Файл: ГрК_комм_Королев_2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2519

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает случай предоставления земельных участков для строительства в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов. Это участки, которые должны находиться в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, а также которые не предоставлены в пользование и во владение гражданам и юридическим лицам. Предоставление данных участков осуществляется лицу, с которым органом местного самоуправления заключен договор о развитии застроенной территории.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Орган местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.


Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории


Комментарий к статье 46.2


1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанности сторон, предусмотренные договором о развитии застроенной территории.


2. Часть 2 устанавливает лица, с которыми орган местного самоуправления имеет право заключать договор о развитии застроенной территории. Такими лицами могут быть:

победитель открытого аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории;

лицо, сделавшее предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, в случае если победитель аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории уклонился от заключения договора;

единственный участник аукциона.

3. Части 3 и 4 устанавливают существенные условия и существенные последствия договора о развитии застроенной территории.

4. Часть 5 комментируемой статьи содержит запрет на включение в договор условий, которые влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.

5. Часть 6 комментируемой статьи имеет отсылочную норму к гражданскому и земельному законодательству, регулирующему приобретение прав на земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах застроенной территории.

В соответствии со статьей 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Статья 263 ГК РФ устанавливает, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Статья 31 Земельного кодекса РФ устанавливает, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.


Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

6. Часть 8 предусматривает возможность прекращения прав на земельные участки в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со статьей 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 285 ГК РФ).

7. Части 9 и 10 предусматривают условия, при которых орган местного самоуправления, а также лицо, заключившее с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, могут отказаться от выполнения договора в одностороннем порядке.


Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории


Комментарий к статье 46.3


1. Комментируемая статья была внесена в Градостроительный кодекс Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ и направлена на регламентацию порядка организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, предусмотренный ст. 46.2 настоящего Кодекса.

Основными условиями проведения аукциона является открытость по составу участников и форме подачи заявок.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает полномочие главы местной администрации по принятию решения о проведении аукциона. В соответствии с частью 4 данной статьи орган местной администрации при этом определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора.


3. Часть 3 комментируемой статьи определяет, какой орган местного самоуправления или уполномоченная таким органом специализированная организация могут выступать в качестве организатора аукциона.

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает полномочия организатора аукциона по:

установлению времени и места проведения аукциона;

определению порядка проведения аукциона;

определению формы и сроков подачи заявок на участие в аукционе;

определению порядка внесения и возврата задатка;

определению шага аукциона, т.е. величины повышения начальной цены предмета аукциона.

4. Часть 6 комментируемой статьи предъявляет требования к организатору аукциона по опубликованию извещения о проведении аукциона.

Такое опубликование производится в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации.

Также установлено требование по размещению указанного извещения в свободном доступе на официальном сайте муниципального образования или при его отсутствии на сайте соответствующего субъекта РФ.

5. Части 7 и 8 комментируемой статьи устанавливают требования к содержанию извещения о проведении аукциона, подлежащего опубликованию и размещению на сайте.

6. Часть 9 настоящей статьи предусматривает право организатора аукциона отказаться от его проведения не позднее чем за 15 дней до дня проведения такого аукциона.

При этом, в случае отказа организатора аукциона от его проведения, он обязан опубликовать извещение об отказе в проведении аукциона в том же печатном издании и на том же официальном сайте в сети Интернет, на котором было размещено сообщение о проведении аукциона.

Опубликование должно быть проведено в течение 5 рабочих дней, а размещение на сайте в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона.

Установлена обязанность организатора аукциона в трехдневный срок известить участников аукциона об отказе в его проведении, а также вернуть им внесенные задатки.

7. Часть 10 комментируемой статьи содержит закрытый перечень документов, которые представляются заявителями для участия в аукционе.

Иные документы организатор аукциона требовать не вправе.

8. Части 12 и 13 комментируемой статьи содержат требования к подаче и принятию заявок на участие в аукционе.

Предусмотрено право одного заявителя подать только одну заявку.

Прием заявок не может быть прекращен ранее 5 дней до дня проведения аукциона. При этом законодатель не делает уточнения, что это должны быть рабочие дни. По истечении указанного срока поступившие заявки возвращаются заявителю.

9. Часть 14 комментируемой статьи устанавливает основания, по которым заявитель не допускается к участию в аукционе. При этом перечень оснований является закрытым и отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается.


10. Часть 16 данной статьи определяет порядок ведения протокола приема заявок на участие в аукционе.

11. Часть 17 комментируемой статьи предусматривает порядок уведомления участников аукциона, а также лиц, не допущенных к участию в аукционе, о принятом решении.

12. В соответствии с ч. 19 комментируемой статьи заявитель вправе в уведомительном порядке отозвать принятую заявку на участие в аукционе до дня окончания срока приема заявок. В этом случае, как и в ситуации с заявителями, не допущенными к участию в аукционе, организатор аукциона обязан вернуть им внесенные задатки.

Если же заявитель отзывает принятую организатором аукциона заявку позднее дня окончания срока приема заявок, то задаток будет ему возвращен только в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона, наряду с лицами, участвовавшими в аукционе, но не победившими в нем.

13. Часть 20 настоящей статьи определяет требования к ведению протокола аукциона.

14. Порядок оформления результатов аукциона протоколом определяется частью 22 комментируемой статьи.

15. Информация о результатах аукциона должна быть опубликована и размещена на официальном сайте в сети Интернет в том же порядке, в котором проводилось опубликование и размещение извещения о проведении аукциона. При этом опубликование производится в течение 5 рабочих дней, а размещение в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона.

16. Часть 25 комментируемой статьи предусматривает последствия уклонения победителя аукциона от заключения договора.

В этом случае договор может быть заключен с участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене, или с уклонившегося от заключения договора победителя аукциона могут быть в судебном порядке взысканы убытки, причиненные таким уклонением.

17. Часть 26 комментируемой статьи содержит запрет на изменение условий аукциона, которые были указаны в извещении о его проведении.

Договор заключается по цене, предложенной победителем. При заключении договора изменение условий аукциона не допускается как по соглашению сторон, так и по требованию одной из сторон договора.

18. Часть 27 комментируемой статьи устанавливает два основания для признания аукциона несостоявшимся.

Во-первых, это нарушение требования к численности участников аукциона. Во-вторых, нежелание участников приобрести предмет аукциона по начальной цене.

19. Часть 28 настоящей статьи предусматривает право единственного участника аукциона в случае признания аукциона не состоявшимся по причине участия в аукционе менее двух участников заключить договор о развитии застроенной территории в течение 30 дней со дня проведения аукциона. В этом случае орган местного самоуправления, проводивший аукцион, обязан заключить такой договор по начальной цене аукциона.