Файл: Общая характеристика юридической квалификации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По моему мнению, обыденная и профессиональная юридические квалификации, выраженные в заявлениях юридически заинтересованных или уполномоченных на то лиц, направляемых в адрес компетентных организаций и учреждении, могут иметь важное значение для деятельности по применению права, ибо выполняют роль предпосылки правоприменительного процесса. Кроме того, профессиональная юридическая квалификация, воспринятая субъектами правоприменения, может приобрести черти официальной юридической квалификации и стать основой правоприменительных решений.

В динамике юридическая квалификация обычно заключается в конкретизации отраслевой принадлежности свершившегося юридического факта и, далее, в установлении его подлинного правового наименования со ссылкой на положение (статью) закона или иного нормативного акта.

В специальной литературе, посвященной юридической квалификации, не сформировалось единого мнения относительно объекта и предмета правовой квалификации, а также о соотношении данных понятий. Многие авторы считают их идентичными, очерчивающими действия и поведение людей. См.: Чвялева Е.В. Указ. соч. С. 74; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. 2002. С. 255.

Если основанием официальной, а также доктринальной и профессиональной юридических квалификаций является установленная в результате тщательного анализа и толкования конкретная норма права, то для обыденной правовой оценки такое положение представляется только желательным.

Однако предмет и объект правовой квалификации целесообразно разграничивать, где под объектом квалификации следует понимать общественные отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в результате наступления определенного факта (действия или события), которые можно рассматривать в качестве предмета правовой квалификации.

В правовой науке предпринята попытка классификации в зависимости от субъекта, осуществляющего юридическую квалификацию. Это основывается на признании связи юридической квалификации со всеми формами реализации права, ибо такого плана действия являются основанием, мотивом поведения любого субъекта права. По данному критерию традиционно выделяют официальную (легальную), осуществляемую специально уполномоченными на то государством субъектами, и неофициальную квалификации Кудрявцев В.Ф. Указ. соч. С. 11; Уздимаева Н.И. Правомерное поведение: понятие, квалификация, мотивы. Саратов, 2006. С. 89..

Особое значение имеет подразделение легальной квалификации, которую в зависимости от типа правоприменения можно осуществить, на судебную, административную (например, проводимую комиссиями по делам несовершеннолетних, таможенными и другими органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях согласно гл. 23 КоАП РФ) и управленческую (осуществляемую субъектом, находящимся в служебном или организационном отношении с адресатом решения, к примеру работодателем). Интересно, что в случаях обжалования решений одни и те же фактические обстоятельства могут быть предметом всех видов квалификации и, как правило, судебная квалификация будет последующей ("проверяющей") для других, в результате чего возможна переквалификация, ведущая к отмене или изменению решений предыдущих инстанций.


Предметом юридической квалификации могут быть события, действия или бездействие людей, а также вещи, включая деньги и ценные бумаги, информация, интерес (частный или публичный), работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага (жизнь и здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.).

Кроме того, при установлении рода общественных отношений, подлежащих квалификации, одновременно определяется отрасль права, регулирующая данные отношения, ее институт и конкретная правовая норма, распространяющаяся на данный случай. Поэтому деление юридической квалификации в зависимости от такого критерия, как объект, совпадает с отраслевой правовой оценкой (соответственно, можно выделить гражданско-правовую, уголовно-правовую, административно-правовую квалификации и др.). Подчеркнем, что квалификация свойственна реализации норм любой отрасли права.

Кроме сказанного, в научной литературе предпринята попытка, в зависимости от стадии правоприменения, выделить такие виды юридической квалификации, как предварительная (или гипотетическая) и окончательная (генеральная) Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1984. С. 19 - 20. Такое основание деления можно охарактеризовать как емкость фактической основы дела. Предварительная квалификация дается на начальных стадиях рассмотрения дела, когда только начинается накопление фактических обстоятельств по делу (например, при принятии судом к производству гражданского дела, при возбуждении уголовного дела) и осуществляется "первая их примерка" к тем или иным нормам права. Генеральная квалификация происходит после установления всех фактических обстоятельств дела и непосредственно включается в акт правоприменения, завершающий рассмотрение дела.

Представляется, что выделение данных видов юридической квалификации может помочь в деле "примирения" сторон в споре относительно места юридической квалификации в правоприменении. Существует несколько точек зрения относительно места правовой квалификации в правоприменительном процессе. По мнению одних ученых, квалификация ближе всего к такой правоприменительной стадии, как решение дела. Другие полагают, что юридическая квалификация образует самостоятельную стадию правоприменительной деятельности. Существует и мнение о том, что квалификация охватывается стадией выбора подлежащей применению нормы права и выступает формой, разновидностью этой стадии. Наиболее распространенным является мнение о том, что каждая стадия применения права сопровождается юридической квалификацией, а сама правовая оценка является "сквозным" правоприменительным действием. По большому счету противоречия между данными точками зрения нет, ибо, как представляется, первоначальные стадии правоприменения - установление фактических обстоятельств и выбор нормы права - сопровождаются предварительной квалификацией, а самостоятельную стадию образует генеральная квалификация, выводы которой составляют итоговое решение . Так, на стадии установления фактических обстоятельств, в ходе которой формируется фактическая основа юридического дела, выявляются те или иные жизненные случаи, имеющие юридическое значение, т.е. происходит предварительная квалификация. Стадия выбора и анализа правовой нормы, подлежащей применению, также предполагает проведение предварительной квалификации, поскольку выбор точной нормы права, регламентирующей конкретный жизненный случай, возможен через сопоставление признаков фактических обстоятельств и признаков юридических фактов, закрепленных нормами права. Предварительная квалификация позволяет обратиться к более конкретному нормативному правовому акту, его разделу и т.д. Также в ходе предварительной квалификации в случаях, если нормы права содержат бланкетные гипотезы, должны быть учтены положения дополнительных оснований квалификации (различных правил, технических регламентов, моральных норм).


Юридическая квалификация как часть состава преступления и структуры юридической нормы

В юридической литературе, как общетеоретической Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973, так и отраслевой, достаточно полно исследовались понятие, значение, сущность и место юридической квалификации в правоприменительном процессе. Представляется, что не менее важным и актуальным как в теоретическом, так и практическом плане выделение оснований и анализ видов юридической квалификации, что, несомненно, будет способствовать наиболее полному раскрытию содержания этого сложного правоприменительного действия, наиболее глубокому осмыслению назначения правоприменения в целом. Это является условием наиболее эффективного использования научных разработок и рекомендаций в практической деятельности правоприменительных органов. Нет сомнения, что деление понятия - одно из существенных этапов его развития, в ходе которого происходит конкретизация понятия и раскрытие его содержания Курбатов В.И. Логика. Ростов н/Д, 1996. С. 64.. Делением называется логическое действие, посредством которого объем рассматриваемого понятия распределяется между рядом подмножеств с помощью избранного основания (критерия) Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. СПб., 2004. С. 38., характерного для всех его структурных единиц. В научной литературе в большинстве случаев деление юридической квалификации предлагается при помощи таких критериев, как субъект, объект (предмет), отраслевая принадлежность и сам результат квалификации.

Т.к. данная работа рассматривается со стороны уголовного права, то необходимо упомянуть, что юридическая квалификация определяется и содержится в норме права, поэтому рассмотрим структуру юридической нормы. Структура юридической нормы - это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны.

Гипотеза -- это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент -- диспозиция. По сути гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.


Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения. юридический преступление право

Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, когда на правонарушителя налагаются дополнительные обременения, наказания (например, лишение свободы в уголовном праве), правовосстановительными (направлены на восстановление нарушенного состояния, например возмещение убытков в гражданском праве); встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента. В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом. Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.

Следует отметить, что основанием юридической квалификации является состав преступления. Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление. Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и особенной части уголовного права. Их можно условно разделить на четыре подсистемы: признаки объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны преступления.

Наличие в деянии всех признаков некоего состава преступления является основанием для признания его преступным и привлечения совершившего его лица к уголовной ответственности; отсутствие хотя бы одного из них означает, что отсутствует и состав преступления в целом, а деяние при этом признаётся не преступным.


Позитивная и негативная юридическая квалификация

Особенности характера юридической квалификации предопределили ее разграничение на позитивную (положительную), фиксирующую наличие у данных фактических обстоятельств признаков юридических фактов, предусмотренных применяемой нормой права и порождающих определенный вид правовых последствий, и негативную (отрицательную), фиксирующую отсутствие юридически значимых признаков у этих фактических обстоятельств. Негативная правовая оценка, как и позитивная юридическая квалификация, является основой правоприменительных актов, а также решений субъектов права о выборе варианта поведения. Например, негативная официальная квалификация, основанная на уголовно-правовых нормах, находит свое закрепление в постановлении о прекращении уголовного дела или в оправдательном приговоре. Перспективная отрицательная юридическая квалификация, осуществляемая субъектами права в повседневной жизни на основании правоустановительных норм, сигнализирует о дальнейших неблагоприятных для личности правовых последствиях и обусловливает выбор поведения, соответствующего правовым нормам.

Представляется, что негативная юридическая квалификация в ряде случаев может служить предпосылкой позитивной правовой оценки и условием, обеспечивающим истинность ее результатов.

Стадия выбора и анализа правовой нормы также предполагает предварительную юридическую квалификацию, так как выбор точной нормы права, регламентирующей конкретный жизненный случай, возможен только через сопоставление признаков фактических обстоятельств и юридических фактов, закрепленных нормами права.

Особое значение юридическая квалификация приобретает на стадии принятия решения. Юридические квалификации на первых стадиях применения права служат лишь средством, способствующим установлению фактических обстоятельств дела и подлежащей применению нормы права. Окончательная же юридическая квалификация выступает основанием правоприменительных решений и фиксируется в акте органов правоприменения. Именно с учетом окончательной юридической квалификации происходит индивидуализация субъективных прав и обязанностей.

Практическое применение

Приведем пример из судебной практики. В суд обратился О. с заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностного лица - старшего госинспектора А., указав следующее. 8 июня 2006 г. он приобрел автомобиль марки "Ауди", а 12 сентября 2006 г. обратился в подразделение ГИБДД с заявлением о постановке на регистрационный учет этого автомобиля, в чем ему было отказано со ссылкой на нормативные документы МВД России. Истец указал, что данные действия являются незаконными, нарушают его права, гарантированные ст. 35 Конституции РФ, иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Решением Сараевского районного суда Рязанской области от 18 сентября 2006 г. заявление удовлетворено: на старшего госинспектора А. возложена обязанность поставить автомобиль О. на регистрационный учет, заменить паспорт транспортного средства, выданный 26 января 2006 г. на имя О., на новый. Президиум Рязанского областного суда 25 сентября 2007 г. решение районного суда оставил без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 мая 2008 г. судебные постановления отменила в соответствии со ст. 387 ГПК РФ из-за существенного нарушения применения норм материального права, в частности, судебные инстанции не учли, что О. обращался в суд не с иском о признании за ним права собственности на автомобиль "Ауди", а с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, в котором просил проверить правомерность действий должностного лица, отказавшего ему в постановке на регистрационный учет этого автомобиля. Можно привести и еще такой пример. Органами предварительного расследования действия П., который из личных неприязненных отношений нанес К. один удар кулаком правой руки в область лица, от которого К. упал, ударился головой о землю, вследствие чего получил травму, несовместимую с жизнью, квалифицированы как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Черемушкинский суд не согласился с такой квалификацией по причине отсутствия каких-либо доказательств наличия у П. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью, что является обязательным квалифицирующим признаком данного состава преступления. В результате государственный обвинитель обратился к суду с просьбой о переквалификации действий П. на ч. 1 ст. 109 УК РФ как причинение смерти по неосторожности.