ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 698
Скачиваний: 1
ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.4 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ
ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 августа 2009 года
И.А. ПУЧКОВА
Пучкова Ирина Александровна, главный специалист - эксперт по налогам.
Сегодня отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о разделе продукции, регулируются нормами Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Закон об СРП) и главой 26.4 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 65-ФЗ). Данный Федеральный закон был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 мая 2003 г., одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года.
Закон об СРП вступил в силу в 1996 году. В данном Законе содержится определение понятия "соглашение о разделе продукции" (далее - СРП).
Под соглашением о разделе продукции (далее - соглашение) понимается договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона об СРП перечни участков недр, которые могут быть предоставлены в пользование на условиях о разделе продукции, должны устанавливаться федеральными законами. При этом существует законодательное требование о том, чтобы в перечни участков недр включались такие участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительства РФ, при условии, что по соглашениям предоставляются не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
Со вступлением в силу 10 июня 2003 г. Федерального закона N 65-ФЗ утратили силу положения законодательства о налогах и сборах и иных законодательных актов, регулирующие особенности исчисления налогов и сборов при выполнении соглашений о разделе продукции (см. ст. 178, 206, 346 НК РФ), а также нормы, введенные Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 65-ФЗ соглашения, подписанные после вступления в силу Закона об СРП, положения которых об условиях налогообложения инвесторов в соответствии со статьями 8 и 13 Закона об СРП не вступили в силу на день вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ, прекращают свое действие со дня вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ. Недропользователи продолжают осуществлять пользование участком недр в соответствии с действующим законодательством РФ на условиях, отличных от условий раздела продукции. Заключение соглашений о разделе продукции по указанным участкам недр возможно только при соблюдении условий, предусмотренных статьей 4 Федерального закона N 65-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 65-ФЗ в отношении участков недр, включенных в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции и в отношении которых соглашения о разделе продукции не были заключены до дня вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ, указанные соглашения могут быть заключены только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Закона об СРП, и признания аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников. При соблюдении условий, установленных п. 4 ст. 2 Закона об СРП, должен быть проведен аукцион на право заключения соглашения в соответствии со ст. 6 Закона об СРП. Соглашение может быть заключено с победителем указанного аукциона. Если пользователи указанных участков недр не изъявят желания заключить в отношении указанных участков недр соглашения о разделе продукции, они продолжают осуществлять пользование участками недр в соответствии с действующим законодательством РФ.
Статья 7 Федерального закона N 65-ФЗ не применяется при заключении соглашений о разделе продукции в отношении участков недр, включенных до вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции и которые до дня вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ были предоставлены в пользование для цели разведки и добычи полезных ископаемых на иных условиях, чем раздел продукции, в случаях, если такие участки недр расположены на континентальном шельфе РФ, в пределах исключительной экономической зоны РФ или на части дна Каспийского моря, находящегося под юрисдикцией РФ, а также в отношении участков недр, возможность разработки которых установлена международными договорами РФ (см. ст. 8 Федерального закона N 65-ФЗ).
В соглашения о разделе продукции, подписанные после вступления в силу Закона об СРП и до вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ, должны быть внесены соответствующие изменения и (или) дополнения, приводящие условия этих соглашений в соответствие со ст. 8 Закона об СРП, в редакции Федерального закона N 65-ФЗ, в срок не позднее одного года со дня вступления в силу Федерального закона N 65-ФЗ. В случае неисполнения указанных положений условия соглашений, противоречащие Федеральному закону N 65-ФЗ, утрачивают силу (см. ст. 8 Федерального закона N 65-ФЗ).
Федеральный закон N 65-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования. Опубликован в "Российской газете" N 111, 10 июня 2003 г.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется три соглашения о разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции, а именно:
1. Соглашение о разделе продукции по нефтегазоконденсатным месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское не шельфе острова Сахалин (далее - "Сахалин-1"). Соглашение "Сахалин-1" подписано 30.06.1995 РФ в лице Правительства РФ и администрации Сахалинской области и представителями консорциума инвестора. Соглашение вступило в силу 10.06.1996. Проект "Сахалин-1" включает в себя разработку и освоение трех нефтегазоконденсатных месторождений: Чайво (открыто в 1979 году), Одопту (открыто в 1977 году) и Аркутун-Дагинское (открыто в 1989 году).
2. Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - "Сахалин-2"). Соглашение "Сахалин-2" подписано 22.06.1994 РФ в лице Правительства РФ и администрации Сахалинской области и представителями компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд". Соглашение вступило в силу 15.07.1996. Проект "Сахалин-2" включает в себя разработку и освоение Пильтун-Астохского (открыто в 1986 году) и Лунского (открыто в 1984 году) месторождений нефти и газа в Охотском море. Для реализации данного проекта инвесторами была создана и зарегистрирована на Бермудских островах 18.04.1994 компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд", которая впоследствии стала оператором проекта.
3. Соглашение между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и администрации Ненецкого автономного округа и французским акционерным обществом "Тоталь Разведка Разработка Россия" о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции (далее - проект "Харьягинское СРП"). Данное соглашение вступило в силу 01.01.1999. Харьягинское нефтяное месторождение было открыто в 1970 году и содержит шесть групп нефтеносных пластов. Харьягинское СРП предусматривает промышленную разработку только 2-го и 3-го пластов.
Месторождения углеводородного сырья, разрабатываемые на условиях раздела продукции в рамках проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", расположены в Охотском море, в пределах территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, северо-восточнее острова Сахалин. Харьягинское СРП расположено на территории Ненецкого автономного округа.
Все реализуемые в настоящее время соглашения были заключены до вступления в силу Закона об СРП. В соответствии с п. 7 ст. 2 указанного Закона данные соглашения подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями.
5 августа 2000 года
N 117-ФЗ
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
(введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
Статья 346.34. Основные понятия, используемые в настоящей главе
Комментарий к статье 346.34
В статье устанавливается значение следующих основных понятий, используемых в главе 26.4 НК РФ: "инвестор", "продукция", "произведенная продукция", "раздел продукции", "прибыльная продукция", "компенсационная продукция", "пункт раздела", "цена продукции", "цена нефти". Значение ряда иных понятий, используемых в комментируемой главе НК РФ, установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (принят Государственной Думой 6 декабря 1995 г., одобрен Советом Федерации 19 декабря 1995 г., действует в ред. Федеральных законов от 07.01.1999 N 19-ФЗ, от 18.06.2001 N 75-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ) (далее - Закон об СРП).
Закон об СРП, принятый в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Закон об СРП регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений (см. п. 1 ст. 1 Закона об СРП).
Отношения, не урегулированные Законом об СРП, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а также особенности применения Закона об СРП с учетом ограничений или запретов на право собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются законодательством РФ о недрах, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с Законом об СРП.
Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с Законом об СРП и гражданским законодательством РФ (см. п. 3 ст. 1 Закона об СРП).
В соответствии со ст. 12 Закона об СРП инвестор имеет право свободного доступа на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также право на свободное использование на договорной основе объектов трубопроводного и иных видов транспорта, объектов по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению имеет право на сооружение объектов по хранению, переработке и транспортировке минерального сырья, право собственности на которые определяется соглашением с учетом положений ст. 11 указанного Федерального закона.
Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона об СРП.
Государственный контроль за исполнением соглашения осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Уполномоченные представители указанных органов, осуществляющих контроль за исполнением соглашения, имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по соглашению, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением соглашения. Правительство РФ представляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год доклад об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции. Указанный доклад направляется в Счетную палату РФ и рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания РФ только по представлении Счетной палатой РФ своего заключения (см. ст. 19 Закона об СРП).
Стороны (государство и инвестор) несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению о разделе продукции в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства РФ.
Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству РФ. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 2 Закона об СРП).
Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Закона об СРП, устанавливаются федеральными законами.
Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания РФ субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания РФ при наличии заключений Правительства РФ и решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.