Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие Государственного бюджета
1.1 Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета
1.2 Функции государственного бюджета
1.4 Бюджетный процесс в Российской Федерации
2. Доходы и расходы Федерального бюджета
2.1 Состав и структура доходов бюджета
2.2 Состав и структура расходов бюджета
2.3 Бюджетный дефицит и его финансирование
3. Региональные и местные бюджеты
3.1 Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направления и эффективность их использования. К собственным источникам доходов относятся закрепленные законом доходные источники для каждого бюджета бюджетной системы РФ.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) образует понятие «консолидированный бюджет». Этот бюджет используется для анализа и планирования показателей бюджетной системы. Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов бюджетной системы на соответствующей территории (без учета межбюджетных трансфертов и за исключение бюджетов государственных бюджетных фондов).
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве - бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов. В соответствии с законодательством РФ доходная часть бюджетов субъектов Российской Федерации должна состоять из собственных доходов, межбюджетных трансфертов (Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ) и бюджетных кредитов.
Собственные налоговые доходы - это доходы, полностью поступающие в установленных законодательством размерах в соответствующие бюджеты. К ним относятся налоговые доходы, неналоговые доходы, а также доходы, получаемые в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
В бюджеты бюджетной системы РФ зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами по нормативам БК РФ (ст. 50, 56, 61). По действующему законодательству, например, к региональным налогам отнесены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог, а к местным - налог на имущество физических лиц и земельный налог.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключение имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
· доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящего в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждения, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско - правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия средства самообложения граждан;
· платы за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод лесного фонда в земли иных категорий; платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; таможенные пошлины и таможенные сборы; лицензионный сбор на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; прочие лицензионные сборы, патентные пошлины; платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;
· иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
· дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
· субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов Российской Федерации;
· иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
· безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных безвозмездных и безвозвратных перечислений из одних бюджетов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также в форме бюджетных кредитов.
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.
Субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам предоставляются на срок до одного года в объемах, в порядке, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом, законами субъектов РФ о бюджетах на очередной финансовый год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
В федеральном бюджете РФ на 2013 год субъектам РФ предусмотрены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов; субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и др. Предусмотрено также предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов субъектов РФ и расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, с оплатой за пользование кредитами в размере одной четверти ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день соглашения о предоставлении бюджетного кредита на покрытие временных кассовых разрывов, а при покрытии расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, - по ставке ноль процентов.
В составе расходов федерального бюджета на 2012 год образованы Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, фонд регионального развития, фонд компенсаций, фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, фонд софинансирования социальных расходов. Субсидии и субвенции, выделяемые из этих фондов, направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности, финансирование федеральных программ развития регионов и текущих расходов по реализации ряда федеральных законов по социальной защите отдельных категорий граждан (инвалидов, участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.), а также на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, развитие социальной инфраструктуры, поддержку экономических реформ.
Предусмотрены также в федеральном бюджете дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, дотаций и субвенции бюджетам закрытых административно - территориальных образований (ЗАТО) и др.
Механизм межбюджетных отношений, при котором основным регулятором их стал выступать Целевой фонд финансовой поддержки регионов, введен с 1994 г. Средства этого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу. В 1994 г. этот фонд формировался в размере 22% НДС за счет его доли, поступавшей в федеральный бюджет, в 1995 г. - в размере 27% от НДС. В 1996 - 1998 гг. Фонд формировался за счет 15% от общего размера налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением подоходного налога с физических лиц и ввозных таможенных пошлин. В 1999 г. он образован в размере 14% от налоговых доходов, поступающих в федеральный бюджет, за исключением доходов от НДС и акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, таможенных пошлин и иных таможенных платежей.
В Федеральных законах о федеральном бюджете на 2001 - 2007 гг. образован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФФП), основное предназначение которого - выравнивание их бюджетной обеспеченности.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов РФ не допускается.
1.4 Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетный процесс является составной частью бюджетного планирования, его главной формой. Бюджетное планирование как органическая часть финансового планирования подчинено требования финансовой политики государства. В ходе бюджетного планирования обеспечивается централизованное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы, достигается воздействие финансов на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны, выявление резервов эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственно власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно - правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования, балансовый метод и др.
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и контролю за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:
· составление проектов бюджетов;
· рассмотрение и утверждение бюджетов;
· исполнение бюджетов;
· составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждении.
Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов бюджетной системы в России, а также контроль за их исполнением регулируются Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, и другими законами РФ, законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
Участниками бюджетного процесса являются:
· Президент Российской Федерации;
· высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
· исполнительные органы государственной власти;
· Центральный Банк РФ;
· органы государственного (муниципального) финансового контроля;
· органы управления государственными внебюджетными фондами;
· главные распорядители бюджетных средств;
· главные администраторы доходов бюджета;