Файл: ГК_4_комм_Маковский_2008.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3330

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанность практического применения (внедрения) единой технологии является обязанностью правообладателя перед государством - перед Российской Федерацией или перед соответствующим субъектом Федерации в зависимости от того, за счет чьего бюджета создана технология. Таким характером этой обязанности объясняется присвоенное ей законом свойство следования - переход к тому лицу, к которому в соответствии с правилами ГК переходит право на единую технологию (абз. 2 п. 1 ст. 1545). С точки зрения гражданского права - это публично-правовое обременение права на единую технологию.

2. По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 1544 ГК, право на единую технологию должно принадлежать лицу, организовавшему ее создание, - исполнителю, причем это право предоставляется ему безвозмездно (п. 1 ст. 1548 ГК). Но для того, чтобы это право возникло и реально существовало, это лицо должно еще "до или в процессе создания технологии" принять все меры, которые в силу законодательства необходимы, "для признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии". Эти меры подробно перечислены в п. 2 ст. 1544 ГК, но перечень этот не является исчерпывающим. Если права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии, не были получены исполнителем до завершения работы над ее созданием, он обязан сделать это "незамедлительно" после того, как работа окончена.

Такая обязанность лежит на исполнителе и в тех случаях, когда право на единую технологию в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 либо подп. 1 п. 2 ст. 1546 ГК принадлежит соответственно Российской Федерации или ее субъекту. В этих случаях, получив права на составляющие единую технологию результаты интеллектуальной деятельности, исполнитель должен передать эти права правообладателю (п. 3 ст. 1546 ГК).

Более того, тогда, когда исполнитель сам должен был бы стать обладателем права на единую технологию, но не принял предписанных в п. 2 ст. 1544 ГК мер по признанию за ним и получению прав на образующие технологию результаты интеллектуальной деятельности, это может повлечь неблагоприятные для него последствия. Если в течение шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии он не обеспечил осуществление всех таких необходимых мер и действий, право на единую технологию получает соответственно Российская Федерация или ее субъект, финансировавший работы (подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 2 ст. 1546). При этом исполнитель не освобождается от того, чтобы осуществить и завершить приобретение необходимых прав и передать их Федерации или соответственно ее субъекту (п. 3 ст. 1546 ГК).

Обязанность исполнителя обеспечить получение прав на результаты интеллектуальной деятельности, составляющие единую технологию, и таким образом как бы "собрать" право на нее, направлена на то, чтобы сделать это право коммерчески привлекательным и тем способствовать распространению и применению единой технологии. Хотя эта обязанность и предусмотрена законом и подробно им очерчена, возникает она не из закона, а из тех же оснований, из которых исполнитель получает право на ее создание - из государственного заказа или иных договоров.


3. Из текста ГК и из сказанного выше в настоящем комментарии видно, что за исключением случая, предусмотренного в подп. 1 п. 1 ст. 1546, приобретение Российской Федерацией или ее субъектом права на единую технологию не имеет целью ее коммерческое использование. В статье 1547 ГК предусмотрен жесткий механизм отчуждения или передачи этого права "лицу, заинтересованному во внедрении технологии и обладающему реальными возможностями для ее внедрения" (абз. 1 п. 1). Для этого установлен короткий срок (шесть месяцев со дня получения прав на входящие в состав технологии компоненты) и определены формы отчуждения (конкурс или аукцион). Допустима и передача права на единую технологию без проведения конкурса или аукциона, но лишь в случаях, определенных федеральным законом о передаче технологий (п. 2 ст. 1547 ГК).

Весьма примечательно и существенно для понимания существа института права на единую технологию то обстоятельство, что, хотя по общему правилу это право отчуждается Российской Федерацией или ее субъектом возмездно (п. 2 ст. 1547 ГК), закон делает из этого правила значительные изъятия. Речь идет о "случаях, когда внедрение технологии имеет важное социально-экономическое значение либо важное значение для обороны Российской Федерации, а размер затрат на ее внедрение делает экономически неэффективным возмездное приобретение права на технологию...". В этих случаях передача такого права осуществляется безвозмездно (п. 3 ст. 1548 ГК). Точно так же для случаев, когда складываются подобные условия, решен в ГК и вопрос о передаче права на единую технологию лицом, которое само получило это право безвозмездно. Точное определение всех этих случаев безвозмездной передачи права на единую технологию должно быть установлено Правительством Российской Федерации.

4. В отличие от прав на другие сложные объекты участие в обороте права на единую технологию подвергается многочисленным ограничениям. Лицо, обладающее таким правом, в принципе может "по своему усмотрению распоряжаться этим правом", но только "если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом" (ч. 1 ст. 1550 ГК).

Ограничения, установленные Гражданским кодексом, содержатся в ст. 1547 и в п. 3 ст. 1548. О них уже говорилось выше (см. п. 3 настоящего комментария). Кроме того, в статье 1551 ГК установлены ограничения в отношении экспорта единой технологии.

Гражданский кодекс предполагает и возможность ограничений оборотоспособности права на технологию в других законах. В федеральном законе о передаче технологий могут быть предусмотрены "особенности распоряжения правом на технологию, принадлежащим Российской Федерации" (п. 5 ст. 1546), и случаи передачи этого права "без проведения конкурса или аукциона" (п. 2 ст. 1547).

За рамками таких ограничений право на единую технологию участвует в гражданском обороте на общих основаниях. Оно может быть полностью отчуждено правообладателем другому лицу по договору об отчуждении исключительного права (см. ст. 1234 ГК). Правообладатель может предоставить другому лицу право использовать единую технологию в обусловленных лицензионным договором пределах (см. ст. 1235 ГК и др.).


Положения статьи 1550 ГК могут иметь определенное значение и для понимания права на сложный объект вообще. В главной для этого права статье ГК - статье 1240 говорится лишь о сделках, с использованием которых образуется, "составляется" право на сложный объект, но ничего не сказано о договорах, опосредующих участие этого права в обороте. Из статьи 1550 ГК хорошо видно не только то, что такие права участвуют в гражданском обороте по общим правилам, установленным для договоров с исключительными правами (ст. 1233 - 1238 ГК), но и то, что сделка в отношении права на сложный объект может быть частью смешанного договора (ч. 1 ст. 1550, ср. с п. 3 ст. 421 ГК), и то, что право на сложный объект, как правило, выступает в обороте как единое целое (ч. 2 ст. 1550).

К договорам в отношении права на единую технологию, как и вообще к договорам в отношении прав на сложные объекты, применяются общие положения о договорах (ст. 420 - 453 ГК) и в соответствии с п. 3 ст. 420 ГК общие положения об обязательствах (ст. 307 - 419 ГК).


18 декабря 2006 года N 231-ФЗ