Файл: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ В НАЦИОНАЛЬНЫХ МИФАХ ЛЕГЕНДАХ НА ЭМБЛЕМАХ И ГЕРБАХ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате сложных (или неполных) метаморфоз возникают чудовищные существа, совмещающие в себе черты нескольких Животных или человека и Животное; в китайской мифологии Пань-гу является демиургом и культурным героем, дракон не только воплощает зло, но и выступает носителем положительных функций, будучи подателем дождя, охранителем сокровищ и т. д. Известен и другой (механический) вариант сочетания Животных — их кортежи (т. н. политерионы), часто выступающие в мифах, сказках типа «Теремок» (особенно в кумулятивных), изображениях (преимущественно фризового типа). Многие сказки о Животных дают основания для реконструкции соответствующих мифов с участием Животных или, по крайней мере, частных мотивов, в которых Животные могут выступать в функции божественных персонажей. Эта ситуация вполне подтверждается реально засвидетельствованными случаями обожествления животных — как в некоторых до сих пор существующих традициях (Индия, Юго-Восточная Азия, Африка и т. д.), так и в традициях, известных по источникам. Из последних особого упоминания заслуживают божества в облике Животных, почитавшиеся в Древнем Египте: бык в Мемфисе, шакал в Сиуте, ибис и павиан в Гермополе, корова в Дендере, баран в Элефантине, кошка в Бубастисе, крокодил в Файюмском оазисе и т. п. Во всём Египте почитался бык Апис, содержавшийся в особом помещении: ритуал его погре-бения отличался особой пышностью. Апис связывался с богом Пта (как его душа и как оракул); вместе с тем он сочетался и с Осирисом, образуя синкретическое божество Осирис-Апис. Известно также обожествление и других быков — чёрного Мневиса в Гелиополе и черно-белого Бухиса в Гермонтисе. В виде Животных (иногда в сочетании с человеческими частями) представлялись Тот — ибис, Себек — крокодил, Анубис — собака. Гор — сокол. Сет — змея, Уаджет — змея, Рененутет — змея,  Хатор — корова, Нут — корова, Бастет — кошка, Сехмет — лев, Хнум — баран, Таурт — гиппопотам, Хекат — лягушка и т. п. Отчасти сходная картина наблюдается у древних майя: бог-змей Иаш Чан (на рельефах змей с человеческой головой, в рукописях — человек), бог дождя Тит Соот (изредка — голова дождя, тело змеи, обычно — человек), бог-улитка, бог-лягушка (однажды в человеческом облике), бог-гриф Ти (птица или человек с головой грифа), Небесный пёс (олицетворение молнии) и др.; у ацтеков: Кецалькоатль — бог солнца в виде пернатого змея; Коатлике — полу женщина-полузмея; Тлалтекутли — бог земли с чертами крокодила и жабы; в Вавилоне: Иштар в образе коровы, собаки, голубя; Тиамат в образе зверя-птицы (дракон), Мардук в связи со змеей, хищной птицей, драконом и др.; в Индии: Хануман — бог-обезьяна;  Ганеша — человеко-слон и др. Даже греческая мифология, с её отчётливо антропоморфными образами, содержит довольно значительный пласт, связанный с животными. Этот пласт, если иметь в виду мифологических персонажей высшего уровня и те черты животных в их облике, которые обычно имеют мотивировку в мифе, формируется из разных источников. В их числе: спорадические превращения богов в животных, имеющие сюжетный характер, — Зевса — в быка, орла, лебедя, муравья, Диониса — в быка, козла, льва, пантеру, Посейдона — в коня, Деметры — в кобылицу; сохранение териоморфных черт в образе богов (Пан и козел, Артемида и медведица, Гера и корова); почитание богов в ипостаси животного (Афина как змея, Дионис как бы бык и т. п.); священные животные богов или 
соответствующие их атрибуты (орел и бык у Зевса, сова и змея у Афины лань и медведица у Артемиды, мышь у Аполлона Сминфейского, конь, бык и дельфин у Посейдона и т. д. животные эпитеты богов — Зевс Ликейский (Волчий), Аполлон Ликейский, Аполлон Сминфейский (Мышиный), Дионис Таврос (Бык) и др. жертвенные животные, предназначенние определённым богам (ворона грифон, волк — Аполлону, петух, змея — Асклепию) и т. д. 


Ритуалы, связанные с жертвоприношением животных (гекатомба, ашвамедха и т. п.), их захоронением (т. н. «медвежьи пещеры» палеолита и неолита медвежьи кладбища у нанайцев, некрополи быков, крокодилов, кошек в Древнем Египте и т. п.) или изготовлением фигурок животных, ещё более расширяют наши представления о роли животных в сакральной сфере и о мифологическом значении тех или иных видов животных. Данные фольклора, символики, суеверий, примет, языка также включаются в ряд источников, позволяющих реконструировать связь образов животных с мифологическим началом. Ср. широкое применение зооморфных образов в воспитании ребёнка (сказки о животных, игрушки, изображающие животных, игры, ласкательные слова и т. д.) и в сфере СИМВОЛИКЕ. эмблематики, геральдики — вплоть до бытовой сферы (предметы, украшения, сувениры в виде животных название ряда болезней — рак, жаба и др.; строительных и иных конструкций).

ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ

История возникновения геральдики

Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов - государственных символов, олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившиеся в нем обычаи и традиции.

Вначале рассмотрим, что такое геральдика и историю ее возникновения.

Геральдика (от лат. herald – глашатай) - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования.

Создателями геральдики были герольды, в чьи обязанности входило описание (блазонирование) гербов и подтверждение дворянских прав рыцарей, участвовавших в турнирах. В XIII - XIV вв. геральдика стала основным образным языком и наложила свой отпечаток на весь быт средних веков. С XIV в. возникают специальные учреждения –герольдии - для регистрации родов дворянского сословия, закрепления за ними гербовых эмблем и регламентации гербов.

Первые обстоятельственные исследования науки о гербах были проведены в XVII в. Отцом научной геральдики считается французский геральдист XVII в. К.Ф.Менетри, в 1650г. издавший исследование о происхождении гербов «Origine des armoiries».

Источниками при изучении геральдики являются печати и монеты, памятники и могильные плиты, дворянские грамоты, изображения, древнее оружие, историческая литература.


Герб – символическое изображение, составленное по точно определенным правилам, и служащие постоянным отличительным признаком отдельного лица, рода или учреждения, а также города, области, государства.

Герб — исторически сложившийся символ, истоки которого связаны с тотемизмом. Члены рода, имевшего своим покровителем зверя – сородича - прародителя, в качестве амулета - оберега носили его изображение (целиком, часть, след и др.). С появлением территориальных образований знак главного рода становился общим для данного сообщества. Родовые символы наносились также на щиты и шлемы воинов как защита - оберег и средство устрашения врага. Особое значение гербы - символы получили во время крестовых походов (XI—XII вв.), приобретая значение индивидуального определительного знака. Позже такой герб удостоверял личность и происхождение рыцаря. В гербе могло отражаться и происхождение рыцаря. Право на герб передавалось по наследству.

В России Геральдика заимствована из Западной Европы во 2-й половине XVII в. Первые сочинения носили характер гербовников и имели целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: «Титулярник» (1672), соч. Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673).

Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Гербовая фигура — это небольшая область щита, окрашенная цветом, отличным от цвета щитового поля.

Простейшие гербовые фигуры (столб, пояс, перевязь, глава, оконечность, крест, стропило) образуются в результате разделения щита несколькими прямыми линиями: вертикальными, горизонтальными и диагональными.

Фигуры разделяются на геральдические и негеральдические. Геральдические в свою очередь разделяются на почётные (или первостепенные, константные, ординарии) и простые (или второстепенные).

Почётные геральдические фигуры имеют определённые размеры, положение в щите и названия. Второстепенные фигуры произошли из почётных путём их уменьшения, урезания, удвоения, утроения и т.д.

Негеральдических фигур очень много. Они делятся на естественные, искусственные и фантастические.

Естественными фигурами называются природные объекты — это животные, рыбы, птицы, растения, изображения человека.


Искусственными фигурами называются объекты, созданные человеком — это оружие, архитектурные сооружения, предметы гражданского, военного и религиозного быта и т.п.

Фантастические фигуры – объекты придуманные, заимствованные из мифологии и литературы, изображения фантастических существ, например, единорога или грифона.

Растения в геральдике

Для всех народов мира символика страны играет важную роль. Она отображает историю государства, мышление своих предков, национальные традиции, которые всегда будут священны. На сегодняшний день изображения растений можно встретить на гербах множества стран. Представлены они, как правило, деревьями, ветвями, цветами, венками, злаками (колосьями, снопами), травами и плодами. Растения на гербах честно рассказывают о природе страны или об ее хозяйстве, о политических и духовных ценностях государств. Есть растения, изображение которых присутствует только на одном гербе какого-либо государства, а есть такие растения, чьё изображение можно встретить на гербах сразу нескольких государств мира.

Каждое растение обязательно что-то символизирует. Нередко получается так, что изображённое растение вовсе не имеет никакого отношения к данному государству. Чаще всего растения выступают в качестве символов. Нередко изображения тех или иных растений на гербах стран кроют в себе многозначный смысл, отражая политические или духовные ценности государств. Зачастую этот смысл, который до наших дней донесло изображение на гербе, следует искать в лабиринтах истории.

За некоторыми деревьями и цветами закрепились определенные символы, являющиеся по существу универсальными. Так, дуб символизирует крепость и могущество, лавр – славу и почет, олива – мир и мудрость, пальма – долговечность и победу, ель – плодородие, обновление. В тех или иных комбинациях эти символы присутствуют на флагах различных стран. К этому списку можно добавить кленовые листья на флаге Канады, зеленый трилистник клевера на флаге Ирландии, ветку с плодом граната на флаге Гренады и гроздь бананов на флаге Фиджи и т.д.

Наиболее часто встречаются следующие виды растений, имеющие особое изображение в государственных символах отдельных стран:

Деревья. Они изображаются обычно с явными признаками своей породы. Особенно употребительны дуб, сосна, ель, липа, береза, пальма, олива, лавр, реже встречаются яблоня, груша, вишневое дерево, тис, клен, кедр, баобаб и некоторые другие, особенно у стран “третьего мира”.


Деревья могут изображаться целиком, то есть от корней до верхушки — и в таких случаях называются “вырванными” (особо частый и почетный вид изображения деревьев в гербах), либо частями (ствол целиком с листьями и плодами, ствол без листьев, ствол без ветвей или частью срубленный, ветви отдельно, пни с корнями и пни без корней). Каждый из этих видов изображения имеет свое значение.

Герб Ливана выполнен с стиле флага Ливана. Красный цвет - символ крови, пролитой в борьбе с различными колонизаторами, белый цвет - чистота снега Ливанских гор, чистота помыслов народа Ливана. Дерево - Ливанский кедр - символ святости и бессмертия (вечности).

В центре герба изображена гаитянская пальма (сельскохозяйственная культура Гаити), считающаяся на острове символом свободы народа, увенчана другим ее символом — фригийским колпаком. Пальма - значительный символ победы, славы, превосходства, мира, долголетия, воскрешения и бессмертия.

Листья. Большое значение имеют в эмблематике листья деревьев, изображаемые отдельно, изолированно, поскольку они даже лучше, чем целое дерево, могут конкретно указывать на его породу, а следовательно, и четче раскрывать смысл эмблемы. Самое широкое распространение в классической и современной эмблематике имеют листья дуба, липы, хвоя ели, сосны, а также стилизованные изображения хвои тиса, листьев клена, листа пальмы (называемого, однако, традиционно пальмовой ветвью). Могут изображаться и листья трав.

Например, в герб Италии входят ветви оливы и дуба.
Олива символизирует миролюбие нации, означающее стремление к внутреннему согласию в стране и интернациональному братству за её пределами.
Ветвь дуба говорит о силе и достоинстве итальянского народа. В то же время, обе эти ветви представляют два наиболее типичных вида итальянской растительности.

Национальная эмблема Канады — лист сахарного клена, который изображен и на флаге, и на гербе Канады. Это красивое дерево — одно из самых высоких широколиственных деревьев в мире (до 40 м в высоту) — растет только на юго-востоке Канады. Изображение листьев сахарного клена, растущих из одной ветки, олицетворяют развитие новой нации из многих народов.

Травы. В геральдике изображаются также и травы либо в виде пучка, либо отдельным стеблем, если они имеют хорошо выраженные признаки биологического вида. Так, например, изображаются вереск, осока, клевер, лен, сельдерей, чертополох (репейник), в том числе табак, сахарный тростник. Таким образом, к травам в геральдике относятся все растения, которые принято изображать целиком одинаковым зеленым цветом. В геральдике они играют роль не символическую, а справочную, поскольку сообщают о главных богатствах страны.