об ОРД, проведение ОРМ запрещается (ч. 6 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Условие второе: органы, осуществляющие ОРД (их оперативные подразделения), могут проводить ОРМ в пределах тех полномочий, которыми они наделены (ст. 1 ФЗ об ОРД). Эти полномочия определяются соответствующими нормативными правовыми актами, закрепляющими функции каждого органа.

Условие третье: проведение ОРМ субъектами ОРД допускается на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД).

Территорией РФ являются суша, недра, водное и воздушное пространство в пределах Государственной границы России, территориальное море и воздушное пространство над ним в пределах 12-мильной зоны, исчисляемой от линии наибольшего отлива, а также вертикальная поверхность в пределах государственной границы и территориальных вод (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ; ст. 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).

Законодатель предоставляет право органам, осуществляющим ОРД, осуществлять ОРМ и за пределами территории РФ в отдельных случаях либо для решения поставленных перед конкретным органом задач.

В частности, применение методов разведывательной деятельности органов внешней разведки Российской Федерации (СВР России и органа внешней разведки Минобороны России) допускается в отношении граждан РФ за пределами территории РФ.[6]

Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента РФ могут использоваться против находящихся за пределами территории РФ террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации{{ См. ч. 10 ст. 9[8], п. «б2» ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности».

Условие четвертое: гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствиями для проведения в отношении их ОРМ на территории РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Данное условие конкретизирует закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом.

Конституцией РФ и федеральными законами устанавливаются исключения из общего правила в отношении отдельных категорий должностных лиц, обладающих неприкосновенностью. К ним относятся: Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьи, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и др.


Условие пятое: органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (ч. 1 ст. 5 ФЗ об ОРД).

Условие шестое: при проведении ОРМ оперативно-розыскные органы имеют права:

  • использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД);
  • производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (п. 1ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД).

В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных ОРМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ. Если при проведении гласных ОРМ изымаются документы, то с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД).

Приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам осуществляется операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами (ст. 64 Федерального закона «О связи»);