Файл: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ В НАЦИОНАЛЬНЫХ МИФАХ ЛЕГЕНДАХ НА ЭМБЛЕМАХ И ГЕРБАХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВСТУПЛЕНИЕ

Семиотический подход рассматривает растения - культурные символы как совокупность знаковых систем, символов. Язык растений в этом смысле — это универсальная форма осмысления мира. Информационно-семиотический подход к растениям рассматривает их как мир артефактов. Артефакты обладают двойственной определенностью, с одной стороны, они существуют сами по себе, как и природные явления, отдельно от человека, с другой стороны, артефакты имеют субъективную определенность, они обладают смыслом, значением. В них человек опредмечивает свои цели, желания, представления. Предметы приобретают «сверхприродное» качество: способность заключать в себе человеческий смысл. Они становятся предметами культуры, благодаря духовной активности человека. Способность человека наделять свои творения смыслом ярко проявляется в речи. Смыслом наделены не только слова, но и все, что человек делает, что включат понятие культура: материальная и духовная. Смыслом наделено и поведение человека. Искусство не просто совокупность артефактов, продуктов человеческой деятельности, искусство — это мир смыслов. Мир смыслов - продукт сознания человека.

 Образы животных в рамках семиотической концепции культуры рассматриваются как часть знаковой системы, своеобразный «зооморфный код», в котором аккумулируются культурные смыслы, отражающие мировосприятие общества. При рассмотрении динамики образных репрезентаций животного мира в культуре был использован историко-генетический метод, давший возможность проследить взаимосвязь природных образов с процессами социокультурной динамики. Для анализа образной системы современной культуры важнейшими методологическими понятиями стали «образ» и «репрезентация», которые рассматриваются в контексте социального конструктивизма и теории социальных представлений, как результат социального творчества в конкретных исторических и культурных обстоятельствах.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ

Образ растений

Цветы сопровождают человека от рождения до смерти. В древней Греции устраивались праздники в честь гиацинтов и лилий, в Англии - в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции - в честь розы и фиалки, особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии. На Руси - праздник Ивана Купалы, когда из цветов плелись венки, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета - цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь.


Сейчас принято украшать городские площади цветочными часами. Совместить красоту и практичность в часах впервые удалось в Древней Греции – именно там появились цветочные часы. Как они выглядели? Обычная прямоугольная клумба, на которую полосками высажены различные цветы, совсем не сочетающиеся по форме или цвету. Весь секрет в том, что для часов подбирались растения, раскрывающие и закрывающие свои цветки в различное время суток.

Под Санкт-Петербургом, в память о детях, погибших во время блокады, установлен монумент «Цветок жизни», на котором написано: «Пусть всегда будет солнце».

Каждый цветок имеет свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду.

О возникновении цветов на нашей планете сложено много легенд. Вот что рассказывает одна из них: «…молвил тогда Ярило, посветлев мудрыми очами: "Ох, ты той еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою, я украшу тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, серебряными озерами, зеленой травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми..." Вот так и пришли на Землю цветы»

Бог солнца, весны и плодородия Ярило…

Согласно мифологии многих народов, растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям.

Так, в Древнем Египте богом растительности был Нефертум, в Древнем Вавилоне - Таммуз (Думузи), в Древней Греции - Деметра, Прозерпина и Дионис, а в Древнем Риме - Флора и Вакх.

Цветы всегда играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй.

Так, в одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая.

В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши.

А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем.

Мифы и сказания о растениях играли важную роль в фольклоре древних славян. Так, славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и небо. Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых.

Рассмотрим теперь легенды о некоторых лекарственных растениях.

Пион уклоняющийся (марьин корень), кәдімгі таушмылдық, Paеonia anomala L.

В настоящее время это растение занесено в Красную книгу.

Название свое корень носит весьма неслучайно. Испокон веков его использовали при лечении женских болезней, отсюда и Марьин. А легенда гласит, что с помощью этого растения Марьюшка спасла своего жениха от смерти.


Применение в медицине. Сырьё – корни и корневища, трава. Настойка пиона применяется при гастритах с пониженной секрецией, при неврастенических состояниях, бессоннице.

Пион в Древней Греции считался символом долголетия. Родовое название цветка образовано от греческого слова "paionios" - целительный, врачующий. В древности корень растения считали чудодейственным, способным изгонять злых духов, наваждения, успокаивать судороги. Для этого кусочки его корней нанизывали, подобно бусам и носили на шее.

Согласно историческим источникам, пион получил своё название в честь Пеонии – местности, откуда произошёл один из его видов.

Древнегреческая легенда связывает этот цветок с именем врача Пеона, который исцелил бога подземного царства Плутона от ран, нанесенных ему Геркулесом. Способности Пеона превзошли дар его учителя - бога врачевания Эскулапа, который из зависти решил его отравить. Боги превратили его в цветок. Так как Пеон уклонился от мести Эскулапа, возможно поэтому ботаники назвали цветок "пион уклоняющийся".

Пион был любимым цветком китайцев. Разведение этих растений в Китае всегда считалось занятием, которому покровительствуют боги.

У китайцев есть множество красивых сказок и легенд о пионе. Вот одна легенда про преданного пионам садовода. Принц захотел все это уничтожить и стал ломать цветы. Садовод не выдержал и побил принца палкой. Пионовая фея волшебством восстановила все поломанное. Принц распорядился казнить садовода, а сад уничтожить, но тут все пионы превратились в девушек, взмахнули рукавами, и принца унесло ветром, который сбросил его со скалы.

В Китае пион символизирует богатство, знатность, благополучие и преподносят его друзьям как знак добрых пожеланий.

А в Индии и Пакистане его считают символом неуклюжести и глупой гордости.

В средние века в Европе пион по пышности и красоте цветка считали соперником розы. По этому случаю есть такая легенда.

Образ животных

Образы животных, птиц и других братьев наших меньших встречаются во множестве мифов и легенд разных народов, и роль их очень велика. Давайте подробно проанализируем мир фауны, представленный на страницах мифов и легенд.

Мифы и легенды – это бесценные подарки древности, сохранившиеся до наших дней. В них рассказывается о деяниях богов и людей, о чудесах и превращениях, о культуре и законах мироздания. Но особое место в этих произведениях занимает мир животных. В мифологии разных народов мира можно встретить описания самых разных животных – от муравья до кита, от воробья до страуса, от маленькой рыбки до акулы. Образы животных, птиц и других живых существ, их повадки и нрав выступают в качестве символов, используются для изображения различных пороков и добродетелей, выступают объектами обожествления, берут на себя функции предсказания и предостережения.


Легенды и мифы и сегодня не утрачивают своей популярности. Но зачем они нужны современному человеку? Дело в том, что эти древние жанры – коллективная сокровищница человечества: они ложатся в основу мировой культуры, формируя наше общество. Без достойного знания мифов и легенд многие величайшие произведения литературы, живописи, скульптуры останутся непонятными.

Даже если вы до этого момента никогда раньше не интересовались мифами и легендами, проект не вызовет у вас затруднений, так как не требует никаких специфических знаний и умений – только желание отправиться в увлекательное путешествие по миру мифологии.

Роль животных, как и вообще анимального (зооморфного или териоморфного) элемента, в мифологии исключительно велика. Она определяется значением, которое имели животные на ранней стадии развития человечества, когда они ещё не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива — ни в его синхроническом состоянии (включение животных в социальную иерархию, помещение священных животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животного или от животного предка), ни, наконец, онтологически (представление о животных как об особой ипостаси человека). 

В силу этих особенностей животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой могли использоваться, как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности). В этом смысле использование образов животных в эпосе или в аллегорической системе апологов, басен. притч, пословиц и т. п. (вплоть до средневековых «Бестиариев») продолжает архаическую традицию. 

В мифопоэтическом сознании животные выступают как один из вариантов мифологического кода, на основе которого могут составляться целые сообщения, в частности мифы или мифологизированные животные сказки. Поскольку отдельные элементы зооморфного кода имеют постоянно закреплённые за ними значения, которые, однако, могут передаваться и другими кодовыми системами, устанавливается системами соответствий между элементами разных видов. При этом конкретные элементы зооморфного кода получают способность выступать как классификаторы, которые условно-символически описывают данную ситуацию и, кроме того, могут объединяться в целые комплексы, обнимающие разные сферы бытия.

Такие классификационные цепи известны как в архаичных мифопоэтических традициях, так и в более позднее время.


Особенно распространены примеры соотнесения животных со странами света, временами года, стихиями. Некоторые из входящих в такие классификации животных выступают, как представители или главы целых классов. В китайской традиции Белый тигр является представителем всех четвероногих. Чёрная черепаха — всех моллюсков. Феникс — всех птиц, Голубой дракон — всех животных, покрытых чешуей. 

Образы животных кодируют также соответствующие месяцы, сутки, годы. В Китае месяцы связывались последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, свиньей, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Тибете и Монголии — с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй. В Древней Греции проводниками солнца считались кошка, собака, змея, краб, осёл, лев, козёл, вол, ястреб, обезьяна, ибис, крокодил. Мусульмане связывают с небом 10 Животных и соответственно их хозяев: баран (Ибрахим), ослица (Балам), чибис (Билкис), кит (Иу-нус), конь ал-Бурак (Мухаммад), вол (Муса), голубь (Нух), верблюд (Салих), собака Китмир (Люди пе-щеры — Асхаб ал-Кахф),  муравей (Сулайман). 
Представления о реальных особенностях животных в сочетании с их использованием в классификациях, являющихся способом объяснения челове-ком самого себя и окружающей природы, создают возможность для распространённой в разнородовом обществе, ещё не умеющем вполне выделить себя из природной сферы, мифологической персонификации себя в природе, для подчёркивания своего единства (как в настоящем, так и в плане преемственности), объяснения ландшафта как наглядной истории своих предков.

Тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее — с прошлым, культурное и социальное — с природным, а также объединить этот коллектив некоторой общей системой норм поведения (экзогамия, алиментарное табу, особенности ритуала и т. п.). Тотемические предки обычно представлены конкретными видами Животных или особыми зооантропоморфными существами (полуживотные предки дема у маринданимских папуасов и т. п.); им посвящены особые обряды, целью которых является воздействие на тотем (напр., обряд интичиума в Австралии). Поэтому уже в рамках тотемизма существуют мифы о животных, которые полностью или частично инсценируются во время соответствующих ритуалов в тотемических центрах и служат мотивировкой тех или иных деталей образа и особенностей местности (её ландшафта, фауны, флоры). Таким образом, тотемические животные и первопредки зооантропоморфной природы используются в дескриптивной и этиологической функциях. Связь человека, рода с животным как тотемом подтверждается не только мно-гочисленными мифологическими мотивами, но и формулами (ср. зачин ряда австралийских мифов: «Это было в то время, когда звери ещё были людьми»), языковой семантикой.