Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 5
1.2 Становление современной системы бизнеса
Становление современной системы бизнеса происходило посредством движения от более простых форм деловых отношений к более сложным, от низших форм - к высшим. Основу этого движения составляли противоречия между субъектами предпринимательского бизнеса. Эти противоречия во все времена порождали взаимную конкуренцию предпринимателей. Однако по мере продвижения общества к высшим формам деловых отношений они стали причиной системной интеграции бизнеса. С помощью уже упоминавшегося в учебнике термина «диалектическое противоречив» обычно характеризуется развитие явлений в форме постоянного обновления их содержания в соответствии с исторической логикой. Диалектические противоречия являются источником развития любой органической системы. Разрешая или преодолевая противоречия, система развивается. Вместе с тем разрешение противоречий не означает ликвидацию данных противоречий. По мере развития органической системы противоречия этой системы не исчезают, а, напротив, усложняются, что в свою очередь обусловливает дальнейшее развитие органической системы на основе разрешения новых - более сложных - противоречий. Современная система бизнеса - плод длительной эволюции человеческого общества. Поэтому для правильного понимания особенностей современного предпринимательства не следует забывать о принципе историзма. Современный предпринимательский бизнес целесообразно рассматривать как продукт предшествующего развития деловых отношений в человеческом обществе и как предпосылку последующего развития. Ведь рыночная экономика и рыночные формы предпринимательского бизнеса вышли из недр предшествующих общественно-экономических формаций. Становление современной рыночной экономики происходило эволюционно и революционно. Эволюционный период становления рыночной экономики охватывал отрезок человеческой истории, когда рынок играл второстепенную роль в жизни общества. Это длительный период, включавший разные эпохи жизни человека - от возникновения человеческого общества как такового до революционного низвержения рабства и феодализма, основанных на личном подчинении работников собственникам земли. Между тем в течение данного периода сформировались устойчивые рыночные связи в обществе, возникли предпосылки массового предпринимательства. Рынок из второстепенного звена экономики последовательно превратился в основную сферу осуществления сделок и столкновения деловых интересов субъектов бизнеса.
Современная система бизнеса обладает следующими важными особенностями:
- она была сформирована в рыночной экономике; современное
предпринимательство и рыночная экономика представляют собой неразделимое целое - рыночное предпринимательство;
Современный бизнес имеет устойчивый характер; его устойчивость обеспечивается благодаря постоянному воспроизведению деловых
отношений; этому способствует сложившаяся среда современного бизнеса,
взаимная польза предпринимателей, антимонопольная политика стран с
развитой рыночно ориентированной экономикой и всего мирового сообщества;
- противоречивое положение субъектов бизнеса, оказывающихся одновременно носителями частных (эгоистических) и общественных интересов, является не отрицательным, а, напротив, позитивным фактором экономики; эта противоречивость выступает как источник развития современного бизнеса;
- современные деловые отношения представляют собой не статичное, а динамичное явление; развитие предпринимательского бизнеса является постоянным процессом, в ходе которого деловые отношения усложняются, обогащаются, совершенствуются, приобретают новые и разнообразные формы проявления; этому, помимо прочего, способствует развитая система бизнес-образования, ставшая самостоятельной областью современного предпринимательства;
- данные отношения складываются в различных областях человеческой деятельности, каждая из которых имеет экономическую основу; поэтому непосредственной областью действия деловых отношений являются национальные рынки и складывающийся мировой рынок в различных отраслевых и видовых разрезах.
Системный характер современного бизнеса оказался естественным препятствием краха и распада рыночной экономики, которые предсказывались теоретиками перехода от капитализма к коммунизму. Как и всякая иная система, которая развивается динамично, постоянно поддерживая и укрепляя свою целостность, современный бизнес не только не уступил место нерыночным коммунистическим отношениям, но напротив, приобрел устойчивый характер во всем мире.
Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель совокупности прав и ответственности, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки. Сам термин «субъект бизнеса», равно как и его английский эквивалент – «бизнесмен» («businessman») не имеют однозначного определения. Субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны. Субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством; деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету; «субъекты бизнеса» - это категория, характерная для любой исторической формы существования человеческого общества; в каждой из таких форм родовые признаки бизнеса выступают на поверхности явлений с учетом особенностей, присущих именно данной форме, каковой, к примеру, является рыночная экономика. Предпринимательская деятельность выглядит как инициативная, независимая деятельность граждан и их союзов, направленная на получение прибыли, реализовывается гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в рамках, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любыми типами и видами деловой деятельности, не запрещенной законом. Субъектами бизнеса (бизнесменами) могут быть свободные в своих действиях на рынке единоличные собственники капитала — физические лица, а также собственники и владельцы предприятий, выступающие как юридические лица. В странах с рыночной экономикой сотни тысяч людей, единолично или группами, рискуя собственным капиталом, ежегодно открывают новые предприятия. Зачастую смешивают понятие «бизнес» с понятиями «предпринимательство» и «коммерция».
Бизнес — это любой вид деятельности в сфере общественного производства, приносящий доход или иные личные выгоды. Но экономическую деятельность можно осуществлять в сфере материального и нематериального производства. Поэтому правильнее бизнес подразделять на предпринимательство (хозяйственную деятельность в сфере материального производства) и коммерцию (хозяйственную деятельность в нематериальной сфере). Результатом предпринимательской деятельности являются материальные блага (товары), а коммерческой — нематериальные блага (услуги). Деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, т. е. никакие различия в законодательстве государств не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения. Под типом субъекта бизнеса понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий.
Заключение
Современный бизнес – это полноценная экономическая система, включающая в себя все аспекты общественного отношений, в том числе, социальная ответственность и основной инновационный двигатель. В качестве элементов бизнеса здесь и далее будут рассматриваться субъекты бизнесы, их деловые интересы, объекты деловых отношений (товары, услуги, работы, деньги), институты бизнеса(организации, осуществляющие координацию и регулирование деловых связей на различных уровнях организации общества). Все субъекты бизнеса влияют друг на друга, а их постоянное взаимодействие, вытекающее из необходимости постоянного обмена результатами деятельности между собой, которая в свою очередь проявляется на фоне постоянного возрастания разнообразных потребностей каждого из них, обусловливает эволюцию системы. Глобальная системная функция любого бизнеса состоит в превращении возможностей общества в конкретные удовлетворенные потребности. Эта функция имеет как внутренние ограничения, обусловленные внутренним потенциалом организации, так и внешние ограничения, обусловленные действием макрофакторов. Бизнес-система по сути соединяет все элементы глобальной системной функции конкретного бизнеса. Поэтому основная стратегическая задача заключается в определении оптимального решения относительно выбора бизнес-возможностей, конечных потребностей, микро- и макроусловий. Возможности бизнеса определяются тем, что выбирается в качестве основы или исходного пункта бизнеса. Бизнес, связанный с удовлетворением потребности общества в автомобилях, в одном случае может, например, заключаться только в реализации автомобилей от разных производителей на конкретном рынке.