Файл: Правовая основа оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В контексте сказанного следует также отметить, что ст. 447 УПК РФ определяет особый порядок производства по уголовным делам в отношении 28 категорий лиц, в том числе: члена Совета Федерации; депутата Государственной Думы; депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; депутата, члена выборного органа местного самоуправления; судей, присяжных и арбитражных заседателей; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; кандидата в Президенты РФ; прокурора; руководителя следственного органа; следователя; адвоката и др.

Содержащиеся в гл. 52 УПК РФ нормы предусматривают особенности возбуждения уголовного дела, задержания, избрания меры пресечения и производства следственных действий в отношении перечисленных лиц. Однако следует учитывать то, что нормы УПК РФ и ФЗ об ОРД имеют самостоятельные предметы правового регулирования и регламентируют различные по природе, хотя и взаимосвязанные общественные отношения. Соответственно, при определении оснований и условий проведения ОРМ в отношении таких лиц следует руководствоваться прежде всего положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а при наличии отсылочных норм — положениями иных законодательных актов.

  • Условия проведения ОРМ в отношении отдельных лиц в целях сбора данных, необходимых для принятия решений о допуске таких лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, отдельным видам деятельности и др. (п. 1—4, 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД). При осуществлении ОРМ по указанным основаниям запрещается проведение следующих ОРМ: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи (ч. 9 ст. 8 ФЗ об ОРД).
  • Условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища:
    • наличие судебного решения о проведении таких мероприятий. Ходатайство перед судом о проведении перечисленных ОРМ оформляется мотивированным постановлением одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Перечень категорий таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами. Постановление рассматривается уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. По требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ (ч. 1—3 ст. 9 ФЗ об ОРД).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» рекомендовал верховные судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища. Районные суды и гарнизонные военные суды не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды.

Такая позиция соответствует нормам уголовно-процессуального и иных законов. Так, согласно ч. 2 ст. 165 УПК РФ судья районного суда или военного суда соответствующего уровня единолично рассматривает ходатайство следователя, согласованное с руководителем следственного органа, о производстве таких следственных действий, как «Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка» (ст. 185 УПК РФ), «Контроль и запись переговоров» (ст. 186 УПК РФ), которые в равной степени ограничивают рассматриваемые конституционные права человека. Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» гарнизонный военный суд принимает решение об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.

Положение закона об уполномоченном судье не означает, что рассматривать соответствующие материалы может только судья, который имеет специальный допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, оформленный в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной тайне». На судей распространяется действие ст. 211 Закона РФ «О государственной тайне», согласно которой судьи на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 данного Закона.

Таким образом, под уполномоченным судьей следует понимать судью, специально выделенного для рассмотрения материалов об ограничении указанных конституционных прав. Отнесение к компетенции уполномоченных судей рассмотрения материалов об ограничении рассматриваемых конституционных прав направлено на обеспечение законности, устранение возможности неоднократного обращения с одним и тем же материалом к разным судьям одного суда либо к судье другого суда.


Конкретные полномочия по рассмотрению поступивших оперативно-служебных документов судья, как правило, получает от председателя соответствующего суда. Не исключается вариант, когда материалы могут быть рассмотрены дежурным судьей[13]

В то же время в отсутствие уполномоченного судьи такие материалы могут быть представлены на рассмотрение любому судье суда общей юрисдикции (за исключением мировых судей). Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Таким образом, оперативные сотрудники имеют правовые основания для представления материалов об ограничении указанных конституционных прав человека не только уполномоченному судье верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, но и уполномоченному (а в его отсутствие — любому) судье районного суда, гарнизонного военного суда. В таких судах, как правило, организована работа судей в выходные и праздничные дни, что позволяет оперативно принимать соответствующие решения. Пленумом Верховного Суда РФ предложено председателям судов организовать рассмотрение судьями материалов о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права, при их представлении органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, включая «надлежащий учет и хранение судебных решений по рассмотренным материалам»[14].

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, которое ограничивает конституционные права граждан, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов (ч. 4 ст. 9 ФЗ об ОРД);

  • наличие информации: о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 150 УПК РФ производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, по которым производится дознание. В ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен перечень преступлений, по уголовным делам о которых производится дознание.


Согласно ч. 4 ст. 150 УПК РФ, по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым производится дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия. Однако следует согласиться с мнением авторов научных работ, что такое решение не относит принятое к производству дело к другой категории, а соответственно не сможет выступать основанием для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, даже если речь идет об оперативном сопровождении расследования[15].

Для проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права, необходимо наличие отдельных признаков, указывающих на квалифицированный состав преступления, который может быть отнесен к числу преступлений, предполагающих обязательность предварительного следствия;

  • прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях;
  • ОРМ, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих ОРД, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности. При отсутствии у органов федеральной службы безопасности на объектах связи необходимых оперативно-технических возможностей указанные мероприятия проводятся органами внутренних дел Российской Федерации, в том числе в интересах других органов, осуществляющих ОРД (п. 2 Указа Президента РФ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»).
  • Условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации:
    • а) наличие мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД;
    • б) уведомление суда (судьи) в течение 24 часов;
    • в) получение судебного решения о проведении такого ОРМ в течение 48 часов с момента начала его проведения либо прекращение его проведения.
  • Условия прослушивания переговоров отдельных лиц, ведущихся с их телефонов, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности этих лиц:
    • а) наличие заявления лица о проведении прослушивания или его согласия на такое прослушивание в письменной форме;
    • б) наличие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД;
    • в) уведомление суда (судьи) в течение 48 часов.
  • Условия проведения ОРМ, связанных с имитацией преступной деятельности:
    • наличие постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, о проведении:
      • проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;
      • оперативного эксперимента или оперативного внедрения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, а равно лиц, оказывающих им содействие;
    • цель проведения оперативного эксперимента — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Заключение

Таким образом под ОРМ понимаются закрепленные в Федеральным Законом об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.

Литература

  1. Дубоносов Е.Н ОРД: учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014.
  2. Ольшевская А.В. ОРД: учебник / под ред. И.А. Климова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / подред. К. К. Горяйнова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова. 2004

  1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.
  2. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ
  3. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий/ Под ред. А.Ю.Шумилова, М., Юрид. лит., 1994.
  4. Оперативно-розыскная деятельность: Учебно-методическое пособие., Басков В.И. М.: Изд-во “ Бек ”,1997.
  5. Вагин О. Л., Исиченко А. П. Указ. соч. С. 174, 175
  6. Вагин О. Л., Исиченко А. П. Указ. соч. С. 181.
  7. О группах ОРМ см.: Бобров В. Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: лекция. С. 40—53.

Перечень оперативных подразделений системы МВД России,правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утв.приказом МВД России от 15 августа 2011 г. № 938.

ст. 11, ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ«О внешней разведке».

п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля1996 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”».