ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3323
Скачиваний: 12
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЧАСТНОГО ПРАВА
КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 декабря 2007 года
Под редакцией
доктора юридических наук, профессора
А.Л. МАКОВСКОГО
Вступительная статья
члена-корреспондента Российской
академии наук, профессора
В.Ф. ЯКОВЛЕВА
Совместный проект издательства "Статут"
и компании "КонсультантПлюс"
Авторы Комментария:
Авилов Гайнан Евгеньевич, заместитель Председателя Совета Исследовательского центра частного права - гл. 76 (§ 1, 4);
Всеволожский Кирилл Владимирович, вице-президент Евразийского союза семеноводов - гл. 73;
Калятин Виталий Олегович, юрисконсульт отдела международной практики Дирекции по правовым вопросам "РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.", кандидат юридических наук - гл. 71 (§ 3, 5, 6), гл. 74, 75;
Козырь Оксана Михайловна, начальник отдела Исследовательского центра частного права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации - гл. 76 (§ 2, в соавторстве с О.Ю. Шилохвостом);
Маковский Александр Львович, первый заместитель Председателя Совета Исследовательского центра частного права, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - гл. 69 (ст. 1225 - 1227, 1229, 1231, 1250 - 1254), гл. 77;
Павлова Елена Александровна, заместитель начальника отдела Исследовательского центра частного права, кандидат юридических наук - гл. 70;
Степанов Павел Владимирович, референт Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, кандидат юридических наук - гл. 69 (ст. 1242 - 1245), гл. 71 (§ 1, 2, 4);
Суханов Евгений Алексеевич, заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор - гл. 69 (ст. 1233 - 1241);
Трахтенгерц Людмила Анатольевна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации - гл. 72;
Шилохвост Олег Юрьевич, начальник отдела Исследовательского центра частного права, доктор юридических наук - гл. 76 (§ 2, в соавторстве с О.М. Козырь; § 3);
Яковлев Вениамин Федорович, советник Президента Российской Федерации, Председатель Совета Исследовательского центра частного права, член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный юрист РСФСР - вступительная статья.
СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Бернская конвенция - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 9 сентября 1886 г. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1224 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 29. Ст. 3046.
Вашингтонский договор - Договор об интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем. Принят в Вашингтоне 26 мая 1989 г.
Вводный закон - Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497.
ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности. Учреждена 2 апреля 1970 г. на основании Конвенции ВОИС.
Всемирная конвенция (Женевская конвенция) - Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 6 сентября 1952 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1224 // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. 1994. N 29. Ст. 3046.
ВТО - Всемирная торговая организация. Учреждена на основании Марракешского соглашения о создании Всемирной торговой организации. Принято в Марракеше 15 апреля 1994 г. и вступило в действие с 1 января 1995 г.
ГК (Гражданский кодекс, Кодекс) - Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (ст. 1 - 453) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; часть вторая (ст. 454 - 1109) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410; часть третья (ст. 1100 - 1224) от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. Ст. 4552; часть четвертая (ст. 1225 - 1551) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.
ДАП - Договор ВОИС по авторскому праву. Принят в Женеве 20 декабря 1996 г.
ДИФ - Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Принят в Женеве 20 декабря 1996 г.
Евразийская конвенция - Евразийская патентная конвенция. Принята в Москве 9 сентября 1994 г. Ратифицирована Российской Федерацией на основании Федерального закона от 1 июня 1995 г. N 85-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 23. Ст. 2170.
Закон об авторском праве - Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 32. Ст. 1242.
Закон о правовой охране программ для ЭВМ - Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2325.
Закон о правовой охране топологий - Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3526-1 "О правовой охране топологий интегральных микросхем" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2328.
Закон о селекционных достижениях - Закон Российской Федерации от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 36. Ст. 1436.
Закон о товарных знаках - Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2322.
Конвенция ВОИС - Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Принята в Стокгольме 14 июля 1967 г. Ратифицирована СССР на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г. N 3104-VII // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 40. Ст. 363.
Конвенция о новых сортах растений, Конвенция UPOV - Международная конвенция по охране новых сортов растений. Принята в Париже 2 декабря 1961 г. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1577 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5819.
Конвенция о фонограммах, Женевская конвенция о фонограммах - Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Принята в Женеве 29 октября 1971 г. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1224 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 29. Ст. 3046.
Парижская конвенция - Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Принята в Париже 20 марта 1883 г. СССР присоединился к Конвенции 1 июля 1965 г. и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1968 г. N 3104-VII ратифицировал Стокгольмский акт Конвенции // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 40. Ст. 363. Россия продолжает участие в Конвенции как преемник СССР с 25 декабря 1992 г.
Патентный закон - Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 42. Ст. 2319.
Римская конвенция - Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. Принята в Риме 26 октября 1961 г. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 908 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5217.
Роспатент - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ранее Российское агентство по патентам и товарным знакам.
ТРИПС (Соглашение ТРИПС) - Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Принято 15 апреля 1994 г. в Марракеше в качестве приложения 1C к Марракешскому соглашению о создании ВТО.
О части четвертой Гражданского кодекса России
Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) ознаменовало собой завершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. Начало этого процесса должно быть отнесено к 1990 г., когда работавшим в Союзном парламенте над новым законом о собственности юристам стало ясно, что без кардинального изменения гражданского законодательства (а значит, без нового Гражданского кодекса) в целом не может быть создана эффективная система правового регулирования подлинно рыночного экономического оборота. Первым шагом новой кодификации стало принятие в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенных в действие на территории России в 1992 г. Затем последовала часть первая ГК (1994 г.), посвященная лицам, праву собственности, общей части обязательственного права. Через год была принята часть вторая ГК (1995 г.), в которую вошли нормы о договорных и внедоговорных обязательствах. Спустя еще шесть лет была принята часть третья ГК (2001 г.), регулирующая наследственное право и международное частное право. Наконец, спустя пять лет была принята часть четвертая ГК (2006 г.), целиком посвященная отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации <1>. Таким образом, за 15 лет была создана полномасштабная и полноценная кодификация цивилистических норм, посвященных традиционному для отечественного правопорядка кругу отношений - от общих положений гражданского законодательства до международного частного права.
--------------------------------
<1> Для обобщающего названия прав на указанные результаты и средства в ГК используется предложенный в свое время В.А. Дозорцевым термин "интеллектуальные права".
Что касается собственно части четвертой ГК, то формально работа над проектом, получившим в декабре 2006 г. силу федерального закона, была начата в июне 2005 г., после того как распоряжением Администрации Президента РФ была образована рабочая группа <1>, которой было поручено подготовить проект, предусматривающий кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности. Столь малый для подобного законопроекта срок, однако, не должен вводить в заблуждение, поскольку разработка положений об интеллектуальной собственности для включения в новую кодификацию гражданского законодательства велась с небольшими перерывами постоянно с момента начала работы над такой кодификацией, т.е. с 1991 г. Теперь уже трудно подсчитать, сколько за эти 15 лет было подготовлено проектов и их вариантов <2>. Однако можно вполне определенно говорить о четырех проектах.
--------------------------------
<1> В состав рабочей группы вошли: В.Ф. Яковлев (руководитель), А.Л. Маковский (заместитель руководителя), Г.Е. Авилов, О.В. Городовиков, О.М. Козырь, Е.М. Моисеева, Е.А. Павлова, П.В. Степанов, Е.А. Суханов, Л.А. Трахтенгерц, О.Ю. Шилохвост (ответственный секретарь). Кроме того, в работе над проектом непосредственно участвовал В.О. Калятин.
<2> Речь идет только о проектах, работа над которыми велась Исследовательским центром частного права совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Первый (1995 г.) и второй (1999 г.) проекты предусматривали включение в ГК помимо общих положений, распространяющихся на все виды интеллектуальных прав, также основных положений о каждом виде прав с сохранением действия специальных законов, принятых в этой сфере в 1992 - 1993 гг. (так называемая полносистемная схема). Эти проекты готовились в составе соответственно второй и третьей частей ГК. Третий проект (2003 г.) был подготовлен по инициативе Мининформпечати России и был построен по так называемой усеченной схеме, содержащей только общие положения об интеллектуальных правах, рассредоточенные к тому же по всему Кодексу <1>. После отклонения указанных проектов в Исследовательском центре частного права был подготовлен четвертый проект (2004/2005 г.), построенный по исчерпывающей схеме, как правило, исключающей специальное законодательное регулирование интеллектуальных прав за рамками ГК. Именно этот проект после доработки был внесен в июле 2006 г. Президентом РФ на рассмотрение Федерального Собрания.
--------------------------------
<1> Также по усеченной схеме, но в рамках самостоятельного раздела ГК строились проект кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного университета (1999 г.) и основанный на нем проект, внесенный депутатом Государственной Думы В.Я. Комиссаровым (2001/2002 г.). По такой же схеме, судя по имеющимся материалам, предполагалось построить и проект, работа над которым в 2002 - 2003 гг. велась рабочей группой Минэкономразвития России.
Все проекты, может быть, за исключением третьего, не получившего широкой известности, постоянно находились в поле зрения юридической общественности и правоприменителей как внутри страны, так и за ее пределами. Внимание это преимущественно было критическим, что немало способствовало усилиям разработчиков по созданию полноценного как по кругу охватываемых отношений, так и по степени детализации, а главное - современного регулирования интеллектуальных прав. Интенсивность критических оценок каждого из проектов усиливалась по мере его приближения к стадии внесения в Федеральное Собрание. Особенно это коснулось последнего, четвертого, проекта. За восемь месяцев, предшествовавших подписанию Президентом РФ части четвертой ГК в качестве федерального закона, в СМИ (особенно электронных) едва ли не еженедельно появлялись заметки и отклики на проект. К сожалению, помимо содержательных оценок существа предлагаемого проектом регулирования в этих откликах нередко превалировали ни на чем не основанные упреки разработчикам в "келейности" и "кулуарности" работы над проектом, а равно и сомнения в их профессиональной состоятельности <1>.
--------------------------------
<1> Вообще, история работы над ГК, и в частности над его частью четвертой, ждет своего летописца. В этой истории должны найти отражение и истоки того противостояния, которое долгое время вызывали любые попытки внести ясность и определенность в запутанную систему правового регулирования интеллектуальной собственности. И если, повторим еще раз, содержательная критика всегда приветствовалась и поощрялась самими разработчиками, то огульные обвинения проекта в противоречии "всему и вся" только затрудняли работу, отвлекали внимание от решения действительно принципиальных юридических вопросов.
Если не иметь в виду эти последние моменты, критические замечания, высказанные по проекту и все еще высказываемые после его принятия в качестве закона, в основном затрагивают три группы вопросов. Первая группа касается самой допустимости включения в ГК исчерпывающего регулирования интеллектуальных прав. Едва ли не старейшим из этой группы аргументом, выдвигавшимся против проекта всегда, - по какой бы схеме (полносистемной или исчерпывающей) он ни строился, - является довод о том, что ввиду динамичности отношений в сфере интеллектуальной собственности правовое регулирование указанной сферы будет требовать постоянной корректировки и частого обновления. При этом утверждается, что соответствующие изменения в ГК будет внести труднее, чем в отдельные законы, действующие в сфере интеллектуальной собственности. На самом деле этот довод не выдерживает критики, так как с чисто формальной точки зрения ГК является федеральным законом, а значит, процедура внесения в него поправок никак не отличается от подобной процедуры, предусмотренной для изменения других федеральных законов (т.е. в том числе и в сфере интеллектуальной собственности). К слову сказать, не на стороне оппонентов и законодательная практика, свидетельствующая о том, что за 15 лет из шести профильных законов в три закона изменения вносились дважды, в другие два - четырежды, а Закон о селекционных достижениях вообще не был затронут какими бы то ни было изменениями.