Файл: НК_2_гл26_комм_Лермонтов_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 1215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подготовлен для системы КонсультантПлюс


КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26 НК РФ

"НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ"


РАЗВЕРНУТЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОЛОЖЕНИЯМ ГЛАВЫ 26 НК РФ


(с учетом последней арбитражной практики

и писем официальных органов)


Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 октября 2007 года


Ю.М. ЛЕРМОНТОВ


Лермонтов Ю.М., консультант Минфина России.


ВВЕДЕНИЕ


Глава 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" вступила в действие с 01.01.2002 Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации". За время действия главы 26 НК РФ в ее положения неоднократно вносились изменения и дополнения.

На основании статей 12 и 13 НК налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации. Данный налог с учетом его объекта налогообложения можно признать одним из самых важных и в то же время проблемных налогов в России.

В данном комментарии отражены спорные вопросы, возникающие при применении положений главы 26 НК РФ, противоречия, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, служащие основаниями для обращений в арбитражные суды. Также приводятся официальные разъяснения и анализ сложившейся судебной практики по данным вопросам.

Обращу внимание читателя на два принципиальных момента:

- при использовании материалов судебной практики и официальной переписки нормы НК РФ и иных нормативных правовых актов приводятся в редакции, действующей на дату принятия соответствующего акта;

- учитывая автономность комментария к каждой статье главы 26 НК РФ, сокращенные наименования правовых актов приводятся применительно к каждой статье.

Кроме этого, отмечу, что комментарий готовился таким образом, чтобы читатель мог отследить суть изменений, внесенных в положения главы 26 НК РФ различными федеральными законами за период с 01.01.2006 по 01.01.2008 (в том числе Федеральные законы от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.07.2006 N 151-ФЗ, от 30.12.2006 N 268-ФЗ).

Данный комментарий может стать настольной книгой всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих добычу полезных ископаемых, поможет им определить линию поведения в условиях меняющегося законодательства, правильно рассчитать налоговую базу и налоговые ставки по добытым полезным ископаемым, своевременно сдать налоговую декларацию, а также оценить перспективы тех или иных конкретных финансово-хозяйственных ситуаций.

Автор также надеется, что предлагаемый комментарий будет полезен руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов, а также широкому кругу читателей, не являющихся специалистами в области налогов и сборов.


Автор будет благодарен за любые предложения и замечания по совершенствованию комментария (y_lermontov@mail.ru).


Консультант Минфина России

Ю.М.Лермонтов


ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ


Полное наименование

Сокращенное наименование

Конституция Российской Федерации

Конституция

Налоговый кодекс Российской Федерации

НК РФ

Гражданский кодекс Российской Федерации

ГК РФ

Бюджетный кодекс Российской Федерации

БК РФ

Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс

Таможенный кодекс Российской Федерации

ТК РФ

Министерство финансов Российской
Федерации

Минфин России

Федеральная налоговая служба

ФНС России

Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам

МНС России

Управление Федеральной налоговой службы
(Министерства по налогам и сборам) по
г. Москве

Управление ФНС России
(МНС России) по
г. Москве

Конституционный Суд Российской
Федерации

КС РФ

Верховный Суд Российской Федерации

ВС РФ

Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации

ВАС РФ

Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа

ФАС Волго-Вятского
округа

Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа

ФАС Восточно-Сибирского
округа

Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа

ФАС Дальневосточного
округа

Федеральный арбитражный суд
Западно-Сибирского округа

ФАС Западно-Сибирского
округа

Федеральный арбитражный суд
Московского округа

ФАС Московского округа

Федеральный арбитражный суд
Поволжского округа

ФАС Поволжского округа

Федеральный арбитражный суд
Северо-Западного округа

ФАС Северо-Западного
округа

Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

ФАС Северо-Кавказского
округа

Федеральный арбитражный суд
Уральского округа

ФАС Уральского округа

Федеральный арбитражный суд
Московского округа

ФАС Московского округа



5 августа 2000 года N 117-ФЗ




НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ



(введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)


Статья 334. Налогоплательщики


Комментарий к статье 334


Исходя из положений пункта 1 статьи 17 НК РФ, определяющего обязательные условия установления налога, законодательное закрепление акциза включает, прежде всего, установление его налогоплательщиков, а также элементов налогообложения.

Определение налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых дано в статье 334 НК РФ.

Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях НК РФ.

Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

Рассмотрим каждую категорию налогоплательщиков более подробно.

На основании пункта 2 статьи 11 НК РФ понятие "организация" охватывает как российские организации, так и иностранные. Российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, российские организации являются плательщиками налога на добычу полезных ископаемых.

"Внимание!"

Учитывая пункт 1 статьи 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ, понятие юридического лица определяется ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица могут иметь филиалы и представительства, которые согласно статье 55 ГК РФ не являются юридическими лицами.

В статье 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложения недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Частью 2 статьи 19 НК РФ установлено, что в порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.


МНС России в письме от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@ "О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов" обратило внимание на то, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Соответственно, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов.

Из изложенных положений следует вывод о том, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, выполняя обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов (в том числе и налога на добычу полезных ископаемых), не являясь налогоплательщиками, не могут быть привлечены к налоговой ответственности. Такой вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.05.2006 N Ф04-3159/2006(22924-А45-40)).

"Внимание!"

Пунктом 7 статьи 12 НК РФ определено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. В силу пункта 1 статьи 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 НК РФ.

Ввиду этого необходимо учитывать следующее.

Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, в силу подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 не вправе применять и упрощенную систему налогообложения (глава 26.2 НК РФ).

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с добычей и реализацией общераспространенных полезных ископаемых, имеют право на применение упрощенной системы налогообложения.

Пример.

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 337 НК РФ подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды относятся к полезным ископаемым.

Согласно статье 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования (МПР России) совместно с субъектами Российской Федерации. То или иное полезное ископаемое может быть отнесено к общераспространенным только на основании перечня общераспространенных ископаемых субъекта РФ.


На это указывает и Управление МНС России по Санкт-Петербургу в письме от 20.02.2003 N 02-05/3631.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона N 2395-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения.

Статьей 18 Закона N 2395-1 предусмотрено, что порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Распоряжением МПР России от 07.02.2003 N 47-р утверждены Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 3.3 Методических рекомендаций установлено, что региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяются отдельно по каждому субъекту Российской Федерации.

На практике может возникнуть ситуация, когда Перечень общераспространенных полезных ископаемых по субъекту РФ официально не опубликован.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 24.10.2006 N А09-1131/06-22 суд указал, что отсутствие опубликования в установленном порядке Перечня общераспространенных полезных ископаемых по субъекту РФ не имеет правового значения для целей НК РФ, так как статья 346.12 НК РФ содержит прямой запрет на применение упрощенной системы налогообложения при добыче и реализации полезных ископаемых. Исключением из общего правила, является указание законодателем на возможность применения упрощенной системы налогообложения только при осуществлении деятельности, связанной с добычей и реализацией общераспространенных полезных ископаемых. По мнению суда, отсутствие официальной публикации Перечня общераспространенных полезных ископаемых по субъекту РФ дает основание для его неприменения, но не влечет возможность самостоятельного определения и отнесения хозяйствующими субъектами тех или иных полезных ископаемых к числу общераспространенных.

Исходя из анализа вышеизложенных положений, суд указал, что до принятия органами власти субъекта Российской Федерации такого перечня любое полезное ископаемое не может быть отнесено к общераспространенным. В данном Постановлении, учитывая, что органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектом Российской Федерации в проверенный налоговым органом период в установленном законом порядке перечень общераспространенных полезных ископаемых не был принят, суд решил, что исключение, установленное подпунктом 8 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, не действует и в таком случае решение налогового органа об отказе в праве применения налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с добычей и оптовой реализацией природной минеральной воды, правомерно.