Файл: Социальное партнерство в сфере труда (Понятие, принципыи стороны социального партнерства в сфере труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однородность социально-трудовыхпроблем, возникающих в отраслях, позволяет выделить не только отраслевойуровень социального партнерства, но и межрегиональный, которым устанавливаютсяосновы регулирования труда в двух и более субъектах Федерации[7].

Федеральный уровень устанавливаетосновы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этомуровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениямипрофсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и ПравительствомРоссийской Федерации. В соглашении содержатся общие принципы регулированиясоциально-трудовых отношений на федеральном уровне.

В частности, Генеральное соглашениепредусматривает, что его сторонам необходимо обеспечить в предстоящий периоддальнейшее развитие системы социального партнерства, повышение егоэффективности, непосредственного воздействия на решение социально-экономическихпроблем развития России.

В этих целях стороны обязуютсяпроводить трехсторонние консультации по вопросам формирования и проведениясоциально-экономической политики.

На этом же уровне действует иРоссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовыхотношений.

Региональный уровень устанавливаетосновы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации.Соответственно, на этом уровне заключается региональное соглашение,устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъектаФедерации.

Отраслевой уровень устанавливаетосновы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). На этомуровне заключается отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, котороесодержит нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии ильготы для работников отрасли (отраслей).

Отраслевой уровень социальногопартнерства может охватывать как всю Российскую Федерацию в целом, так иотдельные ее регионы или территории.

В том случае, когда два и болеесубъекта Российской Федерации имеют сходные проблемы, когда работники трудятсяв одном регионе, а проживают в другом и пр., социально-партнерские акты могутприниматься двумя и более субъектами Российской Федерации. В качестве примератаких актов могут быть приведены соглашения между Москвой и Московской областьюо медицинском страховании жителей Московской области, работающих в организацияхМосквы.

Территориальный уровень устанавливаетосновы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании.


Заключаемое территориальноесоглашение регулирует условия труда, а также социальные гарантии и льготы,связанные с территориальными особенностями города, района, другогоадминистративно-территориального образования.

Локальный уровень — уровеньорганизации, устанавливает конкретные взаимные обязательства в сфере трудамежду работниками и работодателем одной организации.

На этом уровне заключаютсяколлективные договоры, проводятся консультации между работниками иработодателями, происходит обмен информацией, работники могут осуществить правона участие в управлении организацией, что способствует достижению социальногомира и процессов согласования интересов работников и работодателей.

В отличие от иных уровней социальногопартнерства взаимоотношения между работниками и работодателями на локальномуровне являются двусторонними. Третья сторона — государство — в эти отношенияне вовлекается.

Со стороны работников всоциально-партнерских отношениях участвуют не только профессиональные союзы, нои иные избираемые работниками представительные органы.

2. Формы социального партнерства в сфере труда

2.1 Формы социального партнерства

Статья 27 ТК РФ закрепляет частоиспользуемые формы социального партнерства — коллективные переговоры,подготовку проектов коллективных договоров и их заключение, проведениеконсультаций с работниками и их представителями по вопросам регулированиятрудовых отношений, участие работников в управлении организацией. Эти формысоциального партнерства традиционны и тесно связаны между собой.

Коллективно-договорное регулированиеиграет наиболее заметную роль в системе социального партнерства. Именно путемколлективно-договорного регулирования конкретизируются, уточняютсяцентрализованно установленные нормы, что позволяет максимально учесть интересы работниковорганизаций, а в конечном итоге добиться наибольшей эффективности трудовогозаконодательства.

Для того чтобы стороны социальногопартнерства смогли сесть за стол переговоров, работникам и их представителямдолжна быть предоставлена информация об общих условиях приема на работу,перевода и увольнения, о структуре организации и системах управления, обаттестации рабочих мест, о возможностях профессионального обучения иперспективах продвижения по работе, об общих условиях труда, правилах и нормахпо технике безопасности, о процедурах, установленных для рассмотрения жалоб изаявлений работников, о процедурах досудебного урегулирования трудовых споров(как коллективных, так и индивидуальных), о социально-бытовых льготах ипреимуществах для работников (медицинское обслуживание, здравоохранение,столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений ибанковское обслуживание и т.д.), об общем положении организации и перспективахили планах ее дальнейшего развития.


Помимо этого работодатель обязандовести до сведения работников решения, которые могут прямо или косвенноповлиять на их положение, затронуть существенные интересы работающих и др.

Некоторые вопросы по применению нормтрудового права, изданию локальных актов решаются после проведения консультацийс представительными органами работников. Эти консультации позволяют сторонамсоциального партнерства согласовать свои позиции и прийти к взаимноустраивающим всех решениям, не прибегая к таким крайним мерам, как забастовка,приостановка работы, массовые увольнения.

Проводя консультации с работниками иих представителями, работодатель признает в работниках равноправного партнера,имеющего право высказать свое мнение по вопросам, непосредственно затрагивающимего интересы, а также связанным с эффективностью производства.

На достижение взаимоприемлемогорезультата и выработку компромиссного решения направлена и такая формасоциального партнерства, как участие представителей работников и работодателейв разрешении трудовых споров. При этом законодатель имеет в виду разрешение какиндивидуальных, так и коллективных споров[8].

Трудовой кодекс РФ определяетиндивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия междуработодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативныхправовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора,соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменениииндивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальныхтрудовых споров.

Индивидуальные трудовые спорырассматривают комиссии по трудовым спорам и суды.

Согласно статье 384 ТК РФ комиссии потрудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя изравного числа представителей работников и работодателя. Представителиработников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием(конференцией) работников организации или делегируются представительным органомработников с последующим утверждением на общем собрании (конференции)работников организации.

Представители работодателяназначаются в комиссию руководителем организации.

Иными словами, комиссию по рассмотрениютрудовых споров можно рассматривать как своего рода разновидность органасоциального партнерства. Ее целью являются не только несудебное урегулированиеспора, но и поиск компромисса.

При разрешении спора в суде в егоурегулировании, в том числе и выработке условий мирового соглашения междусторонами, могут участвовать надлежащие уполномоченные представителиработодателя и работников[9].


Коллективный трудовой спор понимаетсякак неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) иработодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условийтруда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполненияколлективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателяучесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов,содержащих нормы трудового права, в организациях.

Для разрешения коллективноготрудового спора применяются примирительные процедуры, то есть рассмотрениеколлективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией,с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

На повышение социальной активностиработников и усиление взаимодействия работников и работодателя в процессепроизводства направлена такая форма социального партнерства, как участиеработников в управлении организацией. Ее закрепление в Трудовом кодексе РФпредоставляет работникам возможность вести диалог с работодателем по вопросам,непосредственно затрагивающим их интересы в ежедневной производственнойдеятельности, влиять на принимаемые работодателем решения.

Общепризнано, что управлениепроизводственной системой эффективно лишь в том случае, когда все ее субъектызаинтересованы в успехе дела. Участие работников в управлении организацией ивыработке управленческих решений, непосредственно их затрагивающих, можетпривести к росту производительности труда, уменьшению противостояния междуруководством организации и ее персоналом.

Статья 27 Трудового кодекса РФ несодержит исчерпывающего перечня форм социального партнерства. К ним можноотнести все формы, закрепленные Федеральным законом от 12 января 1996 года №10-ФЗ«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и реализуемыепри непосредственном участии профсоюзов.

Так, в соответствии со статьей 11этого Закона проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовыеправа работников, рассматриваются федеральными органами государственной властис учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций)[10].

Проекты нормативных правовых актов,затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются ипринимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления сучетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать спредложениями о принятии соответствующими органами государственной властизаконов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.


Иными словами, акты, затрагивающиеправа и интересы работников в социально-трудовой сфере, должны проходить «правовуюэкспертизу» в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органызаконодательной и исполнительной власти не вправе произвольно отбросить мнение,высказанное профсоюзом. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направленооб этом мотивированное заключение.

Профессиональным союзампредоставляется право участвовать в рассмотрении органами государственнойвласти, органами местного самоуправления, а также работодателями, ихобъединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениямисвоих предложений.

Профессиональные союзы имеют правоучаствовать в разработке различных государственных программ, например программысодействия занятости населения.

Согласно статье 12 Федеральногозакона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»профсоюзы вправе вносить на рассмотрение органов местного самоуправленияпредложения о перенесении сроков или временном прекращении реализациимероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

Статья 15 Федерального закона «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» устанавливает, что отношенияпрофсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органамигосударственной власти и органами местного самоуправления строятся на основесоциального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, ихпредставителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений[11].

Профсоюзы вправе участвовать ввыборах органов государственной власти и органов местного самоуправления всоответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектовФедерации.

Профсоюзы имеют равные с другимисоциальными партнерами права на паритетное участие в управлениигосударственными фондами социального страхования, занятости, медицинскогострахования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховыхвзносов, а также имеют право контролировать использование средств фондов.Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскимиобъединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскимипрофсоюзами.

Профсоюзы организуют и проводят оздоровительныемероприятия для своих членов и их семей. Размеры средств определяются органомуправления (правлением) Фонда социального страхования по представлениюсоответствующих профсоюзов.