Файл: Социальное партнерство в сфере труда (Понятие, принципыи стороны социального партнерства в сфере труда).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
Профсоюзы вправе взаимодействовать сорганами государственной власти, органами местного самоуправления,объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитиюсанаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физическойкультуры и спорта.
Законодательство субъектов РоссийскойФедерации может предусматривать иные формы социального партнерства, дополняющиезакрепленные в статье 27 ТК РФ.
Стороны социального партнерства науровне организации могут закреплять используемые ими формы социальногопартнерства в уставах, иных локальных актах организации, а также в коллективныхдоговорах.
Статья 55 Конституции РФпредусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут бытьограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны ибезопасности государства.
Эта норма прежде всегораспространяется на государственных гражданских служащих, муниципальныхслужащих, работников военных и военизированных органов и организаций, органоввнутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органовбезопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенныхорганов и дипломатических представительств Российской Федерации.
Деятельность перечисленных категорийработников обеспечивает защиту основ конституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечивает обороноспособностьстраны и безопасность государства.
Именно в силу этого необходимозаконодательное закрепление некоторых ограничений, применяемых к даннымкатегориям работников при реализации ими прав на участие в различных формахсоциального партнерства[12].
Установление в статье 28 ТК РФ инекоторых других статьях кодекса (например, статье 413 ТК) ограничений дляотдельных категорий работников на участие в системе социального партнерстваопирается на положения статьи 55 Конституции и соответствует международнойпрактике.
Так, Конвенция МОТ №151 «О трудовыхотношениях на государственной службе» содержит указание на то, что национальныезаконы или правила должны определять, в какой мере гарантии, предоставляемыеработникам, будут применяться к вооруженным силам и полиции.
Государственные служащие пользуютсягражданскими и политическими правами для нормального осуществления свободыобъединения при единственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из ихстатуса и характера выполняемых функций. Они вправе создавать профессиональныеобъединения, пользоваться защитой от любых дискриминационных действий,направленных на ущемление свободы объединений в области занятости, вестиколлективные переговоры с органами государственной власти, заключатьколлективные договоры, вносить в установленном порядке предложения посовершенствованию работы государственного органа и пр.
В Российской Федерации нетспециального законодательства, определяющего особенности участиягосударственных гражданских служащих, муниципальных служащих, работниковвоенных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел,Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности,органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатическихпредставительств Российской Федерации, в системах социального партнерства.
К сожалению, Федеральный закон от 27июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»[13] также не решил даннойпроблемы. Он не содержит норм, определяющих порядок участия государственныхслужащих в социально-партнерских отношениях. Более того, упоминание овозможности заключения коллективных договоров в системе органов государственнойгражданской службы есть лишь в одной статье Закона, а именно в статье 45,предусматривающей, что гражданским служащим, имеющим ненормированный служебныйдень, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск,продолжительность которого определяется коллективным договором или служебнымраспорядком государственного органа и который не может быть менее трехкалендарных дней.
Для того чтобы избежатьнеоправданного ущемления прав данной категории работников, необходимыразработка и принятие специальных законов, определяющих для них особенностиреализации норм Трудового кодекса, регламентирующих вопросы социальногопартнерства.
Заключение
Подводя итог работе, можно сделатьвывод о том, что появление различного рода объединений в конце 90-х годов XX в.и активное развитие их в современный период подтверждают движение российскогогосударства в русле общемировой практики формирования институтов гражданскогообщества.
В свою очередь, появление объединенийв сфере труда может быть ознаменовано началом активной реформации социальной иэкономической системы и переходом к равному учету интересов сторон трудовыхотношений, которые строятся на принципах сотрудничества и поиска социальногокомпромисса по целому ряду ключевых вопросов.
Основной вехой в становлении иразвитии элементов взаимодействия в трудовой сфере является первоначальноезакрепление правового статуса профессиональных союзов, их роли и функции, чтоследует считать точкой отчета для становления равных партнерских отношений изакрепления их в законодательстве. Однако представительство работников вдеятельности профсоюзов не может обеспечивать «равновесие» их взаимоотношений сработодателями. Для конструктивной работы на более высоком уровне требуетсяобеспечение подобного статуса и работодателям, на что и были, в частности,направлены разработка и принятие в 2002 года Федерального закона №156-ФЗ «Обобъединениях работодателей»[14].
В современном обществе работодатель — важная фигура, значение которой только возрастает в условияхобщественно-политической нестабильности и постоянных экономических спадов.
Что касается закрепления инормативного оформления статуса таких объединений, то принятие соответствующегозакона предусматривал Трудовой кодекс РФ, содержащий отсылочную норму (ст. 33)об определении особенностей правового положения объединения работодателей федеральнымзаконом.
Закон об объединениях работодателейзавершает формирование комплекса нормативных актов, регулирующих институтсоциального партнерства. Социальное партнерство — система взаимоотношений междусторонами такого партнерства (работниками, работодателями, органамигосударственной власти и местного самоуправления), направленная на согласованиеих интересов по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственносвязанных с ними отношений.
Закрепление в Трудовом кодексе РФспециального раздела II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. ст. 23 — 55) отражает договорные (согласительные) начала отношений между работником иработодателем в условиях противоречий их интересов.
Развитию института социальногопартнерства способствует ослабление роли государства в трудовых отношениях,уменьшение централизованных норм и увеличение локального регулирования. Такимобразом, достигается разумный паритет правовых инструментов и одновременнобаланс централизации и децентрализации в трудовом праве.
Между тем государство можетосуществлять государственную политику как опосредованно, т.е. через нормативноерегулирование, установление правил и норм в сфере труда, так и непосредственно- через участие в соответствующих отношениях государственных органовисполнительной власти и органов местного самоуправления. Социальное партнерствопредполагает сотрудничество между работодателями и работниками (сторонамитрудовых отношений), а также органами государственной власти и местногосамоуправления.
Список литературы:
1. КонституцияРоссийской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года //Российская газета, №7, 21 января 2009 года.
2. Трудовой кодексРоссийской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 188с.
3. Федеральный законот 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1996. №3. Ст.148.